Мотивационное письмо в институт пример. Как написать письмо в институт

Есть 2 причины, почему мотивационное письмо нужно готовить тщательно.

Первая причина – это ваш шанс выделиться среди равных и даже более сильных конкурентов. В зарубежные вузы поступают лучшие студенты со всего мира. Школьные баллы и уровень английского ваших конкурентов если и не превышает ваш, то точно ничуть не ниже. Английский вы можете не успеть пересдать, школьные оценки вы не измените. Блестящее мотивационное письмо выделит вас среди других.

Вторая причина – мотивационное письмо способно сгладить недостатки отдельных составляющих вашей заявки. Возможно, вы выбрали программу, не совпадающую с предыдущим образованием, не имеете профильного опыта работы или просто недобрали несколько баллов на GMAT. Мотивационное письмо поможет правильно подать эту информацию и сместить акценты на ваши сильные стороны.

В видео нашего основателя Яны Драпкиной-Уэхара: 6 шагов в подготовке мотивационного письма, сложные случаи, примеры с успешным поступлением из нашей практики.

I. Ознакомьтесь с требованиями к мотивационному письму

Если требования не указаны на сайте программы, зарегистрируйтесь онлайн в системе отправки заявки вуза и найдите описание требований в этой системе. Обратите внимание на требуемый объём слов или печатных знаков и на вопросы, которые Вы должны осветить в Вашем эссе. Проверьте, сколько мотивационных эссе требует от Вас вуз: большинство программ первого высшего и магистратуры потребуют от Вас только одно мотивационное письмо , однако бывают исключения, например: университет Эдинбурга обычно требует предоставить два эссе на свои программы магистратуры.

Пример вопросов мотивационного эссе на программу MSc Management университета Восточной Англии в 2016 году: «Объём мотивационного эссе должен составить около 500 слов. Опишите причину, по которой Вы выбрали программу, как она соотносится с Вашими дальнейшими карьерными планами, Ваш опыт работы, практику, волонтерскую деятельность, другой опыт, имеющий отношение к программе, что Вы надеетесь приобрести, отучившись на программе».

II. Определите структуру Вашего мотивационного письма

Какие разделы – параграфы войдут в состав Вашего эссе, как эти разделы будут связаны между собой; не забудьте включить вступление и заключение. Продумайте и, возможно, тезисно изложите для себя, о чём вы будете писать в каждом из разделов Вашего мотивационного эссе.

Ниже мы привели наиболее простую структуру мотивационного эссе в университет, успешно опробованную на мотивационных письмах более 100 русскоязычных студентов , поступивших в зарубежные вузы:

  1. Вступление.
  2. Карьерные цели поступления на программу.
  3. Карьерный план: как описанные выше цели будут достигнуты.
  4. Какие из качеств, навыков и знаний, необходимых для описанного карьерного плана, есть у Вас, и что Вам необходимо развить?
  5. Как программа, на которую Вы поступаете, поможет Вам развить соответствующие качества, навыки и знания и добиться обозначенных выше карьерных целей.
  6. Чем Вы сможете быть интересны/ полезны вузу и сокурсникам.
  7. Заключение.

Если Вы не достаточно уверенно пишите на английском языке, Вам может быть удобнее написать Ваше мотивационное эссе на русском языке и потом перевести его на английский.

Смотрите видео Яны Драпкиной-Уэхара: план письма, с которым Яна поступила на программу MBA в Англии и которому научила своих клиентов, лайфхаки для успешного письма и частые ошибки.

III. Определите Ваши карьерные цели и опишите их

Большинство зарубежных вузов включает в состав вопросов мотивационного письма вопрос о будущей карьере студента. Чем старше студент или выше ступень его образования, тем более конкретным и продуманным должно быть описание его карьерного плана. Какая отрасль привлекает Вас более всего и почему? Есть ли компании, в которых бы Вам хотелось работать, и почему? Если Вы хотите открыть собственное дело, опишите, почему Вы выбираете предпринимательский путь, и в какой области Вы будете работать.

Постарайтесь определить Ваши карьерные цели на следующие 2-4 года для бакалавриата, 5-7 лет для магистратуры и МБА. Цели должны быть:
- Не простыми, но реалистичными;
- Профессиональные цели должны соотноситься с жизненными целями;
- Конкретными, демонстрируя Ваше понимание отрасли, области,где Вы хотите работать;
- Направленными на совершенствование не только Вашей жизни и содержания банковского счёта, но и жизни людей вокруг Вас, Вашего общества, страны и, возможно, мира в целом.

Постарайтесь связать Ваши карьерные и жизненные цели. В примере ниже – соединение карьерных и жизненных целей студенткой из Москвы, поступившей на программу BSc Biomedical Science в лондонский UCL : «I have always been interested in the nature of living things. Illnesses that befell my family members and some friends taught me that health is one of the most important things in life. Yet, most people get sick throughout their lives, and I have always seen being able to help find a cure for illnesses as a good purpose in life.»

IV. Что делать, если карьерного плана пока нет?

У многих студентов, поступающих на бакалавриат, нет чёткого понимания, что и где они будут делать по завершении вуза. В этом случае стоит описать область, в которой Вы видите себя и сообщить приёмной комиссии, что обучаясь в их вузе, Вы надеетесь составить более детальный карьерный план.

Ниже пример описания направления карьеры студенткой, не выбравшей точную профессию, и поступившей на программу BA Film Studies в University of Reading : «I have not yet decided what type of career path in cinematography I should choose. I hope this course would help me gain a clearer understanding of the activities involved in the filmmaking process, so that I could make an informed decision regarding my career.»

V. Расскажите о Ваших качествах, знаниях и достижениях

Как и что рассказать о себе в мотивационном письме ставит в тупик многих абитуриентов: мы не часто пишем собственные биографии. Однако задача эта может быть весьма облегчена, если Вы приступите к ней, используя следующие шаги:

1. Определите, какие специальные качества и знания нужны для успеха на выбранной Вами программе и в Вашей будущей профессии, и какие из этих качеств есть у Вас. Опишите эти качества, приводя примеры из учёбы, работы и жизни.

2. Определите, какие общечеловеческие достоинства , имеющиеся у Вас, помогут Вам добиться успеха на выбранном пути. Опишите эти достоинства, приводя примеры из Вашей академической, профессиональной, общественной, спортивной и т.д. жизни.

3. Если у Вас есть интересные хобби или Вы участвовали в мероприятиях, которые могут быть полезными в Вашей учёбе или же помогут Вам стать интересным участником жизни вуза, кратко опишите их.

4. Сообщите о том, какие качества и знания, необходимые для успешного прогресса Вашей карьеры, Вы хотели бы развить , находясь на программе; часто в вопросах мотивационных эссе вузы называют эти качества «points of improvements».

5. Не восхваляйте и не принижайте себя , но описывайте себя с максимальной объективностью, цитируя факты, опираясь на мнение других и, если возможно, цитируя его.

Изучите брошюры и вебсайт выбранного университета. Чаще всего вуз открыто сообщает о том, какими качествами должны обладать студенты и каким критериям соответствовать.

Ниже приведён пример описания личных качеств студентом из Москвы , поступившим на программу MBA в бизнес школу университета Aston : «I enjoy challenges and the learning experience I can gain from them. At university, I learned to value quality knowledge and efforts needed to acquire it. Throughout my career I learned how to be a results-oriented manager and motivate others. I believe, my most important quality in this respect is my ability to collaborate and communicate effectively. However, I believe that to implement my business ideas, I still need to learn more about organizations and entrepreneurship in global business.»

VI. Расскажите, почему Вас интересует эта программа и вуз

Помните, что человек, рассматривающий Вашу заявку, скорее всего, будет экспертом в соответствующей предметной области, и ему будет важно увидеть подтверждение Вашего искреннего интереса к предмету и его понимание. Мотивационное письмо в магистратуру должно демонстрировать более глубокое понимание предмета, нежели эссе для поступления на первое высшее. Образцы мотивационных писем на английском и русском .

VII. Сложите получившиеся части воедино

Cледуя составленной структуре эссе, составьте первую версию Вашего эссе и доработайте его, убедившись, что все части Вашей работы логично связаны друг с другом.

VIII. Проверьте и отредактируйте мотивационное письмо

В мотивационном письме мысли нужно излагать просто и ясно. Этого легко достичь, если ограничить длину предложения 12-20 словами. Избегайте как чрезмерно фамильярного, так и чересчур формального тона. Пишите так, чтобы быть легко понятым. Удостоверьтесь, что каждое предложение содержит важную информацию, а не является повторением уже сказанного или пустой тратой слов.

Некоторые эссе начинаются с броских цитат, в других встречаются шутки или эссе имеют нестандартную структуру. Иногда это срабатывает, однако может иметь и обратный эффект. Члены приемной комиссии могут не разделять Ваше чувство юмора и взгляды, поэтому будьте осторожны, пытаясь сделать Ваше эссе слишком необычным.

Проверьте грамматику, орфографию и пунктуацию. Эссе, составленное с ошибками, создает отрицательное впечатление о навыках и усилиях, приложенных к поступлению.

Рассчитывать целиком на функцию «Проверка орфографии» компьютера нельзя. Распечатайте письмо и несколько раз внимательно прочтите его, стараясь обнаружить закравшиеся ошибки или опечатки.

Дайте прочесть Ваше письмо людям, мнению которых Вы доверяете. Убедитесь, что текст Вашего письма понятен читателям.

Мотивационное письмо (Statement of Purpose, Personal Statement) - это эссе на 1-1.5 страницы. В нём нужно объяснить выбор вуза и академической программы, рассказать о своих академических интересах, опыте, достижениях и целях.

Распространены два формата мотивационного письма:

  • Неструктурированное эссе. Кандидату предоставляется возможность представить себя в свободной форме. Обычно используют стандартную структуру: введение, заключение, а основная часть посвящена аргументации выбора программы и описанию релевантных навыков и карьерных целей.
  • Эссе в виде ответа на вопрос. От кандидата требуется написать несколько коротких эссе, каждое из которых является ответом на вопрос. Чаще всего, этот вариант эссе требуется для поступления на программы MBA или бакалавриата в США.

2. Почему важно мотивационное письмо

Без мотивационного письма для приёмной комиссии вы представляете просто цифры и факты: средний балл, результат языкового теста, даты обучения, гражданство и т.д. Поскольку большинство зарубежных вузов принимают без экзаменов, мотивационное письмо — это возможность узнать о ваших целях, почему вы выбрали именно этот вуз или программу.

Цель любого мотивационного письма – убедить членов приёмной комиссии зарубежного университета, что вы являетесь именно тем кандидатом, которому следует отдать предпочтение. Поэтому важно показать следующее:

  • Вы знаете, почему вам подходит выбранный вуз и программа.
  • У вас есть истинный интерес к предполагаемой области обучения.
  • Вы знаете, зачем вам это надо, т.е. у вас есть карьерная цель.
  • Если в вашей биографии есть спорные моменты, то этому есть разумное объяснение.

3. С чего начать

Вот в каком порядке следует приступать.

  • Изучите информацию о вузе и программе. Многое можно узнать на сайте университета, а также из других источников в Интернете — станицах университета в соцсетях, википедии, рейтингов и т.д.
  • Узнайте требования к мотивационному письму. Эту информацию можно узнать только на сайте университета. Вы должны знать максимально допустимый объем, требуется ли ответить на определённые вопросы и т.д.
  • Набросайте структуру. Вы должны представлять информационные блоки из которых будет состоять .
  • Проведите мозговой штурм. Всегда сложно писать о самом себе. Группы вопросов в следующем разделе должны помочь сгенерировать достаточное количество материала для составления первого черновика.

3. Что писать

Краткосрочные и долгосрочные цели

  • Что вас привлекает выбранной программе обучения?
  • Есть ли на выбранном факультете преподаватели, интересы которых вас заинтересовали?
  • Что конкретно вы ожидаете получить от уч ё бы на выбранной программе обучения?
  • Каковы ваши карьерные планы , и как выбранная программа обучения позволит вам их достичь?
  • Как вы представляете себе работу вашей мечты? Чем в идеале вы хотели бы заниматься через 10 лет?

Навыки и личные качества

  • Какими навыками вы обладаете (например, аналитические, управленческие, коммуникативные)?
  • Чем вы можете быть интересны для факультета: для преподавателей и других студентов?
  • Почему вы считаете, что вы будете одним из лучших студентов на выбранной программе?
  • Почему вы считаете, что вы сделаете успешную карьеру в выбранной области?

Личные достижения и опыт

  • Что отличительного есть в вашей жизни? Здесь можно рассказать о событиях, впечатлениях из собственной жизни или членов вашей семьи, ценных для вас победах, личностях, которые способствовали становлению ваших целей.
  • Приходилось ли вам преодолевать необычные житейские препятствия (экономические, политические, семейные, физического плана) и как вы их преодолели? Постарайтесь, чтобы это не выглядело, будто трудностями вы пытаетесь оправдать свои неудачи.
  • Если вам приходилось трудиться во время получения высшего образования, чему вы научились (например, лидерским или управленческим качествам) и как опыт работы в студенческие годы повлиял на ваше развитие?

Учёба и академические достижения

  • Когда вы впервые заинтересовались выбранной областью знаний?
  • Что вы узнали с тех пор об этой области знаний и о себе, что подстегнуло ваш интерес?
  • Как вы заинтересовались выбранной областью знаний – занятия в школе или вузе, чтение книг, конференции, общение с людьми, работающими в этой области?
  • Существуют ли какие-то пробелы или несоответствия в вашей уч ё бе , требующие пояснения?
  • Можете ли вы припомнить событие, которое подкрепило вашу уверенность в правильности выбранного карьерного пути.

После такого мозгового штурма должно сформироваться несколько основных тем, которые можно использовать в мотивационном письме. Рекомендуется выбирать от 1-х до 2-х главных тем. Выбирать следует темы, которые: непосредственно интегрируются с интересующей вас областью знаний; наилучшим образом характеризуют вашу личность; помогают создать наиболее полное представление о вас; оригинальны или связаны с вашим опытом, умозаключениями; способны удержать интерес читателя; содержат факты.

4. Как писать

Способы изложения

Существует два общих подхода к написанию:

  • Хронологический подход. Последовательное изложение событий от прошлого к настоящему. В то же время, есть вероятность, что мотивационное письмо превратится в монотонную автобиографию «я родился, учился, женился».
  • Тематический подход. Концентрация на 1-2 ключевых темах, которые могут излагаться как последовательно так и не последовательно. Преимущество тематического подхода заключается в том, что он позволяет совместить два разделённых по времени события, связанных по смыслу.

Структура мотивационного письма

Мы приводим пример возможной структуры.

Введение

Его цель – привлечь внимание и заинтересовать читателя. Введение также может указывать направление дальнейшего повествование.

Существует несколько способов начать мотивационное письмо:

  • Интересная цитата. В то же время многие кандидаты прибегают к этому приёму, поэтому вы рискуете быть не оригинальны.
  • Описание интересного впечатления из вашей жизни. Контекст указанного впечатления становится понятен читателю из последующего повествования.
  • Примечательный факт из вашей биографии. Важно, чтобы данный факт органично вписывался в общий контекст повествования.
  • Констатация проблемы. Проблема может быть личная или социальная. В дальнейшем повествовании необходимо показать процесс внутреннего или внешнего преодоления этой проблемы, либо как вы пришли к её более глубокому осознанию и пониманию.

Основная часть

Здесь описываете то, что у вас получилось в результате мозгового штурма. Порядок не имеет значения. Главное, чтобы одно логично вытекало из другого.

  • Ваша карьерная цель.
  • Почему вы выбрали эту программу/вуз.
  • Как ваше образование/опыт подготовили к обучению на этой программе.

Заключение

Его цель – оставить продолжительное впечатление от прочитанного. Существует несколько рекомендаций по написанию заключительной части:

  • Следует синтезировать темы, а не резюмировать факты и опыт. Не нужно резюмировать параграф за параграфом или ещё раз напоминать читателю о том, что обсуждалось ранее. Вместо этого лучше ещё раз затронуть ключевые темы, но не просто пересказывать их другими словами, а представить их под другим углом.
  • Можно «привязать» ваше повествование к более широкому контексту . Это может быть ваша жизнь или интересующей вас область или какая-то проблема. Только это не должно выглядеть, будто вы собираетесь изменить мир или вывести глубокую философскую истину из своего личного опыта.
  • Повествование о ваших долгосрочных целях – ещё один способ эффектно закончить мотивационное письмо. Ваши цели должны логично вытекать из опыта и навыков, изложенных ранее. Тогда описание целей естественным образом объединит темы о вашем прошлом, настоящем и будущем.

Чтобы было легче, можно изучить .

  • С амые интересные факты и опыт указывайте в начале или если уместно – во введении.
  • Располагайте факты так , чтобы читателю стало очевидно ваше развитие . Например, как ваше начальное любопытство превратилось в страстную увлечённость предметом или как раскрытые в раннем детстве способности в какой-то области были доведены вами до уровня мастерства.
  • Если вы используете тематический подход, можно объединить две взаимосвязанные по смыслу темы, но разделённые между собой по времени. В этом случае не придётся «разбавлять» временной пробел ненужными деталями.
  • Используйте переходные фразы от одного параграфа к другому. Во-первых, их использование позволяет информировать читателя об информации, которая будет представлена далее. Во-вторых, переходные фразы обеспечивают смысловую взаимосвязь с предыдущим параграфом.
  • Каждый параграф – это мини история , поэтому в конце каждого параграфа необходима смысловая развязка. Постарайтесь её сформулировать таким образом, чтобы она логически вытекала из содержания параграфа.


5. Как редактировать

Может потребоваться неоднократное редактирование текста на всех уровнях, начиная со слов и предложений до целых кусков содержания. Это нормально.

Чтобы процесс редактирования был менее утомительным и эффективным, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  • Напишите первый вариант , особо не беспокоясь о красоте слога и объёме. Это даст больше простора вашему творчеству.
  • Ч ерез пару дней оцените текст свежим взглядом - проблемные зоны для вас станут более очевидными. Удалите предложения без смысловой нагрузки, избавьтесь от банальностей и общих фраз, перепишите скучные параграфы.
  • Проверьте опечатки и грамматические ошибки. Если не укладываетесь в объём, посмотрите, что можно сократить без потери смысла, замените длинны конструкции более короткими.

6. Каким должно быть мотивационное письмо?

Идеальным можно назвать мотивационное письмо, которое позволяет членам приёмной комиссии наилучшим образом оценить аппликанта. Оно обычно обладает следующими характеристиками:

  • А нализ личных качеств. Обычно личным качествам придаётся большее значение в мотивационном письме в бакалавриат или на стипендию. Именно поэтому оно часто называется Personal Statement.
  • Искренность. Не следует чрезмерно (ключевое слово «чрезмерно») концентрироваться на том, что, по вашему мнению, приёмная комиссия хочет услышать. Вместо этого постарайтесь раскрыться и поведать собственную историю. Никому не интересно читать фейковые мотивационные письма.
  • Подготовка и мотивация. Во-первых, из повествования должно стать очевидным, что у вас реалистичное представление об интересующей вас специальности. Во-вторых, следует объяснить, почему она вас интересует. Во-вторых, следует пояснить, как ваше предыдущее образование и опыт подготовили к обучению на выбранной программе.
  • Наличие цел и . Важно умело аргументировать выбор, а именно: как учёба на выбранной программе способна помочь в достижении вашей профессиональных цели. Если нет чёткой цели, то по крайне мере, обозначьте сферу, в которой вы хотели бы развиваться.
  • Обоснованность выбора программы /вузы . Следует подкрепить ваши утверждения фактами о программе. Например, можно указать на конкретные аспекты учебного плана, научные интересы преподавателей факультета, которые вас особенно привлекают.
  • Умение излагать мысли. Для поступления на любую программу важно показать грамотное владение письменной речью. Это касается не только умения грамматически правильно составлять предложения, но и логично структурировать текст.

7. Каким не должно быть мотивационное письмо

Перечисленные ниже моменты следует избегать при написании любого мотивационного письма, а именно:

  • Небрежность. Опечатки, грамматические ошибки, частые повторения и т.д. в мотивационном письме дают повод думать, что кандидат не организован или несерьёзно относится к поступлению.
  • Клише и общие фразы. Следует избегать использования клише и общих фраз, которые не добавляют ничего интересного к вашему портрету. Это делает ваше мотивационное письмо предсказуемым и, следовательно, скучным.
  • Пересказ резюме /аппликационной анкеты . Пересказывать то, что и так можно узнать из вашей анкеты, не нужно. Лучше в мотивационном письме синтезировать информацию из неё, дополнить и пояснить наиболее важные события или достижения.
  • Неоднозначные темы. Выражать свою точку зрения и ценности в мотивационном письме – это нормально. Однако касаться вопросов, по которым в обществе существуют противоречивые мнения, таких как политика и религия, лучше избегать.
  • Чрезмерный объем. Большой объем мотивационного письма не определяет его качество. Как правило, лишний объем возникает из-за чрезмерной детализации или повторений. Если предложение не несёт смысловой нагрузки, его нужно удалить. Это правило хорошего письма. Те, кто с этим спорит, просто безграмотны.
  • Книжный слог. Избегайте длинных, сложноподчинённых предложений. Они затрудняют восприятие текста. Длинное предложение лучше разбить на два отдельных предложения.
  • Копипаст из Интернета. Скопированное полностью или частично мотивационные письма легко обнаруживают программы антиплагиата.

Как использовать образец мотивационного письма

Когда вам нужно подготовить мотивационное письмо, образец из интернета кажется вам очевидным решением, будь то пример мотивационного письма на английском или на русском, в магистратуру, в бакалавриат или на стипендию.

Но почему это может сыграть с вами злую шутку? Дело в том, что существует неправильный и правильный способ использования примеров мотивационных писем.

Неправильный способ

Неправильно - это, когда вы скопировали образец с какого-то сайта, подставили название специальности, вуза, изменили несколько предложений, отправили это “произведение” в университет или на стипендиальный конкурс.

Вы наивно ожидаете приятных известий, но вместо приглашения приходит закономерный отказ. Почему? Все просто. Практически всегда все документы принимаются в электронном виде через сайт университета или какую-либо централизованную онлайн-систему.

Естественно, сейчас проверить любой текст на плагиат - это вопрос нескольких минут. Как правило, эта проверка осуществляется автоматически после нажатия вами кнопки “Submit”.

Часто о проверке на плагиат не предупреждают, но иногда вы можете увидеть примерно следующее предупреждение.

Учитывая, как приемные комиссии западных и хороших азиатских вузов нетерпимо относятся к плагиату, хитрый план копирования из интернета может закончиться плачевно.

Правильный способ

Ошибки при составлении мотивационного письма

OnСampus собрал 12 типичных ошибок, которые совершают русскоязычные кандидаты при подготовке мотивационного эссе в иностранный вуз или на стипендию.

Итак, что не следует делать:

1. Оставлять на последний момент

Если вы написали мотивационное эссе с нуля за пару дней, то вряд ли у вас получилось что-то толковое. Это проверено, и с этим нет смысла спорить. Уделите подготовке мотивационного эссе минимум неделю, а лучше две-три, если вы поступаете в рейтинговый иностранный вуз или участвуете в конкурсе на стипендию.

2. Копировать образцы из Интернета

Существует соблазн просто скопировать пример мотивационного эссе из Интернета. Особенно, когда дедлайн поджимает. К сожалению, это не работает. Как уже говорилось, скопированные тексты легко обнаруживаются с помощью программ антиплагиата. Будьте уверены, что иностранные вузы ими пользуются.

3. Не продумывать мотивацию

Если мотивация сводится лишь к “получить интересный опыт”, то, обычно, это маскируется голословными фразами о том, “как я хочу изменить мир”. Это никому не интересно. Старайтесь быть конкретнее: чем хотите заниматься, чего добиться и т.д. Именно это выделяет вас среди других.

4. Бояться быть искренним

“Сухое” мотивационное эссе не производит впечатление. Это не юридический документ. От вас ожидают не только фактов, но и релевантной личной информации. Если вы поступаете на биологический факультет, вспомните историю из детства, когда родители на день рождения купили вам учебный микроскоп. Опишите ваши эмоции, как это событие повлияло на ваш интерес к биологии.

5. Писать автобиографию

Мотивационное эссе это не биография. Не пытайтесь пересказать всю вашу жизнь. Важно уметь выделить главное и релевантное из вашего образования, опыта, навыков и все это связать с вашими целями и программой, на которую вы подаете. Биографию напишите на склоне лет.

6. “Лить воду”

Поскольку русскоязычные кандидаты плохо знакомы с , то они часто пишут общие фразы, вместо того, чтобы писать о себе. Общие фразы никаких шансов не прибавляют. Писать конкретно намного сложнее. Поэтому и времени требуется больше.

7. Пересказывать анкету

Мотивационное эссе существует не для пересказа аппликационной анкеты. В анкете вы излагаете сухие факты. Мотивационное эссе больше похоже на сочинение, т.е. вы творчески перерабатываете факты, делаете субъективные утверждения о вашем опыте, карьерных целях и подтверждаете их примерами из вашей жизни.

8. Не модифицировать текст

Хотя в некоторых случаях допускается использование одинакового мотивационного эссе для нескольких университетов (например, когда вы подаете аппликационные документы через ), в большинстве случаев следует модифицировать некоторые его части под каждую программу, на которую вы подаетесь.

9. Злоупотреблять книжным языком

Русскоязычные кандидаты любят блеснуть книжным слогом, ошибочно полагая, что приемная комиссия высоко оценит их владение иностранным языком. За сложными конструкциями и архаичными оборотами теряется смысл. Тем более, если они написаны безграмотно. Приемной комиссии остается только гадать, что же вы хотели сказать.

10. Игнорировать структуру

Никому не хочется читать неряшливо организованный текст. Правильно структурированный текст облегчает восприятие и лучше доносит суть написанного. Поскольку в наших школах и даже гуманитарных вузах не учат регулярно писать короткие эссе, у русскоязычных кандидатов часто отсутствует навык логического структурирования коротких текстов, каким и является мотивационное эссе.

11. Переоценивать владение английским

Если вы сдали IELTS на 8.0+ - это вовсе не значит, что вы не допустите ошибки в мотивационном эссе. Часто, русскоязычные кандидаты с хорошим английским совершают не очевидные для них ошибки, которые сильно затрудняют понимание написанного.

Например, часто совершаются ошибки в параллельных конструкциях (parallel construction), когда нарушается баланс внутри одного или нескольких похожих предложений, имеющих одинаковую грамматическую конструкцию, как здесь:

  • (Неправильно) This paper will address No Child Left Behind, how to teach effectively, and instructing with multimedia aids.
  • (После исправления) This paper will address No Child Left Behind benchmarks, effective teaching strategies, and multimedia instructional aids.

12. Не проверять финальный текст

Не надейтесь лишь на встроенную проверку орфографии в Word. Прогоните мотивационное эссе через специальные онлайн-инструменты, такой, как www.1checker.com. Однако учитывайте, что ни один инструмент автоматической проверки не заменит живого профессионального редактора. Если бы это было не так, то на телевидении, радио и крупных онлайн-порталах уже давно не было бы редакторов.

Чек-лист

Подготовка

  • Изучите информацию о вузе и программе.
  • Узнайте требования к мотивационному письму.
  • Накидайте предварительную структуру.
  • Проведите мозговой штурм.

О чём писать

  • Краткосрочные и долгосрочные цели.
  • Навыки и личные качества.
  • Личные достижения и опыт.
  • Учёба и академические достижения.

Как писать

  • Самые интересные факты и опыт — вначале.
  • Располагайте факты, чтобы было видно ваше развитие.
  • Используйте переходные фразы между параграфами.
  • В конце параграфов делайте смысловую развязку.

Как редактировать

  • Напишите первый черновик.
  • Через пару перепишите.
  • Проверьте опечатки и грамматические ошибки.

Что не делать

  • Копировать из Интернета.
  • Писать книжным языком.
  • Пересказывать анкету.
  • Писать общие фразы ни о чём.
  • Не проверять ошибки.

Мотивационное письмо и что в нём написать – проблема всех, кто хочет поступать или проходить стажировку за границей. Правильно составленное письмо повышает шансы на успех при зачислении в вуз или приёме на работу. Поэтому стоит подробно разобрать, что нужно писать, а что нет.

Резюме и мотивационное письмо – два важных документа, которые требуют приёмные комиссии большинства вузов за рубежом. Нередки ситуации, когда мотивационное письмо играло решающую роль. Особенно в тех случаях, когда университет должен сделать выбор между двумя кандидатами с одинаковыми результатами.

Требования к содержанию

В мотивационном письме должно быть все чётко и по делу. Кандидат должен рассказать, почему он выбрал именно это направление и чем его так привлекает университет. Не стоит забывать и о заслугах, которые делают заявителя идеальным для зачисления.

Пример хорошего мотивационного письма

Вступление должно быть ярким и интересным, многое рассказывать о кандидате. Например, при выборе ветеринарного факультета, можно написать, как в летние каникулы будущий студент помогал животным в приюте. Не стоит забывать и о предыдущем образовании, но написать об этом нужно кратко. В резюме уже указаны школы, университеты или курсы, поэтому лишний раз не надо это подробно расписывать.

Главная часть письма должна фокусироваться на заслугах и интересах кандидата. Можно кратко перечислить свои заслуги, которые относятся к выбранной специальности, опыт работы, если таковой имеется, и т.д. В последнем параграфе главной части стоит подчеркнуть понимание будущей учёбы в университете и того, как она пригодится в жизни. Полезно написать, чего планирует достичь заявитель и почему его выбор пал именно на этот университет.

В заключении стоит грамотно подвести итог, поблагодарить за просмотренную заявку и выразить надежду на ответ или приглашения на интервью. Многие забывают подписать письмо в конце. Это грубая ошибка.

Мотивационное письмо должно быть читаемым, поэтому нужно выбрать достаточно строгий шрифт. Лучше использовать Times New Roman или Arial, в размере 11 или 12.

Видео о том, как писать мотивационное письмо:

Самые частые ошибки при написании мотивационного письма

Распространённые ошибки, которые испортят любое письмо:

  1. Однотипные письма во все университеты. Невооружённым взглядом видно, ч о письмо написано в общих чертах. Это указывает на то, что кандидат недостаточно изучил информацию о вузе.
  2. Плохое и скучно начало. Вступление – главная часть в мотивационном письме. Именно в начале нужно заинтересовать читателя.
  3. Добавление ненужной информации. В письме должно быть всё четко и по делу. Если кандидат хочет стать инженером, то вряд ли ему стоит указывать, что он в детстве рисовал акварелью или играл на пианино.
  4. Повторение резюме. CV обычно читают до мотивационного письма, поэтому повторять уже написанные факты не стоит.
  5. Слишком много личной информации о себе. В письме нужно рассказать о своих интересах и о том, что умеет и знает кандидат. Писать про семью, религию, политические взгляды неуместно.
  6. Перечисление навыков. Вместо того, чтобы писать о навыках, например, о работе с Microsoft Office, стоит написать, как это умение пригодилось в жизни, учёбе или работе. Например, создание формул в Excel облегчило расчёты на лабораторной по физике.
  7. Переписывание примеров из интернета. Приёмная комиссия за период своего существования пересмотрела просто множество скопированных мотивационных писем. Им сразу понятно, писал кандидат свои мысли или чужие.
  8. Длинный текст. Мотивационное письмо должно быть коротким и содержать только полезную информацию. Нужно уметь уложиться в 500-800 слов и подробно объяснить своё желание учиться в определённом университете.
  9. Написание письма в последнюю минуту. За пару дней вряд ли получится написать что-то хорошее. Стоит за несколько недель начать писать небольшие черновики, из которых потом получится собрать идеальное мотивационное письмо.
  10. Отправление письма без повторной проверки. Перед тем, как отправить свою заявку, стоит ещё раз внимательно проверить письмо на ошибки, повторения, неуместные предложения. Можно воспользоваться бесплатными сервисами проверки в интернете, потому что иногда трудно самому заметить маленькую опечатку.

Нестандартное мотивационное письмо, которое начинается с истории

Так как большинство молодых людей интересуется мотивационным письмом для поступления в зарубежные вузы, стоит привести несколько примеров на английском.

В мотивационном письме не стоит писать следующие слова и фразы:

  • To whom it may concern или dear sir or madam. Стоит потратить немного времени и найти на сайте университета человека, который возможно примет ваше письмо. Обычно на всех официальных сайтах рядом с учебной программой указаны контакты руководителя курса.
  • I am applying for the program. Обычно приём документов в зарубежные университеты происходит онлайн. Кандидат либо отправляет свои бумаги по ссылке, либо указывает выбранную программу в анкете. Поэтому абсолютно нет смысла писать в начале, на какой факультет подается заявка.
  • As you can see on my resume. Как уже говорилось ранее, приёмная комиссия чаще всего читает резюме первым, поэтому лишний раз напоминать о нём в письме не стоит.
  • I am the best/ideal/perfect candidate. Не стоит показывать уверенность и высокомерие, потому что назвать кандидата лучшим вправе только приёмная комиссия.
  • I would be a good fit. Если кандидат решил подать заявку, приёмной комиссии уже понятно, что тот считает себя подходящим для учёбы. Поэтому нужно написать именно почему заявитель считает себя идеальным для роли студента в этом университете.
  • Love или want. Чтобы действительно показать свою заинтересованность в учёбе, нужно придумать что-то лучше, чем просто любовь и желание к этой сфере деятельности. Стоит рассказать, что именно привлекает в будущей профессии и как она может изменить жизнь.
  • I think, I feel, I believe. Приёмная комиссия и так знает, что письмо было написано кандидатом, и им понятно, что это его мысли. Поэтому излишне подчеркивать, что он думает, чувствует и во что верит.
  • Really, honestly, seriously, totally, basically, very, truly, deeply. Обычно эти наречия пытаются использовать, чтобы показать свою уверенность. Однако приёмная комиссия видит это как надменность. Опять же, стоит уйти от размытости и перейти к конкретике.
  • Always и never. Эти два “абсолютных” слова звучат по-детски в любом мотивационном письме, потому что любые вещи могут меняться и категорично говорить “всегда” или “никогда” не стоит.
  • Good. Чтобы показать себя с хорошей стороны, не достаточно одного слова, тем более такого обыденного. Стоит использовать синонимы, одинаковые по силе: skilled, thorough, capable, efficient, accomplished.
  • Works well independently or as a team, fast learner, game-changer, go-getter, results-driven, thinking outside the box, forward-thinker, detail-oriented. Эти фразы встречаются в каждом втором мотивационном письме и совсем не говорят об индивидуальных характеристиках кандидата. Чтобы подчеркнуть своё умение быстро учиться, стоит привести пример.
  • Extensive experience. Если кандидат поступает в университет, то вряд ли стоит писать о том, что у него есть богатый опыт в той или иной сфере деятельности. Такая фраза всегда настораживает приёмную комиссию и заставляет их думать, что кандидат не совсем честен в своем письме.
  • And other things. В мотивационном письме стоит избегать расплывчатости и быть очень конкретным. Вместо того, чтобы писать о другом, стоит написать четкий лист своих заслуг.

Пример провального мотивационного письма

Мотивационное письмо – очень важный документ при поступлении за рубеж. Поэтому нужно приложить достаточно усилий, чтобы сделать его уникальным и привлекающим внимание. Стоит написать несколько черновиков, посмотреть примеры в интернете, исключить все ошибки. Тогда получится идеальное мотивационное письмо, которое обеспечит зачисление в ВУЗ.

Как написать мотивационное письмо и попасть на учёбу за границу? Ответ в видео.

Примеры мотивационных писем и эссе

Ниже мы вкратце расскажем о том, как нужно писать мотивационное письмо. Motivation letter, personal statement требуется при поступлении в любой иностранный университет. Это самая важная часть вашего пакета документов. И единственная возможность показать себя как личность, а не безликого человека с набором публикаций и достижений. Известно много случаев, когда абитуриенты с несильным бэкграундом поступали университеты благодаря отлично написанному мотивационному письму. Уделите его написанию не меньше месяца.

В зависимости от программы, на которую Вы поступаете, в эссе нужно делать различные акценты.

Так, мотивационное письмо должно отвечать на вопросы: почему вы хотите учиться в этом вузе, чем этот университет привлекателен для вас, ваши сильные стороны.

Для поступления на юридические специальности в мотивационном письме должна четко прослеживаться логика изложения. Бизнес программы требуют лидерских качеств, умения быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях и.т.п., что вы должны отразить в мотивационном письме.

Ответы на вопросы в мотивационном письме

В мотивационном вы должны ответить на следующие вопросы:

Каков ваш опыт, бэкграунд? У вас уже есть козырь – вы из России, а значит, уже отличаетесь от большинства студентов.

Почему ВУЗ должен выбрать вас? Расскажите о том, что делает вас уникальным или особенным кандидатом. Не стесняйтесь перечислить ваши достижения и успехи

С какими сложностями вы столкнулись и как вы их преодолели? Это могут быть истории из детства, жизни.

Что вас мотивирует? Почему именно эта специальность?

Почему в хотите учиться именно в этом университете?

Для того, чтобы написать хорошее мотивационное письмо, необходимо:

1) Выделить ваше мотивационное письмо из числа других. Для этого тщательно продумайте вступление, чтобы оно «цепляло» глаз с первых строчек. Никаких ‘Hello, my name is…’

2) Указать достижения во внеакадемической сфере (музыка, спорт). Покажите, что вы не зациклены на учебе, а являетесь разносторонне развитым человеком.

3) Указать, как ваш опыт может быть полезен для университета, что есть у вас, чего нет у американских студентов. Расскажите, что сделало вас таким, какой вы есть сейчас.

А также:

Указывайте ваши достоинства и сильные стороны, а не недостатки

Не пишите в мотивационном письме о себе в третьем лице

Аккуратно пользуйтесь лексикой, не используйте слов, в значении которых точно не уверены

Не используйте сленговые выражения и профессиональный жаргон

Не пишете стихов и рифм - напишите и проверьте ваше мотивационное письмо на ошибки. Затем проверьте снова и снова

Отведите достаточно времени на написание письма. Не пытайтесь написать его за день. Отложите написанное эссе на несколько дней, затем прочитайте снова

Покажите ваше вашему другу или преподавателю. Свежий взгляд поможет вам найти ошибки или неточности

Не превышайте лимита отведенного для мотивационного письма. Это будет означать, что вы не можете выполнять поставленных перед вами задач

Не переводите эссе с русского на английский язык

Не копируйте мотивационные письма из Интернета. Приемная комиссия, которая читает более 1000 эссе в день без труда распознает такое письмо и отправит его в мусор.

Ниже приведем примеры успешных мотивационных писем.

Пример мотивационного письма для поступления на программу MBA

Write a candid description of yourself, stressing those personal qualities, assets, and liabilities that you feel will influence your graduate work. Describe what you consider to be your most important professional and/or academic achievement to date.

If one were to ask my friends to describe me they would describe me as a very pleasant, diverse, active and intelligent woman. I think one of my most distinguishing characteristics is the diversity of experiences I possess. I am a science student with a flair for the arts. I am a woman with technical aptitude and an interest in management I also have a passion for traveling and understanding different cultures of the world. AH these elements have given me a very broad outlook, with varying degrees of knowledge in a range of topics. I strongly believe that although some are not related directly, all these qualities will influence my graduate work.

My Engineering degree has given a strong foundation to my analytical skills since civil designing involves a lot of long, complex and intricate calculations and the application of basic math skills. Over the past four years, I have been working part-time with my family firm, SnMTech Systems. I am also the co-founder and active member with FOE - Friends of the Environment I have assisted in the installation of Enterprise-wide Resource Planning (ERP) System at Biotech, a major Engineering Company. More than what I have studied in school and college, it has been these experiences that have shaped the person that I am today.

I believe that this unique blend of experiences has made me a woman with an original point of view. This blend has given me a broader perspective to and a good understanding of life and a goal to aim for. Among other things, I have this diversity of experience to offer Utah University. My most substantial accomplishment has been the success of the software upgradation project that I managed at SnMTech Systems Pvt. Ltd., New Delhi, where I have been working as a part time Associate Intern - Management Information Systems since 1994.

During the first two years of my work at SnMTech, I had an opportunity to observe and work with the existing system being used. Some of the software packages being used were outdated versions. I have always been in touch with the latest software packages thanks to the powerful PC I have at home and am quite used to working with a Graphical User Interface (GUI) environment. At the office, there was great deal of chaos while preparing reports that involved use of more than one software since compatibility between packages usually posed a problem. The difficulty we faced putting different files together led to the final report appearing rather haphazard sometimes.

I believe in providing and maintaining non-negotiable high standards and service. I recognized that shifting to a newer GUI based software would not only dramatically improve our documentation quality, but also increase productivity at the workplace. Presenting the pros and cons to the management of the upgradation was a very challenging task. I was asked to prepare a proposal regarding the upgradation of the firm"s software. Initially, I imagined this project would be rather simple but it turned out to be among the most challenging and rewarding experiences of my life.

Through a firm-wide survey of operators and several one-on-one discussions of their own preferences and solutions, I found that while everybody wanted an upgradation, they had doubts since they would have to learn a whole set of new skills. In order to prepare a budget, I procured quotations from various vendors and analyzed possible combinations. I realized the necessity of a training course for the operators because most of them were not familiar with the GUI interface. I examined the various training classes that offered private in-house training for the employees. After a detailed analysis, I presented my report to the management in the next meeting. They were pleased with my efforts and pleasantry surprised at the cost of the project since it seemed to be comparatively less than what they had anticipated.

Once I was given the go-ahead, the next hurdle was to implement the proposal and coordinate the upgrading. To avoid any disturbance to the company"s work, training sessions were planned after working hours. The upgrading took a week and the training of the operators took another two weeks. The really tough period started once the training personnel left. The management felt that it was my responsibility to see that the operators didn"t face any problems once they actually started using the new software packages. I put in 60 to 70-hour weeks for the next three weeks before everyone was comfortable with the new system. While the benefits of using these packages were not immediately tangible, a few months later our clients acknowledged that the quality of the reports we sent them had improved considerably. In fact, a year later our firm decided to upgrade all of its software packages. I consider this to be a tacit compliment for my efforts.

This project required me to believe in myself and in what I thought was good for the company. I had to take a pro-active approach, take the initiative and play a leadership role in motivating people and executing the project to completion A good manager is one who can figure out where the problem lies, deal with it effectively by involving all the members of the company and improve the overall culture of the company. The problem I saw at SnMTech had to be resolved to sustain the company"s image. The fact that I was able to pull off this task alone has boosted my confidence in my abilities.

Пример мотивационного письма для программы Фулбрайт (Fulbright)

On one hot late-summer day when I was in high school, my parents came back from a shopping trip with a surprise present for me: the legendary board game, Diplomacy. At first I scoffed at such an old-fashioned game. Who would want to waste glorious sunny days moving armies around a map of pre-World War I Europe pretending to be Bismarck or Disraeli? But after playing the game once, I became absolutely riveted by the nuances of statecraft, and soon began losing sleep as I tried to craft clever diplomatic gambits, hatch devious schemes, and better understand the game"s ever-changing dynamics. As my friends and I spent the second half of the summer absorbed by the game, my parents grinned knowingly. How could I resist being fascinated with Diplomacy, they asked me, when I incessantly read about international affairs, and liked nothing more than debating politics over dinner? How could I resist being fascinated, when I had spent most of my summers in Greece (and, much more briefly, France and England), witnessing first-hand the ways in which countries differ socially, culturally, and politically?

Though my passion for foreign policy and international affairs undoubtedly dates back to high school, I never had the chance to fully develop this interest before college. Once I arrived at Harvard, however, I discovered that I could learn about international relations through both my academics and my extracurricular activities. Academically, I decided to concentrate in Government, and, within Government, to take classes that elucidated the forces underlying the relations of states on the world stage. Some of the most memorable of these classes included Human Rights, in which we discussed what role humanitarian concerns ought to play in international relations; Politics of Western Europe, in which I learned about the social, economic, and political development of five major European countries; and Causes and Prevention of War, which focused on unearthing the roots of conflict and finding out how bloodshed could have been avoided. Currently, for my senior thesis, I am investigating the strange pattern of American human rights-based intervention in the post-Cold War era, and trying to determine which explanatory variables are best able to account for it.

Interestingly, I think that I have learned at least as much about international relations through my extracurriculars in college as I have through my classes. For the past three years, for instance, I have helped run Harvard"s three Model United Nations conferences. As a committee director at these conferences, I researched topics of global importance (e.g. the violent disintegration of states, weapons of mass destruction in the Middle East), wrote detailed study guides discussing these subjects, and then moderated hundreds of students as they debated the topics and strove to resolve them. Even more enriching for me than directing these committees was taking part in them myself. As a delegate at other schools" conferences, I would be assigned to represent a particular country on a particular UN committee (e.g. France on the Security Council). I would then need to research my country"s position on the topics to be discussed, articulate my view in front of others in my committee, and convince my fellow delegates to support my position. Trying to peg down a country* s elusive * national interest," clashing over thorny practical and philosophical issues, making and breaking alliances--Model UN was basically a simulation of how diplomacy really works.

Thankfully, I have also found time over the past few years to cultivate interests and skills unrelated to Model UN and foreign policy. One of the most important of these has been community service. As a volunteer for Evening With Champions, an annual ice-skating exhibition held to raise money for children with cancer, and as a teacher of a weekly high school class on current events and international affairs, I have, whenever possible, used my time and talents to benefit my community. Another more recent interest of mine is the fascinating realm of business. Two years ago, my father’s Christmas present to me was a challenge rather than a gift: he gave me $500,but told me that I couId keep it only if I invested it in the stock market-and earned a higher rate of return than he did with another $500. Since then, I have avidly followed the stock market, and become very interested in how businesses interact and respond to strategic threats (perhaps because of the similarities between business competition and the equally cutthroat world of diplomatic realpolitik). A final passion of mine is writing. As the writer of a biweekly column in the Independent, one of Harvard"s student newspapers, I find very little as satisfying as filling a blank page with words - creating from nothing an elegant opinion piece that illuminates some quirk of college life, or induces my readers to consider an issue or position that they had ignored until then.

Because of my wide range of interests, I have not yet decided what career path to follow into the future. In the short run, I hope to study abroad for a year, In the process Immersing myself in another culture, and deepening my personal and academic understanding of international affairs. After studying abroad, my options would Include working for a nonprofit organization, entering the corporate world, and attending law school. In the long run, I envision for myself a career straddling the highest levels of international relations, politics, and business. I could achieve this admittedly ambitious goal by advancing within a nonprofit group, think tank, or major International company, Perhaps most appealingly, I could also achieve this goal by entering public service and obtaining some degree of influence over actual foreign policy decisions - that is, becoming a player myself in the real-life game of Diplomacy.

Как видно из этих примеров, мотивационное письмо не перечисляет ваши достижения и регалии, а представляет собой рассказ о себе, своих сильных сторонах, планах, мотивации и.т.п.

* эссе предоставлены Американскими Советами по Международному Образованию.

В борьбе за хорошую стажировку побеждает смелый – тот, кто адресно обращается в компанию и говорит: «Вот я, перспективный специалист, который умеет вот это, и это, и еще вот это. Я хочу поработать у вас, могу сделать это и это. Для меня – это ценный опыт, для вас – свежий взгляд на вещи, идеи, знания и ответственный, любознательный сотрудник на оговоренный срок».

Для обращения к работодателю и нужно мотивационное письмо.

Пример мотивационного письма для стажера

Специальность – переводчик. Желаемая стажировка – в бюро переводов. Письмо адресовано директору.

«Добрый день, уважаемая Елена Васильевна!

Меня зовут Стас Нарижный, я – студент Тверского государственного университета, специальность «Филология», 5-й курс (дневное отделение).

Хочу предложить себя в качестве стажера. Языки: английский, немецкий.

Перевод – мое призвание. Я с энтузиазмом отучился 4,5 года, иду на «красный» диплом. Всегда мечтал стать хорошим переводчиком, чтобы помогать представителям разных стран и культур качественно общаться, обмениваться опытом, находить компромиссы в решении важных вопросов.

Одна из моих сильных сторон – синхронный перевод. Пять месяцев назад в роли стажера я работал переводчиком на международной конференции «Финансовые аспекты предпринимательской деятельности». Считаю этот опыт успешным: я переводил выступления двух спикеров и принял участие в работе круглого стола (12 участников). Прилагаю отзыв организатора конференции о моей работе (вложение).

Я нацелен на стажировку в бюро переводов «От А до Я» по 2-м причинам:

  1. В профессиональном сообществе переводчиков ваше бюро считается лучшим – по кадровому составу, качеству работы.
  2. Для меня будет большим плюсом, и честью, поработать бок о бок с экспертами – перенять практический опыт, увидеть сложности и пути решения.

В обмен на опыт я предлагаю:

  • Свои знания двух языков,
  • Знание теории переводов,
  • Опыт, полученный в вузе, во время практики, и за пределами вузами – минимальный, но позволяющий успешно выполнить типичные задачи: оперативно, компетентно, ответственно,
  • Личные качества, которые я задействую в работе: способность легко находить общий язык с коллегами, строить командные отношения со взаимной ответственностью и взаимовыручкой, уважительное отношение к клиенту как к личности, способность конструктивно общаться с руководством в терминах «нужен результат – вот результат».

Я готов работать удаленно на протяжении месяца (с 01.02.18 по 01.04.18), посвящая работе не менее 4-х часов в день. При необходимости буду рад прийти в офис раз в неделю, в удобное для руководителя стажировки время. Обещаю уровень ответственности такой же, как если бы я был штатным сотрудником.

Буду рад получить вознаграждение за проделанную работу, если Вы сочтете нужным доверить мне реальные задачи. С другой стороны, я готов работать в обмен на опыт и Ваши рекомендации по результатам моей работы.

Буду рад, если Вы найдете возможность ответить мне на и-мейл [email protected] или по тел. [телефон].

Учитывая важность данного вопроса, возьму на себя смелость и позвоню Вашему секретарю в понедельник, 3.03. 18, после 14.00, чтобы узнать о результатах рассмотрения моего предложения.

Заранее благодарю за уделенное мне время.

С уважением, Станислав Нарижный».

Структура мотивационного письма

  1. Кто я. Как меня зовут, где учусь: вуз, специальность, форма обучения, курс.
  2. «Хочу устроиться на стажировку».
  3. Почему хочу устроиться именно сюда.
  4. Что я могу дать компании/проекту (что умею, какие задачи могу решить, какую выгоду могу принести).
  5. Когда я планирую стажировку, какой продолжительности она могла бы быть. Как я себе это представляю организационно (актуально для студента дневного отделения, который не может день кряду сидеть в офисе, потому что когда-то нужно учиться).
  6. Рекомендации, если есть.
  7. Выражение признательности за уделенное внимание.
  8. Просьба ответить по почте или позвонить (контактный телефон прилагаем).
  9. Ремарка: «Я позвоню в понедельник после обеда, если Вы не против. Если в понедельник после обеда Вы заняты, будьте добры, сообщите, когда я могу узнать о результатах рассмотрения моего вопроса».
  10. Вежливое прощание.
  11. Подпись (фамилия, имя).

Процесс поиска стажировки поэтапно

1) Составляем список компаний

Сначала думаем, где было бы неплохо потрудиться в качестве стажера. Кому-то нужна престижная компания, чтобы строчка с ее упоминанием в резюме сияла, как звезда в ночи, и привлекала внимание работодателей. Кому-то больше полезна узкая специализация (например, бухгалтерский учет в бизнесе по продаже запчастей и шин).

Определяем, какие навыки нужны, и составляем список компаний. Лучше сразу оформлять данные в виде таблицы: название компании, сайт, и-мейл общий (который указан на сайте в разделе «Контакты», и-мейл отдела кадров, и-мейл руководителя интересующего подразделения). И еще несколько колонок, чтобы отмечать, куда и когда отправлены письма – чтобы отслеживать результат.

Кстати, можно искать координаты не только компании в целом или отдельного подразделения. Что, если проявить творческий подход и поискать руководителя интересующего подразделения в LinkedIn? Руководитель будет впечатлен, когда получит, «лично в руки», сообщение от компетентного молодого специалиста, который умеет искать информацию, способен конструктивно общаться для достижения поставленных целей.

2) Пишем шаблон мотивационного письма

Это будет текст примерный. В нем будет общая часть – которую можно копировать из шаблона в письма, изменяя минимально или не изменяя вовсе. И будет часть переменная – которую нужно написать с учетом специфики компании и своих целей.

3) Создаем качественное резюме

Качественное – значит, полностью соответствующее статусу профессионала. Нет опыта? Это не значит, что текст должен быть малоинформативным, небрежным, шаблонным. Придется выполнить работу вручную и тщательно вписать в резюме:

  • навыки,
  • любой практический опыт: профессиональный, волонтерский, общественный,
  • достижения – все, какие есть, добытые на профессиональном и общественном поприще (олимпиады, гранты, сертификаты, грамоты, и пр.),
  • личные качества, которые могут заинтересовать работодателя.

4) Отправляем работодателям резюме и мотивационное письмо

Текст письма можно написать в «теле» и-мейла, а резюме вложить.

5) Отмечаем в таблице отправленные письма

Это полезно, чтобы не обратиться дважды (трижды) в одну и ту же компанию, в один и тот же раздел. Настойчивость – полезное качество, пока она не перешла в навязчивость.

6) Интересуемся, получено ли письмо

Если есть контактный телефон, пользуемся этим: не стесняемся, звоним и уточняем вежливо, получил ли адресат письмо. Это нужно сделать только один раз.

Отдельный вопрос – стоит ли искать стажировку неоплачиваемую или рассчитывать на оплату? Конечно, если есть возможность получить вознаграждение за проделанную работу, от нее не стоит отказываться. С другой стороны, на неоплачиваемую стажировку попасть легче. Подумайте о том, что вложенные вами время и силы – это инвестиция в будущее профессиональное развитие, карьеру. Если предложат постажироваться в крупной, престижной компании без оплаты – имеет смысл согласиться, потому что одно упоминание этой компании в резюме в разы может повысить количество предложений от работодателей, когда вы выйдете на рынок труда по-настоящему.