Хори-туматы. Хори и кори – тысячелетние братья Хори буряты 11 родов флаги и гимны

Первыми банкирами были монголы

В общественном сознании образ кочевников (а это, по мнению большинства, всегда монголы) нарисован достаточно ярко и претенциозно. Дикий варвар, скачущий по степи, уничтожающий все признаки цивилизации, не знакомый с грамотой и культурой. Таков портрет монголов, нарисованный и растиражированный европейскими и нашими учеными. Да, монголы разрушали, соглашается Баир Дашибалов. Но они разрушали замкнутость, косность сознания, религиозную нетерпимость, узость мышления и создавали… Создавали новое, открытое евразийское пространство и глобальное мировоззрение. Все то, к чему Европа пришла в конце второго тысячелетия, – единое общество, уже было создано монголами в XIII-XIV веках. И не было никакого экономического упадка и разорения после монгольских походов. На всем протяжении великой империи сохранились как уровень металлообработки, так и непрерывность технологической цепочки. А это показатели развития общества, как сегодня компьютеризация. Более того, монголы научили Европу лить чугун и познакомили со всеми достижениями своей цивилизации. Это достоверно демонстрирует археология, одна из самых честных наук.

Высочайший уровень монгольской цивилизации находит подтверждение и в словах Марко Поло, венецианского купца и первого европейца, проникнувшего в сердце великой империи и восхитившегося ею. В своих воспоминаниях он даже назвал целую главу «Как великий хан вместо монет тратит бумажки», посвятив ее денежному обороту монголов. Богатейшего из просвещенных людей Европы поразили не только бумажные деньги, но и возможность обмена старых купюр на новые. А это значит, что существовали и банки!

Археологи находят и другие веские доказательства процветания монгольского государства. Если сравнить количество найденных археологами монет в городах Средней Азии и Ирана до монголов и в их время, то в монгольском слое монет гораздо больше. Причем эти деньги из разных стран, что говорит об активной торговле. Видимо, не зря Марко Поло двинулся на Восток, ведь он прежде всего был купцом. А куда тянутся коммерсанты всех времен и народов? Туда, где есть товары и есть деньги, говорит Дашибалов.

Земледельцы, ставшие кочевниками

Но как смог кочевой народ достичь такого уровня в своем развитии, что обошел другие на несколько веков? На этот вопрос Баир Бальжинимаевич отвечает двумя аргументами.

Во-первых, кочевники являлись посредниками между различными народами и культурами и их движение развивало и обогащало человеческое общество. При таком укладе естественно, что все новое и лучшее тут же находило живой отклик у древних номадов-путешественников. А так как эпицентром для всех кочевых волн, изменивших облик древней Евразии, служили степи Центральной Азии, то именно они и стали центром мировой цивилизации. Отсюда двинулись на запад хунну – олицетворение всех кочевых народов и отсюда же выплеснулись тюрки и монголы. И в то же время шел обратный процесс - движение с запада на восток. Археологами отмечено много идентичных находок у народов Прибайкалья и Западной Европы, Древнего Египта и Юго-Восточной Азии. Даже языки сохранили некоторые черты общих названий.

Во-вторых, фактором, позволившим древним монголам создать величайшую империю, был, как это ни парадоксально, оседлый образ жизни, сохранившийся в их сознании. Данные археологических раскопок показывают, что древнейшие монголы вели оседлый образ жизни и были знакомы с земледелием. На карте Восточной Азии самые плодородные земли расположены на стыке степи и океана, в районе реки Шара-Мурэн у Желтого моря. Этот регион явился колыбелью для монгольского, маньчжурского и корейского народов. Здесь начали строиться первые города и крепости, здесь создавались первые государства и первые политические союзы. Поэтому древним монголам не составляло особого труда привыкнуть к тому или иному типу хозяйствования. И наиболее ярко это проявилось в культуре хунну, где две основные традиции – кочевничество и земледелие – соединились в одно целое.

Хори и кори – тысячелетние братья

Кто же были древние монголы? На этот счет у историков есть разные мнения, но почти все они сходятся в мысли, что предками многих восточно-азиатских народов были дун-ху или восточные хори (в китайском языке нет буквы «р» и, по мнению ученых, самоназвание «хори» трансформировалось в «ху»). Баир Дашибалов согласен с мнением, что правильно будет называть их хори-монголы. Они были кочевниками и земледельцами, их высокий культурный и интеллектуальный потенциал привел к тому, что они стали во главе многочисленных племен и сформировали несколько разных народов. Считается, что стремена (предмет, который позволил совершить гигантский скачок в развитии человечества) изобрели корейцы, но на самом деле придумали их хори-монголы, ведь корейцы занимались земледелием. За стременами пошли седло и сабля – как неразрывная цепочка изобретений, давшая хорам возможность доминировать на всем протяжении от Дальнего Востока до Дуная.

Например, прародителем корейского народа и основателем государства Когурё-Корё был Тонмён, который происходил с севера, из мифической страны кочевников кори. Кори и хори - общность бурятского и корейского языков давно отмечали исследователи. Но сам факт того, что только в наших двух языках сохранилось название хори говорит о многом. Теперь понятны и данные генетиков, нашедших идентичный набор генов у бурят и корейцев. Археологи же, в свою очередь, обнаружили несколько вещественных доказательств нашего родства. Так, на иволгинском городище костей собак и свиней найдено на 10% больше, чем костей лошадей и овец. Следовательно, наши предки тоже употребляли собак в пищу. Там же мы находим каны, или ондали – древние отопительные системы, характерные для наших народов. В-третьих, во многих погребениях на берегах Байкала часто встречаются культовые вещи, сосуды и украшения, например, такие как бронзовые колокольчики и бубенчики, характерные для древних культур Кореи, Северного Китая и Японии. В-четвертых, сложные криволинейные линии орнамента, принятые в дальневосточной культуре, используются и у бурят. В пользу близкого родства бурят с корейцами говорят и другие, биологические и антропологические исследования - жесткая структура волос, наличие «монгольского пятна» у младенцев или, как говорят японцы и корейцы, «отметины Чингисхана».

«Земля обетованная» для бурят и монголов

Как появились хори на территории нынешней Бурятии? Где их прародина? Дашибалов убежден и археологические находки это доказывают, что истоки этого народа находятся у берегов Желтого моря в долине Желтой реки. Отсюда они ушли на запад, в степи Центральной Монголии. Другая часть хори двигалась на северо-восток, по Амуру, а затем повернула на запад. Не отсюда ли появились в бурятском языке понятия морей и океанов? Лишь в одной Гэсэриаде встречаются названия шести морей, вплоть до Северного Ледовитого океана. В своем историческом движении наши предки сформировали некоторые дальневосточные народы. Если сравнить погребальные обряды древности (наиболее устойчивая и консервативная часть культуры) в Прибайкалье, Якутии и на Амуре, то они во многом идентичны. Очутившись в долине Селенги, у берегов Байкала, хори не нашли более лучшего места для своей второй родины.

Подтверждением археологических данных служат и записи бурятских преданий. В «Летописи хоринских бурят» древние хори, возглавляемые Баргу-Батором вместе с сыном Бурту Чоно, перекочевали на Байкал из южных земель. Об этом же свидетельствуют молитвы шаманов балаганских бурят, у которых есть и онгон Борто: «Ну, а хори-монголы родом из далекой южной земли». Им вторит Марко Поло, много лет проживший среди монгольской аристократии, которая хорошо знала свою историю. По утверждениям его именитых современников, прародина всех монголов размещается в районе Шара-Мурэн. Видимо, это очень тонко прочувствовал поэт Баир Дугаров, написавший следующие строки:

«Ушли чингисиды,
А хори остались –
живучее племя на все времена.
Оно по азийским
просторам скиталось
И чашу кочевий испило
до дна».

По признанию Баира Дашибалова, значение монголов в истории нуждается в переоценке. Это единственная культура, которая построила цивилизацию, идя от городов к кочевьям. Древние монголы всегда пытались соединить Запад и Восток, они отдали свою лучшую кровь и плоть для других народов. И они же были оболганы европейскими историками. Поэтому сегодня для возрождения и развития всех народов, населяющих Россию, необходимо понимание ценности каждого этноса, каждой культуры. Бурятия в этом смысле выгодно отличается от своих соседей по Азии как островок, где традиции и жизненный уклад законсервированы веками. Буряты сумели сохранить свою самобытность, живя бок о бок с другими народами.

Тимур Бадмаев

- самые многочисленные из бурят, потомки племени хори. Хоринскими бурятами называют также бурят, проживающих в Хоринском районе Бурятии. Племя хори (хоридой) расселено в Забайкалье и занимает территорию от реки Уды на севере до реки Онон на юге. Основу племени составляют 11 хоринских родов: батанай, бодонгут, галзут, гучит, саган, хальбин, харгана, хоацай, хубдут, худай, шарат. Племя хори являлось главным звеном, вокруг которого формировалась бурятская народность. Хоринский диалект лежит в основе бурятского литературного языка.

Этимология

Слово хори имеет двоякое значение:

  1. повелительная форма от глагола хорихо - "запретить, предостеречь кого-нибудь от совершения того или иного поступка";
  2. "двадцать".

Легенда

Предание гласит, что шаманка Асуйхан, происходившая от ойрат-бурят, подвластных Чингис-хану, обитала на берегу . Однажды она встретила ревущего сивого быка. Поскольку она не имела мужа, она поверила в мысль, что Бурхан-Тэнгри послал ей быка в мужья. Вскоре шаманка забеременела и родила двух сыновей: старшему дала имя Буряадай, младшему - Хоридой.

Хоридой жил на острове . Однаджды три лебедицы спустились на край озера и превратились в трех девушек. Сняв с себя одежду и украшения, оставив их на берегу, они зашли в море и стали купаться. Хоридой сильно изумился, он взял украдкой одежду и украшения одной из девушек и спрятал. Девушки вышли из воды, две надели одежду и украшения, превратились в лебедиц, и, поднявшись в небо, улетели. А одна не могла найти одежду и украшения, отнятые Хоридоем, и осталась голой. Хоридой стал призывать свою мать-шаманку Асуйхан и молиться. Поднялся сильный холодный ветер. Девушка, замерзнув и обессилев, оказалась в обятиях Хоридоя. С тех пор они стали мужем и женой. У них родились 11 сыновей. Потомками тех 11 братьев являются хоринские 11 бурятских родов.

Живя с давних пор на острове , Хоридой и его жена состарились. Однажды старуха сказала старику: “Я стала старой, родила 11 детей и сейчас куда я уйду от своих детей. Отдай мне мою прежнюю одежду и украшения, перед смертью хочу покрасоваться”. Старик, поразмыслив, отдал одежду и украшения. Старуха, надев их, превратилась в лебедицу и взлетела к дымоходу. Старик попытался поймать руками за ноги, но неудачно. Старуха улетела в небеса. Говорят, с тех пор она не возвращалась. Хоринские буряты считают: предок их - лебедь, береза - коновязь. Соблюдая старинные обычаи, брызгают молочной водкой в момент прилета и отлета лебедей.

Расселение

Считается, что хори пришли c северного побережья Байкала вместе с племенем первопредка монголов Буртэ-Шоно. Тогда хори носили тотемное имя нохой (собака). Хори-буряты стали причислять себя к бурятам, и называться так только после прихода русских. До этого хори представляли обособленное племя, с давней историей. До этого их называли хорёдами, хориларами, хори-туматами.

По хоринским легендам, прародитель бурят Барга-батор имел троих сыновей - Илюдэр-тургэна (Олёдоя), Буряа и Хоридоя. От Илюдэра пошли племена олют-торгутов (ойратов, калмыков), от Буряа - племена Предбайкалья. Хоридой же стал первым нойоном хори-туматов. У него были три жены - Баргуджин-гоа, дочь Баргудай - мэргэна, Шаралдай и Нагаадай. От Баргуджин-гоа у него была одна дочь - Алан-гоа, родившаяся в Ариг Усе, праматерь Борджигинов - рода Чингис-хана, от второй родились сыновья: Галзут, Хуацай, Хубдут, Шарайт и Гучид, а от третьей - Харгана, Худай, Бодонгут, Хальбан, Батанай, Саган и также близнецы Хайтал и Чинут. Эти отхончики по каким-то причинам оторвались от своего племени; одни считают, что они остались на западном берегу Байкала, а другие предполагают, что они ушли вместе с туматами на юг, третьи, - что братья умерли в раннем возрасте. У древних шаманистов дети прародителей, даже ушедшие из земной жизни, всегда считались живыми, и поэтому, наверное, долгое время большое племя хоринцев состояло из 13 родов.

Продолжая размножаться, дети стали родовичами 11 родов, и вследствие того, что имя их отца было как раз Хоридай, общее имя им, сообразно с этим, было наречено Хори. По именам сыновей и называются 11 основных хоринских родов. Это показывает, что родовая структура у хори была более устойчива, чем у булагатов и эхиритов, рассеявшихся на множество мелких родов, и родовых подразделений.

Во время монгольского владычества племя хори было уведено в Северо-Восточную Монголию, где прожило до начала XVI в., попадая в зависимость то к одним, то к другим мелким монгольским ханствам.

В конце концов, когда предводительницей хори стала дочь Буянта Засаг-хана из Внутренней Монголии и знатной хоринки Шэнэ Гэрэл, Бальжин хатан, вышедшая замуж за сына монгольского нойона Буубэй-Бэйли Дай-Хунтайжи, хори ушли из Монголии на свои земли, как они уже уходили в IX в. Вслед за ними была снаряжена погоня, Буубэй-Бэйли вернул назад своего сына, убегавшего вместе с женой, а позже настиг и Бальжин-хатан. Люди Буубэй Бэйли убили её, и, отрезав груди, бросили их в озеро, отчего то стало белым. Хори назвали это озеро Бальжин-нуур (оз. Бальзино в Агинском АО, близ Дульдурги). Хори добровольно приняли русское подданство, сами воевали с маньчжурами, известны сказания о хоринских богатырях Ажирай-бухэ, Бабжа-Барас-баторе.

Хоринцы всегда осознавали свою причастность к большой Родине Хамаг Монгол улас - Всемонгольской империи, основанной их потомком Чингис-ханом. Надо полагать, что ханские нагасанар по-особому отмечали год коня - год рождения своего великого родственника. В этот год, один раз в 12 лет, они имели привилегию посещать с высоким визитом ставки монгольских ханов в Ханбалыке (Пекин), Каракоруме и Урге. Конечно же, хоринская депутация ездила с ценными подарками: серебром, нефритом, соболями и мумие-баракшунами. По этой причине, они, вероятно, не во всем были подвластны ханским наследникам, не облагались податью- , часто не подчинялись их законам и не участвовали в военных походах.

В Забайкалье первый русский Баргузинский острог был основан в 1648 г., Удинский и Селенгинский - в 1666 г. В те же годы были сооружены Итанцинский, Кабанский и Ильинский остроги. Обитатели этих острогов, в основном, прибывали из Иркутского воеводства и имели опыт закабаления "братских" людей. Отношения хозяев острогов к местным жителям были далеко не братскими. И хоринские роды превратились в ясачных подданных Итанцинского острога. 11 родов хоринских бурят стали подданными России при Алексее Михайловиче. При нем они стали платить подушную подать, другими словами, вносить ясак.

В 1703 г. от имени императора Петра I хоринцам была жалована грамота на владение землями-кочевьями по Кударинской степи, Итанце, Селенге, Уде, Тугную, Хилку, Ане, Кудуну, Курбе, по озерам Еравны и прилегающим к ним рекам и ручьям, где хоринцы занимались скотоводством, и в лесах и хребтах - охотой. В 1749 г. указом разрешалось хоринцам жить и кочевать по любым удобным для них землям на юг от Байкала до монгольской границы.

Среди хоринских бурят религия Будды не была широко распространена. Вследствие этого было мало грамотных людей. Большинство исповедовало исключительно шаманскую веру.

Агинские буряты оторвались от хоринских бурят. С тех пор, как они откочевали при размежевании китайско-монгольских и российских земель в 1727 г., они стали кочевать по рекам Ингода и Чита в Нерчинском округе. Оттуда некоторые стали кочевать по рекам Улунга, Тура и другим, и продолжали все более переходить с места на место. Некоторые из них расположились кочевкой по ненаходящимся ни в чьем владении берегам Аги и Онона и по рекам и ручьям вблизи их. В это время они стали известны как семь родов агинских - харгана, хуацай, галзут, саган, шарайт, хубдут, бодонгут. После 1824 г. были различные переписи, во время которых агинский народ не хотел быть с народом Верхнеудинского округа и по решению губернских начальников был в 1835 г. совершенно отделен.

Ныне в степях Аги проживают в основном потомки восьми сыновей Хоридоя, потомки этих же восьми и остальных трёх - Батаная, Хальбина и Гучида - в основном населяют степи Хоринска, Кижинги, Еравны, Заиграева, Мухоршибири и Бичуры.

Хоринские рода

Галзут, Хуацай, Шарайт, Хубдут, Гушит, Саган, Харгана, Хальбин, Батанай, Бодонгут, Худай

Онгоны: Хэсэтэ хан – Бархан уула, Хойморой хугшэн – Даабай и т.д.

Божества:

Арын 13 ноед (Ольхон);

Сарбали сагаан ноен Худан, Орболи сагаан ноен, госпожа Сохондай (Хоринский район);

Хелгын эжэн - Шилсаана Буурал баабай, Хилар хатан эжи (Кижинга).

ГАЛЗУУД 10 хухууртэй:

    Доргошо галзууд

    Сагаатанда

  1. Дагаахай (дагаанхан)

  2. Ногоогоод

    Дэлдэгэр

Цвет полотна знамени - ярко-красный с золотым обрамлением. Языки - красные. В круге изображение собаки - тотем галзутского рода, наверху написано на кириллице "галзууд", внизу на старомонгольском.

ХУАСАЙ 8 хухууртэй:

    Боохой хуасай

  1. Боршиихо

  2. Сагаан малгай

    Хуригахан

Цвет полотна знамени желтый с зеленым обрамлением. Языки - красные. В круге изображение лося - тотем хуасайского рода, наверху написано на кириллице "хуасай", внизу на старомонгольском.

ХУБДУУД 8 хухууртэй:

    Улаалзай хубдууд

    Сагаалжа

    Боригоохо

  1. Тумэршэн

Цвет полотна знамени синий с золотым обрамлением. Языки - красные. В круге изображение орла - тотем хубдутского рода, наверху написано на кириллице "хубдууд", внизу на старомонгольском.

ХУДАЙ 7 хухууртэй:

    Хуугэдэй

    Хара тоолэй

Цвет полотна знамени коричневый с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение рыси - тотем худайского рода, наверху написано на кириллице "худай", внизу на старомонгольском.

ШАРАЙД 7 хухууртэй:

  1. Долоогаад

Цвет полотна знамени ярко-охровый с красным обрамлением. Языки - красные. В круге изображение изюбра - тотем шарайтского рода, наверху написано на кириллице "шарайд", внизу на старомонгольском.

ХАРГАНА 10 хухууртэй:

    Моотогон

    Сигуудай

    Байталай

  1. Баряахай

  2. Баатаржаан

Цвет полотна знамени черный с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение кречета - тотем харганатского рода, наверху написано на кириллице "харгана", внизу на старомонгольском.

ГУШАД 5 хухууртэй:

Цвет полотна знамени малиновый с золотым обрамлением. Языки - красные. В круге изображение глухаря - тотем гушатского рода, наверху написано на кириллице "гушад", внизу на старомонгольском.

БОДОНГУУД 6 хухууртэй:

    Оргойтой

    hарьмайтай

Цвет полотна знамени коричневый с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение кабана - тотем бодонгутского рода, наверху написано на кириллице "бодонгууд", внизу на старомонгольском.

САГААНГУУД 5 хухууртэй:

Цвет полотна знамени белый с темно-синим обрамлением. Языки - синие. В круге изображение волка - тотем саганского рода, наверху написано на кириллице "сагаан", внизу на старомонгольском.

ХАЛЬБАН 6 хухууртэй:

Цвет полотна знамени черный с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение колонка - тотем хальбинского рода, наверху написано на кириллице "хальбан", внизу на старомонгольском.

БАТАНАЙ 7 хухууртэй:

  1. Хэдэгэнэ

    Малаахан

Цвет полотна знамени зеленый с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение зайца - тотем батанайского рода, наверху написано на кириллице "батанай", внизу на старомонгольском.

Гимн хори-бурят

Хориин Зоной hулдэ дуун

Байгаа юртэмсын бумбэ болопон
Байгал далаймнай, аршаан суршоорэй.
Булган дайдада буусаа олоЬон
Буряад-Монголым, Бурхан, уршоогыш!
Жабхалантай,
Жаргалантай
Жагсаал хусэлнай залан урагшаа.
Хоридойн албатан,
Хун шубуун гарбалтан
Хухэ мунхэ тэнгэриин ашаар!
Анхан урданай Арын ноёдой
Алтан обоодо мургэл заяагаат,
Агуу Ерээдуйн тулоо оролдон,
Али олохон замаар харгылаат.
Дабталга
Турэл арадай туухэ гайхамшаг –
Турэ наранайнь тугууд мандана,
Туби бухэнэй тумэн айлшады // Копейка : газета. - 10 сентября 2004.

Во время ВМВ, судостроение и авиация были крайне важны для Японии, из-за характера войны в Тихом океане. Тем не менее, для того, чтобы производить большое количество передовых судов и самолетов, разработка новых танков было ограничено. Когда стало ясно, что японский флот не мог противостоять американцам на неопределенный срок, было принято считать, что исход войны будет решаться огромной сухопутной битвы на самой Японии. Для того чтобы справиться с этим, японская армия начала производство на новой серии танков, в том числе "Чи-Ну", "Чи-То" и "Чи-Ри".

Хотя это были отличные танки, они не были значительно превосходили танков, используемых союзных армий, в частности, М-4/76 и Т-34/85. После тщательного изучения результатов боевых действий между вермахтом и РККА, японцы решили, что их лучшая надежда на успех была бронированная машина с мощной пушкой, толстой броней и хорошим количеством мобильности. Это желание привело к концепции "Хо-Ри" САУ. Как следует из названия, Хо-Ри был бы в состоянии выступать в качестве артиллерии, но ее главная роль была бы уничтожать танки. С этой целью, основным вооружением был 105мм Тип 5 пушка разработан в июле 1943 г. Из-за веса снарядам (30 кг), пушка имела автоматическую систему, чтобы переместить их в казенную часть.

(Крупным планом пушка казенной и автомат заряжания)

Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения

Пушка может поднять 20 градусов, острием вниз на 15 градусов, и повернуть на 10 градусов влево и вправо. Он весил 4,7 тонны и имел длину 5759 мм. В зависимости от применяемых боеприпасов, он может проколоть до 175 мм брони с дистанции 1000 метров (v0 = 915 м/сек).

(Полный вид пушка)

Нажмите для увеличения

Первые две схемы для Хо-Ри используется шасси Чи-Ри танка, который имел 37-мм пушкой, установленный в корпусе. Первая версия напоминала немецкий "Фердинанд", второй - "Ягдтигр."

"Хо-Ри I"

Нажмите для увеличения

"Хо-Ри II"

Нажмите для увеличения

Так как броня танка Чи-Ри была относительно слабой (75 мм), однако, ни один из этих чертежей были утверждены японской армии. Наконец, третий проект был создан, который был похож на первый, только на этот раз не было никакого 37мм пушка, передняя наклонная полностью назад, и броня значительно усилена. Двигатель был 550 л.с. BMW V-12, производства 1500 оборотов в минуту. Нехарактерно для японцев, он использовал бензин вместо дизельного топлива. Когда война закончилась, один прототип был построен с дополнительным 5 в различных стадиях завершения.

"Хо-Ри III (Серийная модель)"

Нажмите для увеличения

Важная статистика (Хо-Ри III):
Классификация: САУ
Боевая масса, т: 40
Экипаж, чел.: 6 (водитель, наводчик, командир, радист, и два обработчика боеприпасов)
Разработчик: Мицубиши
Производитель: Япония; Мицубиши Тамагава завод
Длина корпуса, мм: 7400
Ширина корпуса, мм: 3050
Высота, мм: 2700

Бронирование--
Лоб корпуса, мм/град.: 125/70° (365,5 мм эффективная толщина)
Борт и Корма корпуса, мм/град.: 50-25/неизвестно
Лоб рубки, мм/град., мм/град.: 250/0°
Борт рубки, мм/град., мм/град.: 50-25/неизвестно

Вооружение--
Калибр и марка пушки: 105мм Тип 5
Боекомплект пушки: 40 снарядов
Углы ГН, град.: +20°, -15° (10 градусов влево и вправо)
Пулемет: 1 x 7.7мм Тип 97

Подвижность--
Тип двигателя: BMW V-12 жидкостного охлаждения двигателя (бензин), 550 л.с., 1500 оборотов в минуту
Скорость: 40 км/ч

Литература

Ун Эй Сун - SENSHA: Type 5 Ho-Ri, the Japanese Ferdinand
"Дайгенсуи" - For the Record: Ho-Ri Toku
Акира Такизава - 105mm SP Gun Tank "Ho-Ri"

Прибайкалье и Забайкалье, как показывают исследования археологов, были населены людьми, начиная с конца древнекаменного века, около 25-15 тысяч лет назад. В степных краях Забайкалья существовала культура раннескотоводческих племен. Эти племена степного Забайкалья явились основой формирования позднейших бурят и других степных племен.

Средневековая эпоха (V - VIIIв.в.) - это особый период истории Бурятии, в течение которого постепенно шло становление бурятской народности.

С III века до н. э. в раннем средневековье происходило передвижение древнемонгольских (протобурятских) племен, связанное со сменой друг друга. Так, в III - II вв. д. н. э. в Прибайкалье появляются тюркоязычные курыканы, вытесненные гуннами из Забайкалья. С их приходом из Забайкалья ушли самодйцы (ненцы, энцы, селькупы и др.) и часть тунгусов. После этого здешние раннемонголы (протобуряты), тюрки, остатки тунгусов, стали жить рядом друг с другом. Из этих групп сформировался сильный союз, который существовал до IХ в.

В Забайкалье в начале средневековья - на рубеже V - VI вв, поселилось раннемонгольское племя Буртэ - Чино (Бурита - шоно), тотемное название шоно - волк. Тотем - это дикое животное, которое, как верил человек, выступало его защитником от злых духов, его покровителем. Этим животным люди стали поклоняться, относиться к ним, как членам своего рода, как к самому себе. У бурят каждый род имел своего тотема. В VII - IX вв. племя Буртэ-чино вступило в тесный контакт с местным тюркским племенным объединением - байегу - байырку. В результате постепенной ассимиляции образовалась новая этническая общность - баргуты, которые стали говорить на монгольском языке.

В летописи В. Ю. Юмсунова "История происхождения одиннадцати хоринских родов" написано, что один из сановников по имени Барга - батор - тайсун - нойон взял с собою младшего сына царя по имени Буртэ шоно и бежал с ним. Он переправился в страну Гонбо через множество рек, перевалил через множество перевалов и, наконец, остановился на южном берегу озера Байкал. И там встретился с народом Бэдэ, имевшем там свое исконное обитание. Когда он рассказал обо всех причинах и обстоятельствах своих странствий, тот народ посовещался между собой и решил возвести его нойоном над всеми на том основании, что он царский сын. Его возвели в 304 году по русскому летоисчислению в нойоны, а Барга - батор - тайсун стал его сановником.

Спорными являются даты рождения и прихода Бортэ (Буртэ) - Чино (Не - оно). Если профессор С. Ш. Чагдуров считает, что 1700 лет назад прибыл с юга наш пращур Бортэ - Чино, то в "Дyхэригэй литэ" написано, что Буртэ - Чино родился 1240 лет тому назад. Конечно, такое расхождение в датах вводит читателей в заблуждение. Поэтому разрешение этого вопроса - прерогатива ученых - исследователей. Длительный исторический путь, пройденный хоринцами, очень сложен и во многом не ясен. Вопрос о происхождении хори - бурят затрагивался во многих исторических и этнографических трудах. В работе Г. Н. Румянцева "Происхождение хоринских бурят" - говорится, что генеалогический миф хоринцев приурочивает их первоначальную родину к верховьям реки Лена и к острову Ольхон.

В Х веке в Забайкалье на историческую арену выходит раннемонгольское племя кури (хори, хор). Они вступили в союз с туматами (тумэду - уд), которые жили западнее хори. Очевидно, что туматы были потомками курыкан - бурят. В монгольской истории - хронике "Сокровенное сказание" в числе других монгольских племен упоминаются хори - туматы. По "Сокровен - ному сказанию монголов": во главе хори - туматов находился Хорилардай мэргэн. В состав этого племенного объединения входили разные родовые группы различного происхождения. Стойбище данного объединения находилось в стране Баргуджин - Тукум. (Это, по всей вероятности, территория от бассейна Ангары и Лены на западе до Приононья на востоке). Ареал расселения хори - туматов был велик. Обратимся к трудам Ш. Б. Чимитдоржиева. В частности, в книге "Хождение хори - бурят к белому царю" читаем: "Хоринцы, как все бурятские роды, занимались кочевым скотоводством и охотой, и их образ жизни носил весьма подвижный характер. Они находились в постоянном движении. К тому же, из - за пастбищных и охотничьих угодий, имели место междоусобицы. Эти и другие причины могли вызвать перемену мест обитания хоринцев. Если в древности и раннем средневековье хори-буряты жили в Прибайкалье, то в позднем средневековье они обитали в Забайкалье".

Далее в своей статье "Бурятия в средневековье" Б. Доржиев отмечает, что в XI веке группа средневековых хори в составе протомонгольских киданьских племенных войск вторглись в курыканские владения. Курыканы - тюрки, не желавшие подчиниться завоевателям, ушли на север и там положили начало формирования якутского этноса. Здесь основным населением становятся курыканы - буряты. В то время, считает Н. П. Егунов, во всем Прибайкалье образовался общий племенной союз, состоящий из хори - туматов и бурят - курыкан. Этноним "буряты", согласно одной из версий, впервые возник в курыканское время. Тогда в Приангарье обитало тюркоязычное племя буруты (буряты, по бурятски - буридууд), состоящее в курыканском союзе. Со временем они смешались с хори - монголами и стали называть себя бурятами. Сначала этот термин стал названием прибайкальских, затем забайкальских племен. Значительно позже, в XVII веке, монголоязычные племена Прибайкалья стали называться бурят - монголами. Таким образом, наши предки жили за 3 - 4 столетия до Чингисова государства.

Согласно легенде, приведенной в "Монголын нууц товгоо", одним из основных предков был Буртэ - Чино, супругой была Гуа - марал. У них было несколько сыновей, одного их них звали Хорилардай Мэргэн (Хоридой - Мэргэн). Супругой была Баргуджин - Гуа. У них родилась дочь Алан - гуа в хори - туматской земле, в местности Арих - Усун. В земле хори - туматов начались ссоры из-за звероловческих угодий, и их род хорилар откочевал к Бур - хан - Халдуну, в районе реки Онон. Как повествует легенда, представители местного рода братья Дува - Соохор и Добуун Мэргэн увидели, как по речке Тунгелик подкочевывает к югу незнакомое племя. Добуун - Мэргэн навестил незнакомцев. Он узнал и о девушке. Звали красавицу Алан - гуа. Вскоре, посватавшись, Добуун - Мэргэн взял Алан - гуа в жены. По утверждению С. А. Гурулева, в средневековой могольской историографии Алан - гуа считается родоначальницей рода борджигина, к которому принадлежал и Чингис-хан. Многие историки считают ее вымышленной, мифической. "Однако, в летописях она изложила с такими необычайными подробностями, подкупающими простотой и логичностью, что в нее нельзя не верить. В истории назван род хорилар, указан предводитель, родоначальник Хорилартай - мэргэн, говорится о хори - туматской земле. Далее в летописях приведена подробная родословная, восходящая к Чингис - хану. Если следовать к родословной, то между Алан - гуа и Чингис-ханом насчитывается десять поколений. Это позволяет вычислить время, на которое приходится жизнь Алан - гуа, признавая ее за историческое лицо. И это время определяется концом IX в.

Отсюда можно сделать вывод о существовании племенных группировок, которые впоследствии составили ядро бурятской национальности в IX в., т. е. задолго за 3 - 4 столетия, до периода монгольских завоеваний. Эти племенные группировки имели тесные связи с монголами.

В н. XIII в. образовалось единое Монгольское государство. Ему был подчинен бурятский племенной союз. Состоящие в данном союзе бургуты сразу стали на сторону Чингис-хана, добровольно присоединились баяуты, ойраты. Силой были покорены туматы, хори, меркиты и лесные народы Прибайкалья. В своей книге "Сказания об облавных охотах" Гурулев пишет, что племя хори подчинилось монголам и сохранило определенную самостоятельность. Племя хори было полностью передано в ведение ойротов. Вместе с тем, отдельные родовые группировки не разделяли политику вассальной подчиненности кому - либо, монголам или ойротам. Они либо поднимались на борьбу, либо присоединялись к тем, кто искал лучшую долю. Вот почему родовые группы хори разбросаны среди многих народов - монголов, тувинцев, баргутов.

Время не сохранило подробностей и периода вассальной зависимости хори от ойратов. Лишь известно, что позднее хори перешли в подчинение к баргутам. Позднее племя хори оказалось в вассальной зависимости у восточномонгольского Алтан - хана (1532 - 1582). Вероятно, в это время хори кочевали в Барге (Внутренняя Монголия КНР). В 90 - х годах XVI в. хори, кочуя в Барге, принадлежали уже солонгутскому князю Бубэю. Хори предприняли попытку бежать от Бубэя, но через несколько лет их основная часть была возвращена в Баргу.

Появление мифов и легенд хори-бурят связано со сложной историей, пережитой племенем хори.

По мере развития военного конфликта на Востоке стало ясно, что японская доктрина поддержки танков пехотой в условиях растущей угрозы со стороны США не является эффективной. Получив сведения об американском тяжёлом танке M6, японское командование решило внимательно изучить немецкую танковую доктрину. Новая политика подразумевала концентрацию усилий на разработке и производстве стандартных средних танков с улучшенным вооружением. Поддержка этих танков в бою возлагалась на противотанковые САУ с орудиями крупного калибра.

В конце 1943 года на базе ходовой части танка Тип 5 «Чи-Ри» началась разработка «Хо-Ри». Конструкторы японского 4-го Технического исследовательского института понимали, что отвесная лобовая броня «Чи-Ри» плохо защищала машину от противотанковых снарядов. Ключевой особенностью новой конструкции «Хо-Ри» стало снижение угла наклона лобовой брони до 70 градусов. Был создан деревянный макет танка, который в начале 1944 года представили на рассмотрение Министерства армии.

Производству «Хо-Ри» дали зелёный свет, и в августе 1944 года был построен первый прототип. Танк весил 35 тонн и развивал скорость в 40 км/ч, в качестве силовой установки использовался двигатель с водяным охлаждением Kawasaki V12 мощностью 550 лошадиных сил — такой же, как и на среднем танке «Чи-Ри». Схема бронирования также была выполнена по схожим спецификациям. В качестве вооружения использовалось экспериментальное скорострельное 105-мм орудие с механизмом подачи снарядов. На полевых испытаниях оно пробивало броневой лист толщиной 150 мм на расстоянии в 1000 метров. Однако японская военная администрация требовала лучших результатов, поэтому проект танкового орудия был переработан.

В 1945 году прототип «Хо-Ри» был одобрен для производства. Машине присвоили наименование Тип 5 и официально приняли на вооружение. Производственный образец «Хо-Ри» отличался от прототипа 1944 года более прочной лобовой бронёй, толщина которой теперь составляла 120 мм. Чтобы компенсировать дополнительный вес брони, танк был оснащен экспериментальным двигателем Kawasaki V12 мощностью 1100 лошадиных сил. Не забыли улучшить и пушку: машина получила противотанковое орудие Тип 5 калибра 105 мм, способное пробивать 200-мм броневой лист на расстоянии в 1000 метров.

Официально производство Тип 5 «Хо-Ри» началось в январе 1945 года, и к марту было построено 5 машин. Дальнейшему производству этих танков помешали американские бомбардировки. Вскоре после капитуляции Японии все «Хо-Ри» были уничтожены или затоплены в глубоких озерах — оккупационные силы США не должны были захватить и изучить эту технику.


Карта технологического процесса: Исх. №: C14011075200. Национальный институт исследований в области обороны, Министерство обороны, Военное управление мобилизации снабжения, карта технологического процесса январь-апрель 1945 года.

Команда War Thunder с гордостью представляет вам «Хо-Ри» — первую противотанковую САУ 4 ранга в японском дереве развития наземной техники.

Это первая машина в дереве развития Японии, которая оснащается 105-мм орудием. Опытные командиры 75-мм противотанковой САУ Тип 5 рады будут узнать, что новый танк вооружён ещё более мощной пушкой. Благодаря точности орудия, на поле боя эта машина становится силой, с которой нельзя не считаться.

Опытные командиры японской бронетехники могут вздохнуть спокойно: угол склонения орудия «Хо-Ри» очень велик и не уступает своим аналогам. Игроки смогут воспользоваться этим для получения преимущества в бою, ведь «Хо-Ри» может похвастаться углом склонения пушки в целых 10 градусов! Таким образом, управляя этой САУ, можно в полной мере воспользоваться преимуществом господствующей высоты в борьбе с танками противника!

Чтобы совместить шасси и рубку с более низким силуэтом, на «Хо-Ри» был реализован уникальный механизм: поднимающийся люк, благодаря которому можно было опустить пушку и прицелиться во врага без ущерба для защиты. Игроки, которые уже знакомы с предыдущими японскими противотанковыми САУ, наверняка будут рады получить «Хо-Ри».

Этот танк, безусловно, станет ценным дополнением к японской ветке бронетехники. С обновлением 1.71 в War Thunder появится прототип «Хо-Ри» в виде первого японского премиумного танка 4 ранга, а в одном из следующих обновлений следует ожидать серийную версию в качестве линейной машины.