Многие знают ее как мать Антона Носика, ее мужьями были писатель Борис Носик и художник Илья Кабаков. Разговор с Викторией Валентиновной Мочаловой

"Семейка Аддамс" — группа вымышленных персонажей, созданная в 1938 году американским художником Чарльзом Аддамсом для газетных комиксов, публиковавшихся в газете "The New Yorker". Комиксы о них выходили до смерти художника в 1988 году. Фамилия дана вымышленным персонажам в честь их создателя.

На этой фотографии реальная "семейка Аддамс", живущая в России, — Виктория Мочалова и её сын известный блогер Антон Носик.

Виктория Мочалова — филолог-полонист, кандидат наук, заведующая Центром славяно-иудаики Института славяноведения Российской академии наук, возглавляет Центр иудаики "Сэфер".

В 2013 году этой улыбчивой даме в Государственном Кремлёвском дворце была вручена премия "скрипач на крыше" . По этому случаю спустя 12 дней глобальный еврейский on-line центр напечатал статью с интервью, взятом у Виктории Мочаловой.

Приведу только фрагмент этого интервью:

"Среди евреев тоже бывают дураки"

— Как вы относитесь к тому, что церемония вручения еврейской премии «Человек года», которая теперь переименована в «Скрипач на крыше», проводится в Кремле?

— Конечно, я к этому отношусь крайне негативно, потому что Кремль — это не нейтральное место, это место очень нагруженное в смысловом значении, и причём негативно. Там была резиденция людоеда и кровавого тирана, который именно там вынашивал все свои злодейские планы: убийство Михоэлса, расстрел членов Еврейского антифашистского комитета, процесс «врачей-отравителей», планы депортации еврейского населения — это всё было там . И от этой злодейской ауры, атмосферы этого места вы не можете отделаться, она присутствует. Кроме того, мне это место кажется совершенно некошерным: там кругом христианские святыни, христианские храмы, кресты, там совершенно неуместно быть евреям. Дело не в том, что какие-то антисемиты могут чувствовать себя оскорбленными и в этом обвинять, хотя и это тоже.

— Атмосфера там все-таки особенная, не просто так Кремль был возведен именно на этом месте.

— Это, конечно, очень красиво, это исторически ценно. Но я сейчас говорю об этих наросших, напластовавшихся, навалившихся исторических ассоциациях, от которых все равно нельзя отделаться: Москва — Кремль — Сталин .

— Тогда почему вручают премию именно в Кремле? Это делается специально?

— Думаю, да, хотя мне трудно толковать мотивы организаторов. Может быть, это какие-то галутные комплексы: раньше нас гнали, преследовали — а сейчас мы в центровом месте. Но мне лично это кажется неуместным...

— Расскажите, как был создан ваш проект?

— Это родилось в голове великого мечтателя — a dreamer. Это совершенно потрясающий человек — Ральф Гольдман, почетный вице-президент «Джойнта». Он был очень тесно связан и сотрудничал с Еврейским университетом в Иерусалиме. И там, в частности, есть такой International Center for University Teaching of Jewish Civilisation (Международный центр университетского преподавания еврейской цивилизации , МЦУПЕЦ — прим ред.), некогда его возглавлял Моше Дэвис, а в наше время — профессор Нехемия Левцион, да будет их память благословенна. Ральф Гольдман с Моше Дэвисом очень пеклись о еврейских исследованиях и образовании — во всем мире, и эту функцию выполнял International center. У них был центр в Иерусалиме, был филиал в Оксфорде — для Западной Европы, в Будапеште — для Восточной Европы, а для развалившегося Советского Союза, для всего этого огромного пространства, у них не было никакого центра. А ведь эту деятельность надо было налаживать, координировать (лекции, студенты, университеты и т.д.) — то есть это огромная работа. К этому времени у нас уже открылись еврейские университеты в Петербурге, в Москве, в Киеве, и Еврейский университет в Иерусалиме нам очень помогал. Они нас собирали у себя, привозили, устраивали семинары, нам читались лекции, нас снабжали литературой по еврейской истории — в общем, они нас опекали . И вот во время одного из таких семинаров они нам сказали, что есть такая проблема: на всём постсоветском пространстве нет никакого центра, который бы всем этим занимался, подумайте, не хотите ли вы создать такой у себя. Для нас это было дело очень новое, совершенно непонятное, непривычное, мы же все — академические учёные, скорее кабинетного типа...

— Непонятно, что и как начинать.

— Да-да. Очень вдохновился этой идеей Американский еврейский объединенный распределительный комитет «Джойнт». Наши отцы-основатели — это Еврейский университет Иерусалима, МЦУПЕЦ (научная, академическая часть), и «Джойнт» — как организатор и финансист. И вот они предложили создать такую организацию. Дело-то, конечно, хорошее. Вы себе представьте: перестройка, всё вдруг стало возможным...

— Надежды...

— Да, какие-то надежды. У нас открылись еврейские университеты , открылась замечательная программа "Project Judaica" в РГГУ — это тоже было совместное предприятие, понятно, что без помощи Запада мы тогда ничего не могли бы сделать. То есть было несколько высших учебных заведений, где были либо кафедры иудаики , либо, как это было в Петербурге и в Москве, целиком еврейские университеты . Мы знали, что существовала огромная богатая традиция еврейских исследований в дореволюционной России, и даже до сталинского периода, когда он все это перечеркнул, всех убил и закопал. Но до этого-то это существовало, здесь была высокая наука. Здесь выходила Еврейская энциклопедия, здесь работало Еврейское историко-этнографическое общество, здесь был Ан-ский, здесь был Гинзбург — тут было богатство. И потом вот такая цезура, такая хирургия — и все, и мертвая пустыня. Нельзя, конечно, так сказать, что была пустыня-пустыня...

Справка: РГГУ — Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) — российское высшее учебное заведение в Москве, организованное Юрием Афанасьевым в марте 1991 года на базе Московского историко-архивного института. В 1919—1932 годах — «Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова », ранее он назывался «Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского »; Но самое интересное название у университета было в период с 1939 по 1991 годы — «Высшая партийная школа при ЦК КПСС» . Традиция, однако!

— Всё ведь ушло в подполье.

— Да, всё было в подполье. Не было учреждений, не было институтов, но научную мысль нельзя остановить. Поэтому были квартирные семинары...

— Вы их посещали?

— Что-то я посещала. У Михаила Анатольевича Членова (сейчас он — председатель Академического совета «Сэфера»), например, были подпольные семинары , курсы иврита. Для меня лично активное посещение было довольно затруднительно (когда у вас маленький ребенок, когда вы не очень принадлежите себе, а при этом нужно учиться, нужно кончать аспирантуру). Но во всяком случае, был еврейский самиздат , и, например, «Тарбут», все это распространялось. Эта жизнь существовала, просто она была видна только нам — и кэгэбэшникам. Им казалось, что они всё запретили, они всех расстреляли, всё разрушили, и ничего не было.

— Но мысль не убьёшь.

— Конечно. Всё было, только оно имело скрытую, подпольную форму. И после перестройки всё это вырвалось наружу , поэтому был огромный энтузиазм, было воодушевление. И что ещё было замечательно в этом всём — тот контингент, который был и потребителем, и производителем. Это был очень симпатичный контингент... Это еврейская интеллигенция, это учёные — мне кажется, это лучшее, что вообще существует.... .

Есть такая пословица "что у трезвого на уме, то у пьяного на языке" .

С евреями подобное происходит и по трезвому, когда они дают интервью еврейским журналистам для еврейских сайтов. В такие моменты они начинают выдавать многое из того, что у них "на уме". Здесь мы видим, что Виктория Мочалова высказала в своём интервью всё, что она думает о Московском Кремле, о Сталине, который за 30 лет сумел сплотить в одну дружную семью под названием СССР сотню народов, о Христианстве и отношении к нему евреев...

Самым большим откровением для меня стала озвученная новость, что в современной России открылись "целиком еврейские университеты" . Ну надо же! А наивные русские дураки всё ещё считают себя "государствообразующим народом" ! Судя по реальным фактам, государствообразующим народом в России являются евреи , которые не только считают, что "еврейская интеллигенция, учёные — это лучшее, что вообще существует" , но и празднуют свой в Московском Кремле!

Почему именно там?

На этот вопрос уже дала ответ в своём интервью Виктория Мочалова: "Кремль — это не нейтральное место, это место очень нагруженное в смысловом значении, и причём негативно. Там была резиденция людоеда и кровавого тирана, который именно там вынашивал все свои злодейские планы: убийство Михоэлса, расстрел членов Еврейского антифашистского комитета, процесс «врачей-отравителей», планы депортации еврейского населения — это всё было там ".

Справка: "Ханука" - иудейский праздник , основанный в честь военной победы иудеев , совершённой в 165 году до н.э . над царем Антиохом греческого происхождения из Сирии. Вместе с тем, Ханука это празднование чуда, которое произошло с ритуальным иудейским светильником во время этой победы. .

Вот вам ритуальный иудейский светильник на Красной площади Москвы, и вот вам Ханука в Кремле , в котором была резиденция , которого они называют "людоедом", "кровавым тираном" и т.п.

Однако, не всё так однозначно и гламурно в нашей жизни.

Три дня назад в Москве неизвестный киллер большого еврейского учёного, интеллигента, реформатора и либерального оппозиционера Бориса Немцова , одного из главных организаторов антикризисного марша "Весна", который был запланирован на 1 марта 2015 г. Кто его убил, я полагаю, мы никогда не узнаем, потому что киллеру удалось убить Немцова и скрыться с места преступления всего за 5 секунд, при этом его внешность не смогли запомнить трое очевидцев , оказавшихся в непосредственной близости от убитого, даже Анна Дурицкая , которая, скорее всего, и предложила известному оппозиционеру прогуляться пешком по Москворецкому мосту.

И чтобы вы думали?!

Ни одному нормальному человеку не пришло в голову подумать о том, что "убийство Бориса Немцова "заказал" Владимир Путин" !

Однако, сын Виктории Мочаловой — Антон Носик , известный блогер с ником dolboeb , не только так решил , но и опубликовал в "Живом журнале" заметку с кричащим заголовком :

Путинская хрустальная ночь

Прочитал на «Кольте» репортаж Светы Рейтер о питерском неонацизме .
Имею сказать ровно одно.

У нынешней власти в России нет другой опоры, кроме нациков.
Сурков это понял давно, оттого и крышевал
БОРН .
Володин, если до сих пор не понял, то поймёт со дня на день.
И тоже станет крышевать.

Путин усердно и успешно лепит из России клон гитлеровской Германии .
Как будто не знает, чем это для Германии кончилось.
Или верит, что ошибки фюрера учтены, и теперь всё будет по-другому.
Но только зря он в это верит. Будет всё в точности как в Германии.
Сперва коллективное помешательство, потом — такое же коллективное отрезвление.

Способ выжить в такой стране называется «эмиграция», увы.
Так в гитлеровское безвременье поступили учёные, музыканты, художники.
Некоторые потом вернулись.
Но основная масса осталась там, куда уехала.
Не говорите, что я вас не предупреждал.
.

Судя по всему, ник блогера dolboeb соответствует натуре Антона Носика .

В его утверждении, что "у нынешней власти в России нет другой опоры, кроме нациков" , присутствует явная шизофрения , которая, увы и ах, даже в США считается "еврейской болезнью" .

Должен заметить, что вертикаль путинской власти опирается на силовые структуры , но прежде всего она опирается на региональные, областные, городские и сельские организации , которые руководят жизнью регионов, областей, городов и посёлков в Российской Федерации. И там, в этих государственных структурах, доля евреев весьма значительна. В целом по стране доля евреев в структурах государственной власти составляет никак не меньше 50%. Поэтому писать о "Путинской хрустальной ночи", проводя аналогию с "Хрустальной ночью" в нацистской Германии, мягко говоря, глупо. А вообще это называется провокацией !

Справка: Хруста́льная ночь (Ночь разбитых витрин) (нем. (Reichs-)Kristallnacht) — погром (серия скоординированных атак) против евреев во всей нацистской Германии и части Австрии 9—10 ноября 1938 года, осуществлённый военизированными отрядами СА и гражданскими лицами. Официальные власти не вмешивались в события. Нападения привели к тому, что улицы были покрыты осколками стекла из окон принадлежавших евреям магазинов, зданий и синагог. Поводом для нападения было убийство 9 ноября немецкого дипломата Эрнста фом Рата Гершелем Гриншпаном — польским евреем немецкого происхождения, жившим в Париже. После Хрустальной ночи последовало дальнейшее экономическое и политическое преследование евреев, и она рассматривается историками как часть расовой политики нацистской Германии и знаменует собой начало Окончательного решения еврейского вопроса и Холокоста. .

Я бы сказал так: в многонациональной России подавляющее большинство евреев живёт хорошо , в том числе и благодаря Путину, но есть некоторая доля евреев , которых ещё в начале ХХ века английский премьер-министр Черчилль назвал "демонической частью" , вот они, эти евреи , в силу их демонизма , никогда и ничем не бывают довольными, они всегда выступают как провокаторы, как дезинформаторы, как разрушители культур, как разрушители государств, полностью соответствуя своему библейскому названию "власть тьмы ".

Историческая справка: 5 ноября 1919 года Черчилль выступил в Палате Представителей, где произнёс речь, ставшую исторической. В числе прочего там были и такие слова: «Нет надобности преуменьшать роль, сыгранную в создании большевизма и подлинного участия в русской революции, интернациональных евреев-атеистов. Более того, главное вдохновение и движущая сила исходят от еврейских вождей. В советских учреждениях преобладание евреев более чем удивительно . И главную часть в проведении системы террора учреждённого чрезвычайной Комиссией по борьбе с контрреволюцией, была осуществлена евреями и, в некоторых случаях, еврейками. Такая же дьявольская известность была достигнута евреями в период террора, когда Венгрией правил Бэла Кун. Похоже, что Евангелию Христа и проповеди антихриста предначертано было родиться в недрах одного и того же народа, и что эта мистическая и таинственная раса была избрана для высших проявлений как божественного, так и дьявольского .... Всемирный заговор для ниспровержения культуры и переделки общества на началах остановки прогресса, завистливой злобы и немыслимого равенства продолжал непрерывно расти. Он (заговор) был главной пружиной всех подрывных движений 19-го столетия; и, наконец, сейчас эта шайка необычных личностей, подонков больших городов Европы и Америки, схватила за волосы у держит в своих руках русский народ, фактически став безраздельным хозяином громадной Империи . Нет нужды преувеличивать роль этих интернациональных и большей частью безбожных евреев в создании большевизма и в проведении русской революции. Их роль несомненно очень велика, вероятно она значительно перевешивает роль всех остальных...»

Спустя год, в 1920 году, Черчилль опубликовал статью "Большевизм и сионизм", в которой были и такие слова: "Евреи дали нам в христианском откровении ЭТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ, которая, даже если её полностью отделить от сверхъестественного, является САМЫМ ДРАГОЦЕННЫМ из всего, чем владеет человечество, превосходящую все другие плоды мудрости и знания вместе взятые. На этой СИСТЕМЕ, и этой ВЕРЕ, со времени падения Римской империи, построена вся наша цивилизация. ...В настоящее время эта удивительная раса находится в процессе создания новой системы морали и философии, настолько же ПОРОЧНОЙ, насколько христианство было благочестивым, которая, если не будет остановлена, безвозвратно РАСШАТАЕТ всё, что стало возможным благодаря христианству. Похоже, что и ЕВАНГЕЛИЕ ХРИСТА и ЕВАНГЕЛИЕ АНТИХРИСТА должны были быть порождёнными ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ НАРОДОМ, и что эта мистическая и таинственная раса была избрана ДЛЯ ВЫСШЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ как БОЖЕСТВЕННОГО, так и ДИАВОЛЬСКОГО..." . (1920 год, Уинстон Черчилль, статья "Сионизм & большевизм").

Вот вам и "бедный, вечно гонимый народ. .." И после этого кто-то смеет называть Сталина "...юдоедом" и "кровавым тираном" ? Он всего лишь очистил общество от некоторой части демонических евреев , которые выступили палачами русского народа в годы Гражданской войны 1918-1922 годов и в последующем активно вредили ходу строительства СССР.

Когда мы, россияне, столкнулись с вопиющим фактом — на территории Украины в 2014 году демонические евреи организовали сначала майдан, потом революцию, затем Гражданскую войну и после всего этого они обвинили во всех бедах украинского народа Россию и российского Путина, я не удержался и написал статью с говорящим названием "что делать Путину, если значительная часть евреев — шизофреники" .


Поразительное сходство Бориса Немцова и Петра Порошенко, прямо братья!

Сегодня, когда после убийства неизвестным киллером Бориса Немцова некоторые евреи начали кричать про "Путинскую хрустальную ночь" , про то, что "Путин прямо или косвенно виновен в убийстве Немцова" , я хочу вновь задать читателям тот же вопрос.

Биография

В 1968 году окончила Филологический факультет МГУ.

C 1973 года работает в Институте славяноведения (руководитель центра Слоавяно-иудаистских исследований). Диссертацию на соискание учёной степени кандидата филологических наук защитила в 1975 году «Идейно-стилевое своеобразие польской совизжальской прозы и драматургии второй половины XVI - первой половины XVII в.» - М., 1974.

1973-1994 гг. - заведующая отделом литературоведения и культуры журнала «Славяноведение» (до 1992 года - «Советское славяноведение»): член редколлегии.

Читала курсы лекций в университетах Польши .

Награды и премии

Награждена медалью «Amicus Poloniae»

Премией РАН и ПАН за вклад в науку.

Библиография

  1. Мир наизнанку : Нар.-гор. лит. Польши XVI-XVII вв. / Отв. ред. Б.Ф. Стахеев. - М. : Наука, 1985. - 220 с. - 1600 экз .
  2. Miejsce anonimowej prozy plebejskiej w rosyjsko-polskich związkach literackich XVII w. // Tradycja i współczesność: Powinowactwa literackie polsko-rosyjskie. Wrocław , 1978.
  3. Гротескно-фантастический жанр новин польских совизжалов (истоки, традиции, значения) // Славянское барокко: историко-культурные проблемы эпохи. М., 1979.
  4. «Низовое барокко» в Польше: драматургия и поэзия // Барокко в славянских культурах. М., 1982.
  5. Русско-польские литературные связи XVII - XVIII вв. и становление личностного начала в русской литературе // Литературные связи и литературный процесс: из опыта славянских литератур. М., 1986.
  6. «Иррациональный гротеск» в польской и русской советской литературе 20-30-х годов // Сравнительное литературоведение и русско-польские литературные связи в ХХ веке. М., 1989.
  7. Еcha poezij Jana Kochanowskiego w literaturze rosyjskiej // Jan Kochanowski, 1584-1984: Epocha – Twórczość – Recepcja. Lublin, 1989. T. 2.
  8. Этапы развития повествовательных жанров в польской литературе XII - XVI в. // Развитие прозаических жанров в литературах стран Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1991.
  9. Nieznany egzemplarz siedemnastowiecznego wydania polskiego Sowizrzała odnaleziony w Moskwie a problem edycji naukowej tego utworu // Problemy edytorskie literatur słowiańskich. Wrocław, 1991.
  10. Трансформация воспринимаемого в процессе литературных связей // Функции литературных связей: на материале славянских и балканских литератур. М., 1992.
  11. Чешский Освобожденный Театр: текст и контекст // Литературный авангард: особенности развития. М., 1993.
  12. Historia sub speciae litteraturae // Necessitas et ars: Studia Staropolskie, dedykowane Profesorowi Januszowi Pelcowi… Warszawa, 1993. T. 2.
  13. Евреи в Польше: история в зеркале литературы // Славяне и их соседи. М., 1994. Вып. 5.
  14. Философия и поэтика: casus Станислава Игнатия Виткевича // История культуры и поэтика. М., 1994.
  15. Тоталитарная идеология как суррогат религии // Знакомый незнакомец. Социалистический реализм как историко-культурная проблема. М., 1995.
  16. Картины мира и язык культуры (о походах Стефана Батория в польской и русской литературах) // Узаемадзеянне лiтаратур i моу. На прыкладзе беларуска-польска-рускiх сувязей. Гродно, 1995.
  17. Борис Федорович Стахеев (1924-1993) // «Путь романтичный совершил...»: Сборник статей памяти Бориса Федоровича Стахеева. М., 1996.
  18. The Moscow School of Postmodernism // Postmodernism in Literature and Culture of Central and Eastern Europe. Katowice, 1996.
  19. Демонические посредники между мирами // Миф в культуре: человек - не человек. М., 2000.
  20. «Евреи» и «грех» в польской литературе XVI - XVII вв. // Концепт греха в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2000.
  21. Пушкин и польская тема // А. С. Пушкин и мир славянской культуры: к 200-летию со дня рождения поэта. М., 2000.
  22. Век Александра Вата (1.V.1900 - 29.VII.1967) // Славянский альманах 2000. М., 2001.
  23. Еврейская демонология: фольклор и литературная традиция // Между двумя мирами: представления о демоническом и потустороннем в еврейской и славянской культурной традиции. М., 2002.
  24. Образ Марины Мнишек в историографии и литературе // Studia polonica II: К 70-летию Виктора Александровича Хорева. М., 2002.
  25. Представления о России и их верификация в Польше XVI–XVII вв. // Россия – Польша: образы и стереотипы в литературе и культуре. М., 2002.
  26. Иудеи между католиками и протестантами в Польше XVI-XVII вв. // Свой – чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. М., 2003.
  27. Время и вечность войны: галицийская перспектива // Первая мировая война в литературах и культуре западных и южных славян. М., 2004.
  28. Миф Европы у польских романтиков // Миф Европы в литературе и культуре Польши и России. М., 2004.
  29. Еврейские пищевые предписания и запреты глазами польских полемистов XVI-XVIII вв. // Пир - трапеза - застолье в еврейской и славянской культурной традиции. М., 2005.
  30. Кризис начала ХХ века глазами еврейских интеллектуалов: оценки, реакции, отражение в творчестве // Мировой кризис 1914–1920 годов и судьба восточноевропейского еврейства. М., 2005.
  31. Александр Ват: тринадцать тюрем // Деятели славянской культуры в неволе и о неволе: ХХ век. М., 2006.
  32. «Мы будем как во сне...»: представление о сне и сновидце в еврейской традиции // Сны и видения в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2006.
  33. «Порнография» Витольда Гомбровича: штрихи к интерпретации // Творчество Витольда Гомбровича и европейская культура. М., 2006.
  34. «Славянская» тема у польских романтиков // Поэтический мир славянства: общие тенденции и творческие индивидуальности. М., 2006.
  35. Юлиан Тувим, Александр Ват, Бруно Ясенский: драма русско-еврейско-польского пограничья культур // Русско-еврейская культура. М., 2006.
  36. Представление поляков о русских в XVII в. // Россия в глазах славянского мира. М., 2007.
  37. Polski tekst literacki w perspektywie recepcji oraz polityki rosyjskiej XVII wieku // Literatura, kultura i język Polski w kontekstach i kontaktach światowych. III Kongres Polonistyki zagranicznej. Poznań, 2007.
  38. Петербургские поляки (Сенковский, Булгарин) и Мицкевич // Адам Мицкевич и польский романтизм в русской культуре. М., 2007.
  39. Исцеление, спасение, избавление в еврейской традиции и магическая практика (еврейский обряд кладбищенской свадьбы и его славянские параллели) // Народная медицина и магия в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2007.
  40. Cветская и церковная власти польско-литовского государства и еврейское меньшинство: политика и идеология // Анфологион: власть, общество, культура в славянском мире в средние века. К 70-летию Бориса Николаевича Флори. М., 2008.
  41. Представление о русских и образ Московии в «Истории Владислава, польского и шведского Королевича» (1655) Ст. Кобежицкого // Мелодии, краски, запахи «малой родины» Адама Мицкевича. Гродно, 2008.
  42. Проблемы еврейской эмансипации и ассимиляции в прозе и публицистике Болеслава Пруса // Творчество Болеслава Пруса и его связи с русской культурой. М., 2008.
  43. Пути и способы перемещения в Святую Землю в еврейской традиции // Сакральная география в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2008.
  44. Участие евреев в польских военных конфликтах XVII века // Jews&Slavs. Vol. 21. Jerusalem; Gdansk, 2008.
  45. Образ русского, русской власти, польско-русские отношения в польской политической публицистике 70-х годов XVI в. // Русская культура в польском сознании. М., 2009.
  46. Еврейские легенды о «начальных временах» в Чехии и Польше // История - миф - фольклор в еврейской и славянской культурной традиции. М., 2009.
  47. Вклад Меера Балабана в деятельность Еврейского историко-этнографического общества // Parlamentaryzm - konserwatyzm - nacjonalizm. Sefer jowel. Studia ofiarowane Profesorowi Szymonowi Rudnickiemu. Warszawa, 2010.
  48. Trzy spójrzenia na Polskę z Rosji (1863-1916) // Polonistyka bez granic. Materialy z IV Kongresu Polonistyki Zagranicznej. T. I. Kraków, 2010.
  49. “Отцы и дети” по-еврейски // Диалог поколений в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2010.
  50. Отражение конфликтов еврейского мира в прозе Семена Ан-ского // На зламі століть: Історія та культура східноєвропейських євреїв (1880-1920): Зб. наукових праць. Киев, 2011.

Кандидат филологических наук, руководитель Центра славяно-иудаистических исследований Института славяноведения и директор Центра «Сэфер».

Окончив в 1968 году филологический факультет МГУ, училась в аспирантуре Института славяноведения. В 1975 году защитила кандидатскую диссертацию «Идейно-стилевое своеобразие польской прозы и драматургии второй половины XVI - первой половины XVII вв.».

Награждена медалью «Amicus Poloniae», и Премией РАН и ПАН за вклад в науку (2008).

Историк польской и чешской литературы, исследователь литературных связей и межкультурного диалога. Наряду с польской литературой занимается проблемами поэтики, изучением межславянских и иудео-славянских контактов в восточноевропейском регионе.

Курсы лекций:

Курс 1. Диалог между иудеями и христианами в Восточной Европе

Курс 2. Евреи, католики, протестанты, православные в Восточной Европе: контакт, диалог, конфликт

Курс 3. История и культура евреев Восточной Европы (Польша, Литва, Украина, Белоруссия)

Курс 4. Польша как центр еврейской учености в XVI-XVII вв.


Труды

Мир наизнанку: Народно-городская литература Польши XVI - XVII в. М., 1985.

Miejsce anonimowej prozy plebejskiej w rosyjsko-polskich związkach literackich XVII w. // Tradycja i współczesność: Powinowactwa literackie polsko-rosyjskie. Wrocław , 1978.

Гротескно-фантастический жанр новин польских совизжалов (истоки, традиции, значения) // Славянское барокко: историко-культурные проблемы эпохи. М., 1979.

«Низовое барокко» в Польше: драматургия и поэзия // Барокко в славянских культурах. М., 1982.

Русско-польские литературные связи XVII - XVIII вв. и становление личностного начала в русской литературе // Литературные связи и литературный процесс: из опыта славянских литератур. М., 1986.

«Иррациональный гротеск» в польской и русской советской литературе 20-30-х годов // Сравнительное литературоведение и русско-польские литературные связи в ХХ веке. М., 1989.

Еcha poezij Jana Kochanowskiego w literaturze rosyjskiej // Jan Kochanowski, 1584-1984: Epocha - Twórczość - Recepcja. Lublin, 1989. T. 2.

Этапы развития повествовательных жанров в польской литературе XII - XVI в. // Развитие прозаических жанров в литературах стран Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1991.

Nieznany egzemplarz siedemnastowiecznego wydania polskiego Sowizrzała odnaleziony w Moskwie a problem edycji naukowej tego utworu // Problemy edytorskie literatur słowiańskich. Wrocław, 1991.

Трансформация воспринимаемого в процессе литературных связей // Функции литературных связей: на материале славянских и балканских литератур. М., 1992.

Чешский Освобожденный Театр: текст и контекст // Литературный авангард: особенности развития. М ., 1993.

Historia sub speciae litteraturae // Necessitas et ars: Studia Staropolskie, dedykowane Profesorowi Januszowi Pelcowi… Warszawa, 1993. T. 2.

Евреи в Польше: история в зеркале литературы // Славяне и их соседи. М., 1994. Вып. 5.

Философия и поэтика: casus Станислава Игнатия Виткевича // История культуры и поэтика. М., 1994.

Тоталитарная идеология как суррогат религии // Знакомый незнакомец. Социалистический реализм как историко-культурная проблема. М., 1995.

Картины мира и язык культуры (о походах Стефана Батория в польской и русской литературах // Узаемадзеянне лiтаратур i моу. На прыкладзе беларуска-польска-рускiх сувязей. Гродно, 1995.

Борис Федорович Стахеев (1924-1993) // «Путь романтичный совершил...»: Сборник статей памяти Бориса Федоровича Стахеева. М ., 1996.

The Moscow School of Postmodernism // Postmodernism in Literature and Culture of Central and Eastern Europe. Katowice, 1996.

Демонические посредники между мирами // Миф в культуре: человек - не человек. М., 2000.

«Евреи» и «грех» в польской литературе XVI - XVII вв. // Концепт греха в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2000.

Пушкин и польская тема // А. С. Пушкин и мир славянской культуры: к 200-летию со дня рождения поэта. М., 2000.

Век Александра Вата (1.V.1900 - 29.VII.1967) // Славянский альманах 2000. М., 2001.

Еврейская демонология: фольклор и литературная традиция // Между двумя мирами: представления о демоническом и потустороннем в еврейской и славянской культурной традиции. М., 2002.

Образ Марины Мнишек в историографии и литературе // Studia polonica II: К 70-летию Виктора Александровича Хорева. М., 2002.

Представления о России и их верификация в Польше XVI-XVII вв. // Россия - Польша: образы и стереотипы в литературе и культуре. М., 2002.

Иудеи между католиками и протестантами в Польше XVI-XVII вв. // Свой - чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. М., 2003.

Время и вечность войны: галицийская перспектива // Первая мировая война в литературах и культуре западных и южных славян. М., 2004.

Миф Европы у польских романтиков // Миф Европы в литературе и культуре Польши и России. М., 2004.

Еврейские пищевые предписания и запреты глазами польских полемистов XVI-XVIII вв. // Пир - трапеза - застолье в еврейской и славянской культурной традиции. М., 2005.

Кризис начала ХХ века глазами еврейских интеллектуалов: оценки, реакции, отражение в творчестве // Мировой кризис 1914-1920 годов и судьба восточноевропейского еврейства. М., 2005.

Александр Ват: тринадцать тюрем // Деятели славянской культуры в неволе и о неволе: ХХ век. М., 2006.

«Мы будем как во сне...»: представление о сне и сновидце в еврейской традиции // Сны и видения в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2006.

«Порнография» Витольда Гомбровича: штрихи к интерпретации // Творчество Витольда Гомбровича и европейская культура. М., 2006.

«Славянская» тема у польских романтиков // Поэтический мир славянства: общие тенденции и творческие индивидуальности. М., 2006.

Юлиан Тувим, Александр Ват, Бруно Ясенский: драма русско-еврейско-польского пограничья культур // Русско-еврейская культура. М., 2006.

Представление поляков о русских в XVII в. // Россия в глазах славянского мира. М., 2007.

Polski tekst literacki w perspektywie recepcji oraz polityki rosyjskiej XVII wieku // Literatura, kultura i język Polski w kontekstach i kontaktach światowych. III Kongres Polonistyki zagranicznej. Poznań, 2007.

Петербургские поляки (Сенковский, Булгарин) и Мицкевич // Адам Мицкевич и польский романтизм в русской культуре. М., 2007.

Исцеление, спасение, избавление в еврейской традиции и магическая практика (еврейский обряд кладбищенской свадьбы и его славянские параллели) // Народная медицина и магия в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2007.

Cветская и церковная власти польско-литовского государства и еврейское меньшинство: политика и идеология // Анфологион: власть, общество, культура в славянском мире в средние века. К 70-летию Бориса Николаевича Флори. М., 2008.

Представление о русских и образ Московии в «Истории Владислава, польского и шведского Королевича» (1655) Ст. Кобежицкого // Мелодии, краски, запахи «малой родины» Адама Мицкевича. Гродно, 2008.

Проблемы еврейской эмансипации и ассимиляции в прозе и публицистике Болеслава Пруса // Творчество Болеслава Пруса и его связи с русской культурой. М., 2008.

Пути и способы перемещения в Святую Землю в еврейской традиции // Сакральная география в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2008.

Участие евреев в польских военных конфликтах XVII века // Jews&Slavs. Vol. 21. Jerusalem; Gdansk, 2008.

Образ русского, русской власти, польско-русские отношения в польской политической публицистике 70-х годов XVI в. // Русская культура в польском сознании. М., 2009.

Еврейские легенды о «начальных временах» в Чехии и Польше // История - миф - фольклор в еврейской и славянской культурной традиции. М., 2009.

Вклад Меера Балабана в деятельность Еврейского историко-этнографического общества // Parlamentaryzm - konserwatyzm - nacjonalizm. Sefer jowel. Studia ofiarowane Profesorowi Szymonowi Rudnickiemu. Warszawa, 2010.

Trzy spójrzenia na Polskę z Rosji (1863-1916) // Polonistyka bez granic. Materialy z IV Kongresu Polonistyki Zagranicznej. T. I. Kraków, 2010.

“Отцы и дети” по-еврейски // Диалог поколений в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2010.

Отражение конфликтов еврейского мира в прозе Семена Ан-ского // На зламі століть: Історія та культура східноєвропейських євреїв (1880-1920): Зб. наукових праць. Киев, 2011.

Публикации

Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989 (сост., коммент).

Словацкий Ю. Бенëвский: Поэма / Перевод Б.Ф. Стахеева. М., 2002 (сост., один из комментаторов).

"Мочалова виктория Валентиновна"- как значение свойства

Уникальное обозначение: Мочалова виктория Валентиновна (7 мая 1945)
Обозначение: Мочалова виктория Валентиновна
%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%5B>(>%D0%A1%D1%83%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0Сущность ⇔ персона
Описание:

Дата рождения:

7 мая (1945-05-07 ) (72 года)

Место рождения:

Москва , СССР

Страна:

СССР
Россия

Научная сфера:
Альма-матер :

Виктория Валентиновна Мочалова (род. 7 мая , Москва)- российский филолог, руководитель центра иудаики Сэфер , кандидат филологических наук, сотрудник с 1973 года.

Занимается своей генеалогией, создала %D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82<=>%5B>https:%E2%95%B1%E2%95%B1www.myheritage.com%E2%95%B1site-20466151%E2%95%B1kersteinmargolin%E2%81%87lang=RU<%5D<)+%7D">сайт семейств Керштейнов и Марголиных и является его администратором

Награждена медалью «Amicus Poloniae », и Премией РАН и ПАН за вклад в науку (2008). Лауреат премии ФЕОР за 2013 год в номинации "аидыше маме".

Работы

  • Мир наизнанку: Народно-городская литература Польши XVI-XVIIв. М., 1985.
  • Miejsce anonimowej prozy plebejskiej w rosyjsko-polskich związkach literackich XVII w. // Tradycja i współczesność: Powinowactwa literackie polsko-rosyjskie. Wrocław , 1978.
  • Гротескно-фантастический жанр новин польских совизжалов (истоки, традиции, значения) // Славянское барокко: историко-культурные проблемы эпохи. М., 1979.
  • «Низовое барокко» в Польше: драматургия и поэзия // Барокко в славянских культурах. М., 1982.
  • Русско-польские литературные связи XVII-XVIIIвв. и становление личностного начала в русской литературе // Литературные связи и литературный процесс: из опыта славянских литератур. М., 1986.
  • «Иррациональный гротеск» в польской и русской советской литературе 20-30-х годов // Сравнительное литературоведение и русско-польские литературные связи в ХХ веке. М., 1989.
  • Еcha poezij Jana Kochanowskiego w literaturze rosyjskiej // Jan Kochanowski, 1584-1984: Epocha- Twórczość- Recepcja. Lublin, 1989. T. 2.
  • Этапы развития повествовательных жанров в польской литературе XII-XVIв. // Развитие прозаических жанров в литературах стран Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1991.
  • Nieznany egzemplarz siedemnastowiecznego wydania polskiego Sowizrzała odnaleziony w Moskwie a problem edycji naukowej tego utworu // Problemy edytorskie literatur słowiańskich. Wrocław, 1991.
  • Трансформация воспринимаемого в процессе литературных связей // Функции литературных связей: на материале славянских и балканских литератур. М., 1992.

Кандидат филологических наук, руководитель Центра славяно-иудаики , работает в Институте славяноведения с 1973 года.

Окончив в 1968 году филологический факультет МГУ, училась в аспирантуре Института славяноведения. В 1975 году защитила кандидатскую диссертацию «Идейно-стилевое своеобразие польской прозы и драматургии второй половины XVI – первой половины XVII вв.».

Награждена медалью «Amicus Poloniae», и Премией РАН и ПАН за вклад в науку (2008).

Историк польской и чешской литературы, исследователь литературных связей и межкультурного диалога. Итогом длительных полонистических исследований стала монография В. В. Мочаловой. Впоследствии наряду с польской литературой занималась проблемами поэтики, изучением межславянских и иудео-славянских контактов в восточноевропейском регионе. Опубликовала ряд работ об отражении в литературе исторических событий и стереотипов национального восприятия.

Участвовала в подготовке коллективных трудов Института славяноведения «Писатели Народной Польши» (М., 1976), «Литературные связи и литературный процесс. Из опыта славянских литератур» (М., 1986), «Функции литературных связей. На материале славянских и балканских литератур» (М., 1992), «Studia Polonica. К 60-летию Виктора Александровича Хорева» (М., 1992), «Очерки истории культуры славян» (М., 1996), «История литератур западных и южных славян» (М., 1997. Т. 1–2).

В 1973–1994 годах заведовала отделом литературоведения и культуры журнала «Славяноведение» (до 1992 года – «Советское славяноведение»), член редколлегии журнала.

Главный редактор журнала «Judaic-Slavic Journal».

Труды

Мир наизнанку: Народно-городская литература Польши XVI – XVII в. М., 1985.

Miejsce anonimowej prozy plebejskiej w rosyjsko-polskich związkach literackich XVII w. // Tradycja i współczesność: Powinowactwa literackie polsko-rosyjskie. Wrocław , 1978.

Гротескно-фантастический жанр новин польских совизжалов (истоки, традиции, значения) // Славянское барокко: историко-культурные проблемы эпохи. М., 1979.

«Низовое барокко» в Польше: драматургия и поэзия // .

Русско-польские литературные связи XVII – XVIII вв. и становление личностного начала в русской литературе // Литературные связи и литературный процесс: из опыта славянских литератур. М., 1986.

«Иррациональный гротеск» в польской и русской советской литературе 20–30-х годов // Сравнительное литературоведение и русско-польские литературные связи в ХХ веке. М., 1989 .

Еcha poezij Jana Kochanowskiego w literaturze rosyjskiej // Jan Kochanowski, 1584–1984: Epocha – Twórczość – Recepcja. Lublin, 1989. T. 2.

Этапы развития повествовательных жанров в польской литературе XII – XVI в. //

Nieznany egzemplarz siedemnastowiecznego wydania polskiego Sowizrzała odnaleziony w Moskwie a problem edycji naukowej tego utworu // Problemy edytorskie literatur słowiańskich. Wrocław, 1991.

Трансформация воспринимаемого в процессе литературных связей // Функции литературных связей: на материале славянских и балканских литератур. М., 1992 .

Чешский Освобожденный Театр: текст и контекст // Литературный авангард: особенности развития. М., 1993 .

Historia sub speciae litteraturae // Necessitas et ars: Studia Staropolskie, dedykowane Profesorowi Januszowi Pelcowi… Warszawa, 1993. T. 2.

Евреи в Польше: история в зеркале литературы // .

Философия и поэтика: casus Станислава Игнатия Виткевича // История культуры и поэтика. М., 1994.

Тоталитарная идеология как суррогат религии // Знакомый незнакомец. Социалистический реализм как историко-культурная проблема. М., 1995 .

Картины мира и язык культуры (о походах Стефана Батория в польской и русской литературах // Узаемадзеянне лiтаратур i моу. На прыкладзе беларуска-польска-рускiх сувязей. Гродно, 1995.

Борис Федорович Стахеев (1924–1993) // «Путь романтичный совершил...»: Сборник статей памяти Бориса Федоровича Стахеева. М., 1996 .

The Moscow School of Postmodernism // Postmodernism in Literature and Culture of Central and Eastern Europe. Katowice, 1996.

Демонические посредники между мирами // .

«Евреи» и «грех» в польской литературе XVI – XVII вв. // .

Пушкин и польская тема // А. С. Пушкин и мир славянской культуры: к 200-летию со дня рождения поэта. М., 2000.

Век Александра Вата (1.V.1900 – 29.VII.1967) // Славянский альманах 2000. М., 2001 .

Еврейская демонология: фольклор и литературная традиция // .

Образ Марины Мнишек в историографии и литературе // Studia polonica II: К 70-летию Виктора Александровича Хорева. М., 2002.

Представления о России и их верификация в Польше XVI–XVII вв. // Россия – Польша: образы и стереотипы в литературе и культуре. М., 2002.

Иудеи между католиками и протестантами в Польше XVI–XVII вв. // .

Время и вечность войны: галицийская перспектива // Первая мировая война в литературах и культуре западных и южных славян. М., 2004 .

Миф Европы у польских романтиков // Миф Европы в литературе и культуре Польши и России. М., 2004.

Еврейские пищевые предписания и запреты глазами польских полемистов XVI–XVIII вв. // .

Кризис начала ХХ века глазами еврейских интеллектуалов: оценки, реакции, отражение в творчестве // Мировой кризис 1914–1920 годов и судьба восточноевропейского еврейства. М., 2005.

Александр Ват: тринадцать тюрем // .

«Мы будем как во сне...»: представление о сне и сновидце в еврейской традиции // .

«Порнография» Витольда Гомбровича: штрихи к интерпретации // .

«Славянская» тема у польских романтиков // .

Юлиан Тувим, Александр Ват, Бруно Ясенский: драма русско-еврейско-польского пограничья культур // Русско-еврейская культура. М., 2006.

Представление поляков о русских в XVII в. // Россия в глазах славянского мира. М., 2007 .

Polski tekst literacki w perspektywie recepcji oraz polityki rosyjskiej XVII wieku // Literatura, kultura i język Polski w kontekstach i kontaktach światowych. III Kongres Polonistyki zagranicznej. Poznań, 2007.

Петербургские поляки (Сенковский, Булгарин) и Мицкевич // .

Исцеление, спасение, избавление в еврейской традиции и магическая практика (еврейский обряд кладбищенской свадьбы и его славянские параллели) // .

Cветская и церковная власти польско-литовского государства и еврейское меньшинство: политика и идеология // Анфологион: власть, общество, культура в славянском мире в средние века. К 70-летию Бориса Николаевича Флори. М., 2008 .

Представление о русских и образ Московии в «Истории Владислава, польского и шведского Королевича» (1655) Ст. Кобежицкого // Мелодии, краски, запахи «малой родины» Адама Мицкевича. Гродно, 2008.

Проблемы еврейской эмансипации и ассимиляции в прозе и публицистике Болеслава Пруса // .

Пути и способы перемещения в Святую Землю в еврейской традиции // .

Участие евреев в польских военных конфликтах XVII века // Jews & Slavs. Vol. 21. Jerusalem; Gdansk, 2008.

Образ русского, русской власти, польско-русские отношения в польской политической публицистике 70-х годов XVI в. // .

Еврейские легенды о «начальных временах» в Чехии и Польше // .

Вклад Меера Балабана в деятельность Еврейского историко-этнографического общества // Parlamentaryzm – konserwatyzm – nacjonalizm. Sefer jowel. Studia ofiarowane Profesorowi Szymonowi Rudnickiemu. Warszawa, 2010.

Trzy spójrzenia na Polskę z Rosji (1863–1916) // Polonistyka bez granic. Materialy z IV Kongresu Polonistyki Zagranicznej. T. I. Kraków, 2010.

“Отцы и дети” по-еврейски // .

Отражение конфликтов еврейского мира в прозе Семена Ан-ского // На зламі століть: Історія та культура східноєвропейських євреїв (1880–1920): Зб. наукових праць. Киев, 2011.

Польский „король-королевич” – русский царь: литературный портрет // Текст славянской культуры. К юбилею Л.А. Софроновой. М.: ИнСлав., 2011.

Jewish Studies in Russia in the Post-Communist Era // Journal of Modern Jewish Studies. Vol. 10. № 1. March 2011.

Русская тема в «Бенёвском» Ю. Словацкого // Юлиуш Словацкий и Россия. М.: Индрик, 2011.

Политика – литература – цензура: эхо скандала XVII века // Русско-польские языковые, литературные и культурные контакты. М.: Квадрига, 2011.

Польский вопрос как славянский и европейский: русский взгляд (1863–1916) // Славянский мир в глазах России. Динамика восприятия и отражения в художественном творчестве, документальной и научной литературе / Отв. ред. Л.Н. Будагова. Сер. Slavica et Rossica. М., 2011.

О Малгожате Барановской // Новая Польша. 2011. № 7–8 (132).

Иудеи и христиане Восточной Европы: отношение к чужой мудрости // Мудрость – праведность – святость в славянской и еврейской культурной традиции. Сб. статей. Акад. Серия. Вып. 33. М., 2011.

Иудео-христианский диалог в Польско-Литовском государстве XVI в. // Белорусско-еврейский диалог в контексте мировой культуры. Материалы I Международной научной конференции. Минск, 28–30 апреля 2008 г. Минск: БГУ, 2011 (депонирован в ГУ "БелИСА" 30.12.2011 г., № Д201182).

Trzy spójrzenia na Polskę z Rosji (1863–1916) // Polonistyka bez granic. IV Kongres Polonistyki Zagranicznej. UJ, 9-11.10.2008 / Pod red. R. Nycza, W.T. Miodunki i T. Kunza. Krakow, 2011. T. I: Wiedza o literaturze i kulturze. S. 231–239.

Польский Гораций в московской тюрьме // Victor Chorev – Amicus Poloniae. К 80-летию Виктора Александровича Хорева. М., 2012.

Polacy i Rosjanie: wspóldzialanie na tle rosyjskiego Zamętu, czyli Smuty // Studia Rossica XXII. Polska - Rosja: dialog kultur. Tom poświęcony pamięci Prof. Jeleny Cybienko / Red. A. Wołodźko-Butkiewicz, L. Lucewicz. Warszawa, 2012. S. 55–65.

Новый государственный праздник России: 4 ноября versus 7 ноября // «Старое» и «новое» в славянской и еврейской культурной традиции. Сб. статей. Акад. Серия. Вып. 39. М., 2012. С. 103–119.

Славянская тема у Гоголя // Н.В. Гоголь и славянские литературы. М., 2012. С. 44–63.

Paradisus Judaeorum: еврейская элита в ренессансной Речи Посполитой // Евреи: другая история / Сост., отв. ред. Г. Зеленина. М.: РОССПЭН, 2013. С. 163–181.

Услышанное vs записанное (слухи о других народах в письменных литературных жанрах) // Устное и книжное в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О. Белова. Сб. статей. Акад. серия. Вып. 44. М., 2013. C. 66–85.

Польский Гораций в московской тюрьме // Amicus Poloniae. Памяти Виктора Хорева. М., 2013. С. 249–258.

Г. Д. Хундерт Евреи в Польско-Литовском государстве в XVIII в. Генеалогия Нового времени. М., 2013. Научный редактор В. Мочалова 17,6 а.л.

Перевод польских статей в сборнике Amicus Poloniae. Памяти Виктора Хорева (статьи И. Грали (1,4 а.л.), М. Барановской (0,4 а.л.)).

Перевод статьи Ст. Игн. Виткевича "О творчестве Бруно Шульца" // Собр. Соч. С. И. Виткевича. 0,9 а.л.

Сливовская В. Побеги из Сибири. СПб., 2014. 5,6 а.л.

«Не должно быть, чтобы сыны Высочайшего работали с противоположными целями» // Норма и аномалия в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О. В. Белова. М., 2016. С. 97–112

Иудеи и толерантность в Польско-Литовском государстве эпохи Ренессанса // Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы. Сборник материалов. Т. 5. Владимир, 2016. С. 129–149.

Еврейский Орфей в аду XX века: Юзеф Виттлин // Материалы XХIII Международной ежегодной конференции по иудаике. М., 2017. С. 494–521.

Глубокое – страницы истории // Глубокое: память о еврейском местечке. М., 2017. С. 23–48.

Konflikt – wyobcowanie – wrogość – obojętność w środowisku żydowskim w Europie Wschodniej w zwierciadle literatury, publicystyki, pamiętnikarstwa // Żydzi wschodniej Polski. Bialystok, 2017. S. 81–96.

Предосудительные сексуальные контакты как источник конфликтов // Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2017. С. 93–111.

Бартоломей Новодворский – идеал христианского рыцаря // Вертоград многоцветный. Сборник к 80-летию Б. Н. Флори. М., 2018. С. 423–440

Jewish Museums in Moscow (Грант РНФ №15-18-00143) // New Directions in the History of the Jews in the Polish Lands / Ed. by A. Polonsky, H. Węgrzynek, A. Żbikowski. Boston, 2018. P. 150–169.

Gdy polityka chce rzadzic historia Słowiańska Wieża Babel. Filologia Słowiańska nr 41. T. II: Język i tożsamość / red. J. Czaja, I. Jermaszowa, M. Wójciak, Bogusław Zieliński. Poznan, 2018. S. 147–160.

Еврейское меньшинство в польском правовом поле // Запреты и предписания в еврейской и славянской культурной традиции. М., 2018. С. 76–91. DOI 10.31168/2658-3356.2018.7

Публикации

Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989 (сост., коммент).

Словацкий Ю. Бенëвский: Поэма / Перевод Б.Ф. Стахеева. М., 2002 (сост., один из комментаторов).