Обучение военнослужащих перед увольнением в году. Законодательная база российской федерации

Спрашивает Станислав,

Калининград.

«С 2007 года я являюсь военнослужащим одной из воинских частей Балтийского флота. В текущем году срок моего контракта истекает, и по семейным обстоятельствам я не планирую заключать нового контракта. Слышал, что у меня есть время на профессиональную подготовку по гражданской специальности после увольнения.
Так ли это?».

На вопрос отвечает: помощник военного прокурора 306 военной прокуратуры гарнизона Богдан Косач

- Порядок организации профессиональной переподготовки перед увольнением с военной службы по одной из гражданских специальностей определен приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 марта 2009 г. № 95. Переподготовка по гражданской специальности осуществляется бесплатно с учетом уровня и профиля ранее полученного образования военным образовательным учреждением. Срок переподготовки - до 4 месяцев по очной или очно-заочной (вечерней) формам обучения.
Перечень образовательных учреждений и программ профессиональной переподготовки военнослужащих по гражданской специальности утвержден Приказом Минобороны Российской Федерации от 25 июня 2012 г. № 1595. Военнослужащие, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают дипломы о профессиональной переподготовке, которые удостоверяют их право на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере.
Вместе с тем, надо иметь в виду, что военнослужащие, изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку, подают рапорт командиру воинской части не ранее чем за год до истечения срока контракта.
Также следует знать, что переподготовка военнослужащих осуществляется при условии общей продолжительности их службы пять лет и более.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

О порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 201, 03.09.2012).
____________________________________________________________________


В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст.2331; 2000, N 1 (ч.II), ст.12; N 26, ст.2729; N 33, ст.3348; 2001, N 1 (ч.I), ст.2; N 31, ст.3173; N 53 (ч.I), ст.5030; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; N 19, ст.1794; N 21, ст.1919; N 26, ст.2521; N 48, ст.4740; N 52 (ч.I), ст.5132; 2003, N 46 (ч.I), ст.4437; N 52 (ч.I), ст.5038; 2004, N 18, ст.1687; N 30, ст.3089; N 35, ст.3607; 2005, N 17, ст.1483; 2006, N 1, ст.1, 2; N 6, ст.637; N 19, ст.2062, 2067; N 29, ст.3122; N 31 (ч.I), ст.3452; N 43, ст.4415; N 50, ст.5281; 2007, N 1 (ч.I), ст.41; N 2, ст.360; N 10, ст.1151; N 13, ст.1463; N 15, ст.1820; N 26, ст.3086, 3087; N 31, ст.4011; N 45, ст.5431; N 49, ст.6072; N 50, ст.6237; 2008, N 24, ст.2799; N 29 (ч.I), ст.3411; N 30 (ч.II), ст.3616; N 44, ст.4983; N 45, ст.5149; N 49, ст.5723.

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей.

2. Руководителям, начальникам подразделений ФСБ России, территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках, пограничных органов, других органов безопасности, образовательных, научно-исследовательских, военно-медицинских учреждений и предприятий ФСБ России:

обеспечивать направление военнослужащих органов федеральной службы безопасности, проходящих военную службу по контракту, на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей в соответствии с утвержденной настоящим приказом Инструкцией;

организовывать ежегодное планирование бюджетных ассигнований на профессиональную переподготовку военнослужащих органов федеральной службы безопасности, проходящих военную службу по контракту, по одной из гражданских специальностей на следующий календарный год;

заключать договоры на оказание образовательных услуг с государственными образовательными учреждениями профессионального образования, а также прошедшими государственную аккредитацию негосударственными образовательными учреждениями профессионального образования в соответствии с утвержденной настоящим приказом Инструкцией;

организовывать оплату образовательных услуг за счет и в пределах выделяемых средств.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа в части организации профессиональной переподготовки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, по одной из гражданских специальностей возложить на Управление кадров Службы организационно-кадровой работы ФСБ России, в части планирования и расходования бюджетных средств на профессиональную переподготовку - на Финансово-экономическое управление Службы обеспечения деятельности ФСБ России.

Директор
А.Бортников


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
20 февраля 2009 года,
регистрационный N 13411

Приложение. Инструкция о порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок и условия реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности (далее - органы безопасности), проходящими военную службу по контракту (далее - военнослужащие), права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей (далее - профессиональная переподготовка) в целях удовлетворения их образовательных потребностей и адаптации к новым экономическим и социальным условиям после увольнения с военной службы.

II. Условия направления на профессиональную переподготовку

2. Направление военнослужащих на профессиональную переподготовку осуществляется на основании их рапорта при условии, что общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования) в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

"О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон).


Военнослужащие, увольняемые с военной службы по перечисленным основаниям, проходят профессиональную переподготовку продолжительностью до четырех месяцев.

Пункт 4 статьи 19 Федерального закона .

3. Профессиональная переподготовка военнослужащих проводится без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия по день исключения из списков личного состава органа безопасности.

Пункт 4 статьи 19 Федерального закона .

4. Военнослужащие направляются на профессиональную переподготовку с сохранением воинских должностей по месту прохождения военной службы, как правило, с таким расчетом, чтобы она заканчивалась до дня исключения военнослужащего из списков личного состава органа безопасности.

В случае если договор с образовательным учреждением заключен и произведена оплата за профессиональную переподготовку, а срок увольнения военнослужащего наступает до начала обучения, то военнослужащий подлежит увольнению и исключению из списков личного состава в установленные сроки.
(Абзац дополнительно включен с 14 сентября 2012 года приказом ФСБ России от 8 августа 2012 года N 398)

5. Профессиональная переподготовка осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения.

6. Органы безопасности определяют количество военнослужащих, планируемых к увольнению в следующем году и желающих пройти профессиональную переподготовку, и в установленном порядке направляют в Финансово-экономическое управление Службы обеспечения деятельности ФСБ России заявку для планирования финансовых средств, требующихся для проведения профессиональной переподготовки военнослужащих, в том числе в необходимых случаях - и для оплаты командировочных расходов.

7. Оплата мероприятий, связанных с проведением профессиональной переподготовки военнослужащих, производится за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделяемых на указанные цели ФСБ России на соответствующий год.

8. Руководители, начальники органов безопасности заключают в установленном порядке договоры на оказание образовательных услуг.

9. Профессиональная переподготовка военнослужащих осуществляется, как правило, в образовательных учреждениях, расположенных в населенных пунктах по месту прохождения военной службы. При невозможности пройти обучение по месту прохождения военной службы военнослужащие направляются на обучение в образовательные учреждения, расположенные в близлежащих к месту прохождения военной службы населенных пунктах.

10. При заключении договоров необходимо предусматривать возможность переноса срока оплаченного обучения в случае болезни военнослужащего или наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 11 статьи 31 Положения о порядке прохождения военной службы , утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" .

Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст.4534; N 42, ст.5008; 2000, N 16, ст.1678; N 27, ст.2819; 2003, N 16, ст.1508; 2006, N 25, ст.2697; 2007, N 11, ст.1284; N 13, ст.1527; N 29, ст.3679; N 35, ст.4289; N 38, ст.4513; 2008, N 3, ст.169, 170; N 13, ст.1251; N 43, ст.4919.


Обстоятельства, по которым переносится срок обучения, должны быть документально подтверждены.

11. После заключения договоров с образовательными учреждениями на оказание образовательных услуг подразделения кадров органов безопасности информируют заинтересованных военнослужащих (под личную роспись) о наименованиях и местонахождениях образовательных учреждений, сроках и формах обучения.

12. В случае увольнения военнослужащего с военной службы в период обучения он имеет право на завершение учебы бесплатно.

13. Копия документа о прохождении профессиональной переподготовки, полученная в установленном порядке, приобщается к личному делу военнослужащего, а в его послужном списке производится запись с указанием полного наименования образовательного учреждения, номера диплома и даты его выдачи.

III. Порядок направления военнослужащих на профессиональную переподготовку

14. Военнослужащие имеют право пройти профессиональную переподготовку без взимания с них платы за обучение только по одной гражданской специальности и только в одном образовательном учреждении.

15. Военнослужащие, изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку, подают рапорт по команде в следующие сроки:

увольняемые с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе или по истечении срока военной службы - не позже чем за год до наступления предельного возраста пребывания на военной службе или истечения срока военной службы;
приказом ФСБ России от 8 августа 2012 года N 398 .
________________
В случае если указанные военнослужащие изъявляли желание продолжить военную службу и не подавали рапорт о направлении их на профессиональную переподготовку, а в отношении их соответствующими должностными лицами принято решение об отказе в заключении с ними нового контракта, такие военнослужащие имеют право подать рапорт о направлении их на профессиональную переподготовку не позднее 10 календарных дней с даты ознакомления с принятым в отношении их решением.
(Сноска дополнительно включена с 14 сентября 2012 года приказом ФСБ России от 8 августа 2012 года N 398)


увольняемые с военной службы по состоянию здоровья - не позднее 10 календарных дней с даты ознакомления с вынесенным военно-врачебной комиссией заключением о признании их негодными (ограниченно годными) к военной службе;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 сентября 2012 года приказом ФСБ России от 8 августа 2012 года N 398 .

увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями - не позднее 10 календарных дней с даты ознакомления с приказом (выпиской из приказа) о внесении изменений в штат органа безопасности.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 сентября 2012 года приказом ФСБ России от 8 августа 2012 года N 398 .

16. В рапорте указываются: воинское звание, фамилия, имя, отчество, личный номер, занимаемая воинская должность, дата рождения, общая продолжительность военной службы в календарном исчислении, уровень образования, наименование и местонахождение образовательного учреждения, выбранная программа обучения, форма обучения и основание для прохождения профессиональной переподготовки. К рапорту прилагается копия документа об образовании.

17. Рапорт военнослужащего рассматривается в установленном порядке.

18. В органе безопасности составляются списки военнослужащих, направляемых на профессиональную переподготовку (приложение N 1 к настоящей Инструкции), которые высылаются в образовательные учреждения.

19. Оплата профессиональной переподготовки производится на основании поступивших из образовательных учреждений в органы безопасности документов.

20. Направления на профессиональную переподготовку выдаются военнослужащим на основании вызова из образовательного учреждения (приложение N 2 к настоящей Инструкции).

21. На период осуществления профессиональной переподготовки в образовательных учреждениях военнослужащие освобождаются от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности. В зависимости от формы обучения указанное освобождение может быть частичным или полным.

Для прохождения профессиональной переподготовки в образовательных учреждениях, расположенных в близлежащих к месту прохождения военной службы населенных пунктах, военнослужащие в установленном порядке командируются в соответствующее образовательное учреждение.

22. Направление военнослужащих на профессиональную переподготовку оформляется приказом по личному составу.

Приложение N 1. Список военнослужащих войсковой части планируемых к увольнению в 20__году и изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку

Приложение N 1
к Инструкции (п.18)

Угловой штамп

Наименование

войсковой части

образовательного учреждения

военнослужащих войсковой части

планируемых к увольнению в 20__году и изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку

Воинское звание

Фамилия, имя, отчество

Выбранная программа обучения

Командир войсковой части

(подпись)

(инициалы, фамилия)

Приложение N 2. Направление

Приложение N 2
к Инструкции (п.20)


Угловой штамп
войсковой части

(воинское звание, фамилия, имя и отчество)

направляется в

(местонахождение образовательного учреждения)

на профессиональную переподготовку с

Основание: договор об оказании платных образовательных услуг

(наименование образовательного учреждения)

Командир войсковой части

Переподготовка военнослужащих перед увольнением является федеральной программой и действует на территории всей страны. При необходимости военнослужащий, который увольняется в запас с действующей контрактной службы, может пройти обучение по гражданской специальности. Закон позволяет посещать военный университет на бесплатной основе, но с тем требованием, что вуз относится к Министерству обороны.

Что это такое

Основа программы установлена в приказе министра обороны РФ 21.10.2015 №630 (о порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей). Сами наборы производятся по полугодиям. Каждый набор идет по групповому распределению, которое относится к различным вузам МО.

Приказ также регламентирует порядок зачисления военнослужащих в группы обучения.

Важно! Военнослужащий не должен иметь дисциплинарные взыскания и прочие отрицательные моменты, которые в дальнейшем являются основанием для увольнения.

Списки военнослужащих, которые выражают желание пройти переподготовку по гражданскому направлению, должны быть составлены до периода обучения и переданы в необходимое учебное заведение, расположенное в непосредственной близости от мест прохождения службы.

Само обучение имеет две формы: очную и очно-заочную.

Стоит учитывать, что для прохождения переподготовки потребуется выполнить стандартную процедуру зачисления на обучение.

Переподготовка введена для более полноценной социальной защиты офицеров и других категорий военнослужащих. После переподготовки, которая заключается в прохождении курсов, имеется возможность по льготным условиям поступить в выбранное учебное заведение. Также значительным плюсом является содействие университета в дальнейшем трудоустройстве после окончания службы.

При желании пройти переподготовку военнослужащий получает особый сертификат по квоте. Если выбранная специальность выходит за рамки бесплатной программы, то финансовую разницу должен погасить сам военнослужащий.

Обучение производится по различным направлениям. В настоящее время имеется возможность получения более 60 профессий.

Важно! Список бюджетных направлений варьируется в каждом высшем учебном заведении.

Процедура

Для переподготовки требуется желание военнослужащего. Это основной момент. При наличии желания получить гражданскую специальность процедура имеет стандартный вид:

  • пишется рапорт на имя непосредственного командира;
  • начальство дает резолюцию по рапорту и вносит военнослужащего в списки на обучение;
  • в образовательное учреждение направляется документационный пакет;
  • устанавливается зачисление на обучение в определенный срок самого военнослужащего;
  • после переподготовки военнослужащий уходит в запас, уже имея гражданскую специальность.

Важно! Документы в военный университет отправляет непосредственный начальник военнослужащих, которые проходят переподготовку.

Список документов, которые предоставляются образовательному учреждению:

  • список зачисляемых;
  • копии рапортов;
  • резолюция начальника на каждый рапорт;
  • имеющийся диплом каждого военнослужащего.

В дальнейшем устанавливается форма обучения по выбранной учебной группе относительно каждого военнослужащего.

После завершения прохождения переподготовки военнослужащий получает документы государственного образца, которые свидетельствуют о наличии специальности.

Особенности

Не все военнослужащие могут претендовать на переподготовку. Также есть нюансы, которые относятся к моментам увольнения. Например, есть список обстоятельств, которые позволяют проходить курсы гражданского типа. Все остальные варианты увольнения не подойдут.

Требование к кандидатам на переподготовку заключается в том, что военнослужащий должен иметь стаж от пяти лет. При этом, время обучения профессионального типа не включается в этот период.

Переподготовка может осуществляться в следующих случаях:

  • при достижении предельного возраста для своей категории (обучение производится в год достижения этого предела);
  • если срок службы военного типа истекает;
  • при проблемах медицинского характера (по состоянию здоровья);
  • при организационно-штатном мероприятии, в том числе сокращении штатов.

Важно! В основном переобучение используется офицерами, которые проходили ранее специальное военное образование. Для других категорий военнослужащих переобучение используется редко.

Список документов:

  • рапорт с указанием всех данных, в том числе должности и звания, а также общей продолжительности службы в вс;
  • копия диплома;
  • копия офицерского удостоверения при наличии;
  • резолюция руководства в совокупности со списком, в который включен военнослужащий.

В рапорте также должно быть указано:

  • образование;
  • наименование специальности гражданского типа с квалификацией, которая имеется;
  • основание для переподготовки;
  • телефоны (личный и служебный).

Все документы должны быть переданы в отдел кадров лично или через непосредственного командира. В дальнейшем они отправляются оттуда в необходимое учебное заведение.

Вступительных экзаменов для переподготовки нет. Но есть один нюанс. Прохождение переподготовки на бюджетной основе возможно только в отношении одной специальности в одноразовом варианте.

Стандартное время обучения не превышает 4 месяцев. Минимальное время переподготовки равно 250 часам.

В ряде учебных заведений возможно заочное обучение, которое заменило дистанционный вариант.

После итоговой аттестации военнослужащий получит диплом, который позволит работать по специальности. Сам факт получения переподготовки вносится в личное дело военнослужащего.

При необходимости увольняющиеся военнослужащие могут получить переподготовку, которая включает в себя получение гражданской специальности, выбранной самостоятельно. Сам процесс прохождения регламентирован специальным приказом и является установленным для всех федеральных территорий РФ.

Ленинградский окружной военный суд (Город Санкт-Петербург) - Гражданское

Суть спора: 3.018 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями)


ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 44Га-6/2016

президиума Ленинградского окружного военного суда

Президиум Ленинградского окружного военного суда в составе: председательствующего - Кувшинникова Д.В.,

членов президиума - Басова А.И., Домаша В.В., Шишкина Е.И., Гогина А.В.,

при секретаре Рогачёвой А.В.,

рассмотрел в судебном заседании административное дело по кассационной жалобе административного истца на апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда от 17 декабря 2015 года № 33а-825/2015 по административному иску Сапрыкина Игоря Вячеславовича об оспаривании действий командира войсковой части 53916 (руководителя Контрольной службы ФСБ России), связанных с отказом в направлении на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей.

Заслушав доклад судьи Кислова Д.Н., объяснения Сапрыкина И.В., поддержавшего жалобу, возражения на неё представителя административного ответчика Иванова И.В., президиум окружного военного суда,

У С Т А Н О В И Л:

Командир войсковой части 53916 отказал Сапрыкину в направлении на профессиональную переподготовку, предусмотренную п.4 ст. Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Причинами для отказа послужили пропуск Сапрыкиным установленного п.15 «Инструкции о порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей» (утв. приказом ФСБ России от 26 января 2009 года № 22) 10-дневного срока подачи соответствующего рапорта, а также получение Сапрыкиным в период службы второго высшего образования.

Полагая, что данный отказ нарушает его права, Сапрыкин обратился в гарнизонный военный суд с административным иском, в котором просил признать отказ незаконным, обязать командира части включить его в список военнослужащих, направляемых на профессиональную переподготовку, и направить для переподготовки по избранной специальности в соответствующее образовательное учреждение.

Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 9 сентября 2015 года требования Сапрыкина были удовлетворены. Суд пришел к выводу, что пропуск срока на подачу рапорта о прохождении профессиональной переподготовки ответчиком не доказан и, кроме того, данный срок не ограничивает право на переподготовку, закреплённое в Федеральном законе. Что же касается получения Сапрыкиным в период службы второго высшего образования, то оно с прохождением переподготовки не связано и переподготовке не препятствует.

Апелляционным определением Ленинградского окружного военного суда от 17 декабря 2015 года решение суда первой инстанции отменено и по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Суд апелляционной инстанции признал обоснованным отказ Сапрыкину в направлении на переподготовку ввиду нарушения им срока подачи рапорта. Суд также отметил, что Сапрыкин перед увольнением реализовал право на получение образования по одной из гражданских специальностей, и в переподготовке, целью которой является адаптация к новым экономическим и социальным условиям после увольнения с военной службы, не нуждается.

7 июня 2016 года в Ленинградский окружной военный суд поступила кассационная жалоба Сапрыкина, в которой он высказывает несогласие с апелляционным определением, просит о его отмене и об оставлении в силе решения суда первой инстанции.

Сапрыкин утверждает, что не нарушил срок подачи рапорта о прохождении профессиональной переподготовки, так как с приказом о внесении изменений в штат органа безопасности его не ознакомили, а начало течения срока, согласно Инструкции, должно исчисляться со дня ознакомления с приказом.

Не препятствовало прохождению профессиональной переподготовки и получение им в период службы второго высшего образования, поскольку получение указанного образования права на переподготовку не исключает.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, президиум окружного военного суда считает жалобу подлежащей удовлетворению исходя из следующего.

Согласно ст. основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения норм материального права судом апелляционной инстанции были допущены.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, Сапрыкин проходил военную службу по контракту в подразделении Контрольной службы ФСБ России в г. Мурманске, в 2010 году он достиг предельного возраста пребывания на военной службе.

24 ноября 2013 года у него истекал срок действия контракта, заключённого сверх предельного возраста, а в заключении нового контракта ему было отказано.

В ходе беседы 9 октября 2013 года, имея право выбора основания увольнения (по возрасту, по истечении срока контракта, по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями) Сапрыкин отказался от увольнения без обеспечения жильём и приказом Контрольной службы ФСБ России № 222-лс от той же даты в связи с организационно-штатными мероприятиями с 14 сентября 2013 года был зачислен в распоряжение руководителя службы. При этом последним перед увольнением местом его службы являлось подразделение, дислоцирующееся в Санкт-Петербурге.

Как следует из объяснений представителя ответчика суду апелляционной инстанции, в 2014 году Сапрыкину было предоставлено жильё в Санкт-Петербурге, он проходил военно-медицинское освидетельствование и использовал положенные отпуска (л.д. 150).

28 октября 2014 года Сапрыкин обратился с рапортом о направлении на профессиональную переподготовку, на который 17 декабря 2014 года получил отказ по телефону от сотрудника отдела кадров службы со ссылкой на пропуск установленного в п.15 Инструкции 10-дневного срока для подачи рапорта со дня ознакомления с приказом (выпиской из приказа) о внесении изменений в штат органа безопасности (л.д. 61).

7 апреля 2015 года с Сапрыкиным проводилась беседа, в ходе которой он заявлял ряд просьб, в том числе об ознакомлении с приказом (выпиской из приказа) о внесении изменений в штат органа безопасности, и с решением руководителя Контрольной службы по рапорту о направлении на переподготовку от 28 октября 2014 года (л.д. 63).

21 апреля 2015 года Сапрыкин вновь обратился с рапортом о направлении на профессиональную переподготовку, а 5 мая 2015 года обжаловал в Мурманский гарнизонный военный суд бездействие руководителя Контрольной службы по рассмотрению рапорта от 28 октября 2014 года.

21 мая 2015 года Сапрыкин от имени руководителя Контрольной службы получил письменный отказ в направлении на переподготовку со ссылкой на нарушение срока подачи рапорта и наличие второго высшего образования, полученного в 2014 году по юридической специальности. В тот же день на основании заявления Сапрыкина производство по делу об оспаривании бездействия руководителя Контрольной службы по рассмотрению рапорта от 28 октября 2014 года было прекращено.

В рапорте от 13 июля 2015 года Сапрыкин избрал основание для увольнения и просил уволить его в связи с организационно-штатными мероприятиями. Тогда же с ним была проведена беседа и приказом ФСБ России от 31 июля 2015 года № 596-лс он уволен с военной службы по избранному основанию. Приказом Контрольной службы ФСБ России от 5 августа 2015 года № 155-лс Сапрыкин исключён из списков личного состава с 21 августа того же года.

Суд апелляционной инстанции, согласившись с законностью и обоснованностью отказа в направлении Сапрыкина на переподготовку, неверно истолковал и применил нормы материального права, что выразилось в следующем.

В ч. 4 ст. Федерального закона «О статусе военнослужащих» закреплено право военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), продолжительностью до четырех месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно.

Содержание данного права состоит в адаптации военнослужащих, посредством профессиональной переподготовки в году увольнения с военной службы, к новым социальным условиям с целью содействия их занятости. Реализуется это право в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации, а также иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

В Федеральной службе безопасности Российской Федерации условия и порядок реализации права на прохождение переподготовки определены вышеназванной Инструкцией, утвержденной приказом ФСБ России от 26 января 2009 года № 22.

Сроки для подачи военнослужащими рапорта о направлении на прохождение профессиональной переподготовки установлены в п. 15 Инструкции, в соответствии с которым военнослужащие, увольняемые в связи с организационно-штатными мероприятиями, подают рапорт по команде не позднее 10 календарных дней с даты ознакомления с приказом (выпиской из приказа) о внесении изменений в штат органа безопасности.

Этот срок, по смыслу ч.4 ст. Федерального закона «О статусе военнослужащих», призван оптимизировать решение организационных вопросов прохождения переподготовки военнослужащими ФСБ России и носит вспомогательный характер, так как, являясь одним из элементов порядка (процедуры) направления военнослужащих на профессиональную переподготовку, служит, в конечном счёте, реализации закреплённого в законе права.

Требования, предъявляемые к военнослужащим, претендующим на прохождение переподготовки, исчерпывающе сформулированы в указанной норме Федерального закона. При этом ни в ней, ни в Инструкции возможность отказа военнослужащему соответствующей категории в направлении на профессиональную переподготовку по причине подачи рапорта за пределами сроков, установленных Инструкцией, не предусмотрена.

Нарушение установленного нормативным документом ФСБ России срока подачи рапорта не может быть истолковано как законное основание для лишения военнослужащего права на прохождение переподготовки в силу принципа верховенства закона, закреплённого в ч.2 ст. Конституции Российской Федерации.

К тому же, реализованные в Инструкции порядок и условия направления на переподготовку обязывают органы безопасности планировать мероприятия, связанные с переподготовкой военнослужащих, желающих её пройти, в году, предшествующем их увольнению (п.6 Инструкции).

Увольнение Сапрыкина состоялось в 2015 году – после реализации полагавшихся ему в период военной службы социальных гарантий, о необходимости предоставления которых командованию было заблаговременно известно.

На основании п.4 ст. Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на переподготовку подлежало реализации также в 2015 году, а предшествующие ей определённые Инструкцией организационные мероприятия – в 2014 году.

Поэтому подача Сапрыкиным рапорта 28 октября 2014 года позволяла органам и должностным лицам, на которых приказом ФСБ России от 26 января 2009 года № 22 возложена обязанность по реализации права военнослужащего, обеспечить направление его на переподготовку в году увольнения.

Что касается рапорта от 21 апреля 2015 года, то он являлся повторным и лишь подтвердил ранее высказанное и не отозванное Сапрыкиным намерение пройти переподготовку, в связи с чем срок, предусмотренный в п.15 Инструкции, к нему неприменим.

Кроме того, вывод о нарушении срока подачи рапорта судом апелляционной инстанции сделан вопреки п.15 Инструкции, согласно которому датой начала отсчёта срока на подачу рапорта определена дата ознакомления военнослужащего с приказом (выпиской из приказа) о внесении изменений в штат органа безопасности. В результате рассмотрения дела ответчик не смог доказать дату ознакомления Сапрыкина с приказом, а ссылка в апелляционном определении на осведомлённость военнослужащего о зачислении в распоряжение эту недоказанность не восполнила.

Не основан на законе и вывод суда апелляционной инстанции о фактической реализации Сапрыкиным права на переподготовку путём получения перед увольнением второго высшего образования.

Несмотря на то, что профессиональная переподготовка и получение высшего образования преследуют одинаковую цель расширения области знаний, между ними имеются принципиальные отличия, сформулированные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Так, в соответствии с ч.1 ст.69 данного Федерального закона высшее образование, в том числе второе высшее образование, направлено на подготовку высококвалифицированных кадров, в то время как профессиональная подготовка - на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новых навыков, новой квалификации (ч.5 ст.76 Федерального закона).

Конституционный Суд РФ в определении от 29 сентября 2015 года № 1888-О указал, что «пункт 4 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в дополнение к предусмотренным Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" гарантиям государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и защиту от безработицы устанавливающий право военнослужащих пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, направлен на обеспечение реализации их права на труд посредством предоставления возможности получения специальности, повышающей конкурентоспособность на рынке труда. При этом данная норма в равной мере распространяется на всех военнослужащих, относящихся к указанным в ней категориям…».

В п.5 Инструкции также предусматривается, что профессиональная подготовка осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования.

Таким образом, наличие у Сапрыкина полученного в период службы второго высшего образования реализации права на переподготовку не препятствовало.

Условиям, предоставляющим право прохождения профессиональной переподготовки, перечисленным в п.4 ст. Федерального закона «О статусе военнослужащих», Сапрыкин отвечал полностью.

Неверное применение материального закона - п. 4 ст. Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п. 15 Инструкции привело к лишению его права на профессиональную переподготовку, повлияло на исход дела и без устранения отмеченных нарушений защита охраняемых законом прав Сапрыкина невозможна.

Изложенное является основанием для признания оспариваемых действий незаконными, отмены в кассационном порядке апелляционного определения и оставления в силе правильного по существу решения гарнизонного военного суда.

Руководствуясь ст. ст. - , президиум окружного военного суда,

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда от 17 декабря 2015 года № 33а-825/2015 по административному иску Сапрыкина Игоря Вячеславовича об оспаривании действий командира войсковой части 53916, связанных с отказом в направлении на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей – отменить.

Оставить в силе решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 9 сентября 2015 года по административному иску Сапрыкина И.В.

Председательствующий Д.В. Кувшинников