Ирина Богомолова
«Роль отца в семейном воспитании». Родительская конференция, приуроченная к празднику 23 февраля
Родительская конференция «Роль отца в семейном воспитании » , приуроченная к празднику 23 февраля
Подготовили педагоги МБДОУ детского сада «Солнышко» г. Данилов Ярославской обл.
Старший воспитатель - Богомолова И . А., учитель - логопед Чеснова Л. Ю., педагог-психолог Усачёва А. В
Ведущий : Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы рады видеть вас на нашей встрече, которая посвящена роли отца в семейном воспитании . И я хочу пригласить для приветствия наших детей. (входят дети, читают стихи, танцуют)
Слайд № 2
Ведущий : Игры наших воспитанников в детском саду , беседы детей между собой помогли увидеть большую проблему : все детские вопросы чаще всего решаются мамой, мама удовлетворяет и познавательные интересы детей, и дефицит эмоционального общения. Современные мужчины очень заняты, но воспитание ребенка нельзя откладывать «на потом» .
Во все времена велико и ничем не заменимо было место отца в семье . Природой и обществом каждый мужчина подготавливался к тому, чтобы стать мужем, отцом. Недаром подмечено, что человек, как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность – быть отцом, опорой семьи. Как подчеркивают исследователи, «стать отцом» и «быть отцом» - не одно и то же, т. к. переход к активной воспитательной и образовательной деятельности у мужчин не связан автоматически с рождением ребенка. Чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувство материнства.
Отцовская любовь, как и материнская, необходима для нормального развития ребенка. Отсутствие внимания со стороны мамы и папы может привести к искажению мироощущения и нарушению поведения малыша. Мать, как правило, действующая на них лаской, добротой, играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А формирование целеустремленности, настойчивости, смелости – предмет заботы отца . Заинтересованность, требовательность, демократизм в семейных отношениях со стороны папы оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу ребенка. Представления детей о том, как бы они «выглядели в глазах отца » или «что бы сказал о них отец» в той или иной ситуации, имеют значительный эффект для формирования поведения и положительной самооценки ребенка.
Слайд № 4 О том, какими видят своего папу дети расскажет наш видеоролик. (видеоролик)
Слайды № 5, 6 Современные отцы стали более изобретательны, поэтому от них исходит инициатива усовершенствования быта, организации семейного досуга . Они проводят с детьми гораздо больше времени, чем это было раньше, что благоприятно влияет на детское развитие.
Традиционно отцу в семье отводится в первую очередь дисциплинирующая роль . Не секрет, что основой нравственного воспитания многие считают страх отцовского наказания. Научные исследования свидетельствуют о наличии обратной связи между строгостью отца и нравственностью сына : запреты отца действуют только на фоне отцовской любви, а сыновья суровых отцов бывают лишены способности к сочувствию и состраданию.
Слайд № 7,8 Личные качества отца оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Его любовь дает ощущение особого эмоционально – психологического благополучия, учит сына и дочь тому, как может проявлять мужчина любовь к детям, жене и окружающим.
Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов : перенимают походку, манеру разговаривать, жесты, хобби. От отцов они воспринимают такие черты , как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу, мужское достоинство, умение брать на себя ответственность, рыцарское отношение к женщине и многие другие черты, присущие настоящему мужчине, мальчику прививаются в процессе общения с папой.
Слайд №9 В отличие от мальчика дочь обычно не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Очень важно показывать дочери, что папа ценит её мнение, интересуется её делами, советуется с ней. Не нужно забывать и о таком «важнейшем» для девочки обстоятельстве, как её внешность – следует похвалить красивое платье или прическу дочери, манеру держаться и голос. Отцовское принятие воспитывает уверенность в себе , женское достоинство.
В повседневном общении с дочерью и сыном отец по-разному реагирует на поведенческие проявления : у мальчиков поощряет активность, решительность, выносливость; у девочек – приветствует мягкость, нежность, хвалит за участие в приготовлении обеда.
Слайд №10 Многие воспринимают мужчину в семье лишь как источник дохода или мастера на все руки, но не менее важен его интеллектуальный вклад в воспитание ребенка . По мнению ученых, структуры мышления мужчины и женщины несколько различны. Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации, они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин – явные превосходства в речевом развитии, в интуиции, в быстроте «схватывания» ситуации в целом.
Слайд №11 Именно в семье, наблюдая роли отца и матери , дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях , обязанностях, семейных заботах , проблемах и разумных способах их разрешения.
Современные отцы глубже переживают интимность семейной жизни , чем их деды. Мужчинам присущи многие черты, благоприятные для нормализации семейной атмосферы . Большинство из них великодушны, умеют «не заметить» мелкие неурядицы, достаточно устойчивы в эмоциональном отношении, значит, могут «уйти» от ссоры, чувствуют юмор, поэтому шуткой могут «рассеять тучи» на семейном небосводе . Но эти качества должна стимулировать, одобрять жена.
Слайд № 12
Каждый отец имеет свой взгляд на вопросы воспитания детей , свой стиль. Поэтому психологи выделяют несколько типов отцов : (ведущий коротко характеризует каждый из типов)
«Папа – мама»
«Мама – папа»
«Карабас – Барабас»
«Крепкий орешек»
«Попрыгунья – стрекоза»
«Рубаха – парень»
Слайды № 13, 14
В план проведения нашей конференции мы включили анкетирование пап. В нём приняло участие 57 человек. Анализ анкет.
Можно сделать вывод, что рядом с нами чуткие, заботливые, терпеливые, мудрые, всегда доступные детям, кормильцы, немного строгие, очень занятые и часто находящиеся на работе папы.
Слайд № 15 Результаты анкетирования. Как, отметили в своих анкетах папы, а это 51 ч, дети чаще всего общаются с мамами. Часть из опрошенных пап – 23 ч отметили, что они тоже часто общаются с детьми.
Слайд №16 Результаты анкетирования на вопрос : «Какова роль отца в семье ?»
Слайды № 17, 18 Папы в свободное время с детьми – играют, гуляют, читают книги, смотрят и обсуждают мультфильмы, стараются приучать детей к домашним делам, общаются, разговаривают, рисуют, лепят, смотрят телевизор, прибирают жильё, работают в огороде, выполняют строительные работы, выезжают на природу, на речку, играют за компьютером, катаются на санках, велосипеде, занимаются спортом (ходят на каток, в бассейн) .
Слайд №19 Папы стараются говорить своим детям «Я тебя люблю» , и не забывают их хвалить. Они почти никогда не ругают своих детей в присутствии посторонних, иногда только делают замечания.
Слайд № 20, 21
28 пап считают наказание неэффективным способом воспитания , остальные – иногда эффективным. Многие папы рассказывают детям о своем детстве (интересных событиях, любимых играх и игрушках) . Все папы детского сада проводят отпуск вместе с детьми, к сожалению, не у всех пап есть отпуск.
Слайд № 22-24 Результаты анкетирования
Слайды № 25, 26 В конце каждой анкеты папы высказали свои пожелания детям.
Слайд №27 Благодарность все папам, принявшим участие в анкетировании за их искренние и интересные ответы.
Слайд №28
Презентации семей : Мальгиных, Цветковых, Филлиповых, Кукушкиных, Митюшкиных. Родители рассказывали об опыте семейного воспитания девочек и мальчиков и роли отца в семьях
Слайд №29 Награждение заведующей ДОУ Куделиной О. Ю. выступающих родителей
Слайд № 30
Ведущая : При подготовке к нашей встрече мы обратились ко всем папам с просьбой рассказать нам посредством фотографий о себе, своей работе, увлечениях, службе в армии. Получились очень яркие, запоминающиеся стенгазеты. Передать словами чувства любви и гордости, с которыми дети передавали нам фото своих отцов, просто невозможно.
Слайд №31 Многие папы откликнулись и на нашу просьбу показать нам свои умения и мастерство. На нашей выставке вы видите различные скворечники, кормушки, различные виды транспорта, предметы быта и украшения интерьера и, конечно, игрушки. И всё это изготовлено золотыми руками наших пап, за что им огромное спасибо.
Слайд №32 : В период празднования Дня защитника Отечества мы предложили мамам с детьми, подготовит для вас поздравительную открытку. Все открытки разные, но всех их объединяет огромная любовь ваших близких к вам, нашим папам. Сегодня мы имеем возможность отметить тех пап, которые особо активно участвуют в жизни детского сада, группы, охотно откликаются на различные просьбы педагогов детского сада.
Слайд №33 Награждение активных пап.
Ведущая : Нам бы хотелось, чтобы ряды таких активных и умелых пап пополнялись с каждым годом.
Слайд № 34
К сегодняшней нашей встрече мы подготовили буклеты, которые содержат различные советы по вопросам воспитания детей . Вы можете выбрать те, которые вам интересны.
Слайд № 35 Решение конференции
Слайд №36
Ведущая : Нам хотелось бы закончить нашу встречу такими словами : «Нет никакого сомнения, что на протяжении всего детства именно родители оказывают на ребенка наиболее сильное влияние. Самый верный способ создать наилучшие отношения со своими детьми – контролировать себя, а не винить детей. Чем лучше мы научимся разбираться в себе и жить в согласии с самим собой, тем больше пользы принесем детям»
- 92.00 КбМосковский государственный университет технологий и управления им. К.Г.Разумовского
Институт: «Социально-гуманитарных технологий»
Направление: 050400 «Психолого-педагогическое образование»
Контрольная работа
По дисциплине: «Психология семьи и семейного воспитания»
«Роль отца в семейном воспитании»
Выполнила:
Студент 2 курса ЗФО 050400 п.ф.о
Смирнова Наталья Алексеевна
Москва 2012 г.
- Отцовство
- Отец и ребёнок
Классификации отцовского отношения к ребёнку.
Роль отца в воспитании мальчика
Роль отца в воспитании девочки
Влияние отца на психическое развитие ребёнка
- Список литературы
1. Отцовство
Отцовству как психологическому феномену посвящено немного работ (Ю.В. Евсеенкова, И.С. Кон, М. Мид, Р.В. Овчарова). Большинство авторов понимает отцовство как врождённое чувство, которое побуждает мужчину поступать в отношении ребёнка (или своих детей) с сопереживающей ответственностью. Отцовство определяется и просто как кровное родство между отцом и ребёнком. Однако есть и противоположная точка зрения. Исходя из многочисленных межкультурных исследований, М. Мид пришла к выводу, что одной из важнейших характеристик отцовства является его социальная детерминированность, оно – “социальное приобретение человечества” (М. Мид, 1998). Следовательно, отцовский инстинкт не носит врождённый характер, он – результат социального научения.
Современные исследователи выделяют следующие этапы онтогенеза отцовства (Р.В. Манеров, 2003).
Первый этап - формирование матрицы отцовского отношения. Помимо культурного и социального статуса мужчины, связанного, прежде всего, с культурными и семейными традициями, особенности отцовского отношения определяются ещё и собственной психической историей человечества. В течение онтогенеза такие виды опыта, как взаимоотношение со своим отцом (или отсутствие таких взаимоотношений), его осмысление и интерпретации, особенно в связи с сексуальной жизнью и супружеством, влияют на отношения отца к своему ребёнку, к своему отцовству.
Второй этап – начало собственной психологической адаптации к отцовской роли, начало формирования “Я-концепции” отца. Он начинается с момента, когда мужчина узнаёт, что его супруга беременна. Реакция мужчины на это известие во многом определяется тем, как прошёл первый этап, то есть, как сформировалась матрица отцовского отношения. В Кемерове было проведено исследование, в ходе которого проверялась гипотеза о том, что этапы формирования отцовской сферы должны иметь свои особенности и не соответствуют этапам формирования материнской сферы. Эта гипотеза нашла своё подтверждение, были получены такие результаты: большинство женщин впервые ощущают себя матерями в период беременности, а мужчины – уже после рождения ребёнка. Изменения в эмоциональной сфере беременной женщины, выражающиеся в защитных реакциях как регресс, инфантилизм, “запускают” в мужчине – будущем отце, стремление заботиться и опекать, демонстрировать по отношению к беременной жене те чувства и ответственность, которые он будет проявлять по отношению к ребёнку (Ю.В. Евсеенкова, 2002).
Третий этап связан с родами и появлением ребёнка на свет.
И, наконец, последний, четвёртый этап отмечен тем, что отец включается в процесс ухаживания за ребёнком. На этом этапе мужчина впервые ощущает себя отцом, но именно этот период является одним из наиболее сложных, стрессовых в его жизни.
Сущность стресса заключается в выполнении мужчиной одновременно нескольких ролей: “муж”, “отец” (внутри семьи) и “кормилец” – человек, обеспечивающий семью (внесемейный аспект деятельности). Как правило мужчина оказывается не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, поскольку у него нет физических возможностей и времени на качественное исполнение требований, предъявляемых ролями .
2. Отец и ребёнок
Многие мужчины уверены, что уход за ребенком - не мужская работа. Это неправильное представление. Можно быть нежным отцом и настоящим мужчиной одновременно.
Известно, что духовная близость и дружеские отношения между отцом и детьми оказывают благотворное влияние на характер ребенка и на всю его последующую жизнь. Поэтому лучше, если мужчина с самого начала постарается стать настоящим отцом, постигая это сложное искусство вместе с женой. В некоторых городах организованы курсы для родителей, где опытные врачи обучают уходу за ребенком. Если же в первые два года отец предоставит все заботы о ребенке жене, она навсегда останется главной во всех вопросах, касающихся ребенка. Позднее отцу будет гораздо труднее начать осуществлять свои отцовские права и обязанности.
Неважно, сколько раз отец покормит ребенка или сменит ему пеленку, но он обязательно должен это делать время от времени. Например, отец может кормить ребенка ночью (из соски) в первые недели, когда мать еще очень слаба, или постирать пеленки в воскресенье. Отец может регулярно ходить с ребенком в детскую консультацию. Отец может помочь и во многих других делах. Конечно, бывают отцы, у которых мурашки ползут по телу при одной мысли о необходимости ухаживать за ребенком. Такие отцы скорее всего будут очень любить своих детей потом, "когда они будут больше похожи на людей". К тому же многие отцы просто стесняются принять участие в уходе за ребенком и их нужно поощрить к этому .
Отец выполняет в семье ряд чрезвычайно важных семейных функций. Предпосылкой выполнения многих из них служит его авторитет, личностные качества, в силу которых его поведение является «обучающим», на примере которого дети учатся, как решать различные проблемы, возникающие входе взаимоотношений; суждения отца обладают повышенной значимостью, убедительностью для них. Прямой противоположностью в этом отношении является ситуация, когда отец страдает алкоголизмом или обнаруживает психопатические черты характера. Так, безвольный, агрессивный, несамостоятельный отец, сам требующий опеки, создает «функциональную пустоту» в процессе воспитания. Его детям приходится самостоятельно и, следовательно, с меньшим успехом, «находить», «вырабатывать» нужные качества .
По А. Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство. Роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, их профессиональной ориентации .
Отец становится персоной, заинтересованной в социализации ребенка и в его продвижении к независимости. Отец выказывает одобрение, когда ребенок его заработает. Отец так же, как и мать, безусловно любит ребенка, но при этом его одобрение зависит от поведения малыша. Таким образом, природа обеспечивает равновесие и поощряет общественное поведение. Позднее отец будет все более отчетливо становиться представителем общества и, показывая своим примером, что ожидается от ребенка, подведет его к выбору поведения, соответствующего определенным традициям, частью которых будет и ребенок .
Классификации отцовского отношения к ребёнку.
Выделяют два отцовских типа в зависимости от того, какая психологическая потребность в мужчинах сильнее - опекать, заботиться или учить:
- мужчин, жаждущих опекать, отцовство со всей силой захватывает только в первые годы жизни ребенка, когда он слаб, беспомощен, беззащитен, а его плач вызывает порыв прийти на помощь;
- у других мужчин ведущая потребность - учить, передавать свои знания и умения, т.е. сделать ребенка в прямом смысле слова своим наследником.
Есть и другая классификация отцов:
- Большой друг. Вернувшись с работы, этот папа тут же начинает бесконечную вереницу игр: сначала он вместе с ребенком собирает и разбирает конструктор, потом играет в прятки и салки. Но |обычно на этом «большой друг» останавливается, уверенный в том, что он сделал всё то, что было нужно. А визиты к педиатру, посещение школы, помощь в приготовлении уроков... Все эти маленькие, с его точки зрения, хлопоты он оставляет маме «Большой друг» - это прекрасно, но если учесть, что в жизни у ребенка будет много друзей, то кто же будет ему папой.
- Предводитель семейства. Наиболее традиционный тип отца. Все домашние хлопоты ему неинтересны. Это мужчина, который чувствует себя в своей тарелке лишь тогда, когда занимается мужским делом. Он уверен, что его присутствие дает ребенку чувство безопасности. Кроме того, он учит его всем необходимым навыкам.
- Исключительный папа. Это отец, который иногда даже лучше мамы разбирается в ее традиционных обязанностях! Единственно, чем рискуют папы-наседки, - это увлечься и стать... еще одной мамой, т.е. конкурентом, а не дополнением.
- Вечно юный супруг. Он обожает ребенка и всегда готов помочь супруге. Но он не может отказаться от своего мотоцикла, друзей, любимых занятий. Кроме того, он не в силах отделаться от впечатления, что мама слишком много занимается с ребенком. Зачем возиться два часа с его уроками или так расстраиваться из-за его отметок?
Итак, существуют самые разные типы отцовского отношения к ребенку. Но, несмотря на эти различия, многие исследователи выделяют общее значение отца в развитии ребенка. В наше время уже никого не удивляет, что многие мужчины присутствуют при родах жены. И это не проходит бесследно ни для отца, ни для ребенка. Так, например, отцы, оказывающие помощь во время или сразу после родов, отмечают, что они практически сразу привязывались к ребёнку, чувствовали эмоциональный подъем, гордость и росли в собственных глазах. Данные многих исследований говорят о том что отцы, державшие ребенка на руках сразу после рождения, и в дальнейшем продолжали больше играть со своими детьми, заботиться о них. Такое отношение со стороны отца очень важно для развития ребенка. Так, по результатам одного исследования, дети, чьи отцы активно участвовали в их воспитании, показали более высокие оценки по тестам психомоторного и умственного развития .
Роль отца в воспитании мальчика
С точки зрения экзистенциального анализа отец - это, можно сказать, первый конкретный образ бога, складывающийся у ребенка. Отец не является для нас прообразом всего божеского, скорее верно прямо противоположное: бог - это прообраз отцовства. Только онтогенетически, биологически, биографически отец первичен; онтологически же первичен бог. Хотя психологически отношение ребенок - отец предшествует отношению человек - бог, онтологически первое отношение является не образцом, а отражением .
Э. Фромм отводит отцу в воспитании особую роль – быть образцом мужчины, формировать у мальчиков мужское отношение к жизни, но при этом не выдвигать чрезмерных требований.
Отец воспитывает в маленьком сыне мужчину. Он учит тому, как должен выглядеть мужчина, как должен обращаться с женщинами. Постепенно у ребенка складывается представление о том, каким должен быть мужчина, какой должна быть женщина, какие отношения должны быть между ними. И он испытывает определенные трудности, если у родителей не выражены признаки половой принадлежности или если они не учитывают особенностей каждого пола и не признают ценность обоих полов.
Если родители не находят подходящих способов выразить свои половые особенности, у ребенка создается довольно смутное представление о том, какими должны быть мужчины и женщины, как ценить и любить людей противоположного пола. Ребенок должен как можно больше узнать от взрослых об особенностях каждого пола. Труднее это осуществить в семьях, где есть только один родитель или представители только одного пола. Наша задача состоит в том, чтобы представить детям такую модель поведения, ориентируясь на которую они чувствовали бы себя в дальнейшем вполне гармоничными людьми .
Мальчикам необходимо нежное проявление любви (надо учесть, что часто у мальчиков еще большая потребность), как и девочкам в ранние годы развития. По мере того, как мальчик растет и взрослеет, потребность в таком физическом проявлении любви, как объятия и поцелуи, уменьшается, но потребность в физическом контакте остается. Затем его больше притягивает мужская линия поведения. Вся эта возня, борьба, похлопывания по плечу, потасовки, шутливые драки позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость и чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика все эти "медвежьи шалости" - не менее важное средство проявления внимания и физического контакта, чем "телячьи нежности" и девчачье сюсюканье. Не забывайте, что ребенок никогда не перерастет потребности в обоих типах проявления физического контакта .
Если, к примеру, мужчина участвует в школьных делах сына, он тем самым объявляет их важными, мужскими. Именно отец должен объяснить мальчику необходимость учиться как предпосылку успешной интеллектуальной работы. Отец должен объяснять это своему сыну ясно и откровенно на примере собственного жизненного опыта. Если папа пользуется уважением своего ребенка, то такая беседа значительно перевесит влияние негативных факторов, имеющих место в школе. Замечательно, если ребенок имеет возможность общаться с друзьями отца. Таким образом он не только получает дополнительную возможность учиться реальным формам мужского поведения во всем их разнообразии, но и важное подтверждение того, что иметь хорошее образование, читать книги и даже стихи, слушать серьезную музыку - совершенно не означает быть девчонкой. Понятно, речь не идет о “друзьях” из окрестностей винного магазина. Дети, растущие в таких семьях - трагедия, требующая отдельного рассмотрения. Весьма желательно, чтобы помощь в школьных делах, когда о ней просят, мальчикам оказывали папы. В тех же случаях, когда речь заходит не о задачках, а о трудностях в отношениях с одноклассниками или педагогами, это просто необходимо с точки зрения половой идентификации. Идеально также, если мальчишку первоклассника в школу отводит или отвозит отец. Тем самым мальчик получает ежедневное подтверждение того, что школа и учеба - действительно важное и вполне мужское дело, коль скоро папа каждый день тратит на это какую-то часть своего времени, особенно если он действительно очень занятой человек .
Описание работы
Отцовству как психологическому феномену посвящено немного работ (Ю.В. Евсеенкова, И.С. Кон, М. Мид, Р.В. Овчарова). Большинство авторов понимает отцовство как врождённое чувство, которое побуждает мужчину поступать в отношении ребёнка (или своих детей) с сопереживающей ответственностью. Отцовство определяется и просто как кровное родство между отцом и ребёнком.
Консультация для родителей
«Роль отца
в семейном воспитании»
Отцовская любовь, как и материнская, необходима для нормального развития ребенка. Отсутствие внимания со стороны мамы или папы может привести к искажению мироощущения и нарушению поведения малыша. Ведь от обоих родителей зависит, каким вырастет их чадо. И, несмотря на то, что в реальной жизни главенствующая роль в воспитании принадлежит все-таки маме, мужчина при любых обстоятельствах должен участвовать в этом процессе и всегда оставаться папой.
Для нормального развития и стабильного эмоционального состояния детей необходимо как женское, так и мужское влияние. Мать, как правило, действующая на них лаской, добротой, играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А формирование целеустремленности, настойчивости, смелости – предмет заботы отца. Заинтересованность и требовательность в семейных отношениях со стороны папы оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу ребенка, формирование его положительной самооценки.
За последние годы роль отца в семейном воспитании претерпела значительные изменения, причем в лучшую сторону, по сравнению с ролью матери. Несколько десятилетий назад обязанности отца заключались преимущественно в том, чтобы добыть пропитание и защитить семью от внешней опасности, тогда как сегодня оба супруга обеспечивают семью материально. Современные папы глубже переживают интимность семейной жизни, большинство из них достаточно устойчивы в эмоциональном отношении, умеют сгладить «острые углы» внутрисемейных отношений, уйти от ссоры.
В настоящее время отцы более изобретательны, поэтому от них исходит инициатива усовершенствования быта, организации семейного досуга. Они проводят с детьми гораздо больше времени, чем это было ранее, что благотворно влияет на детское развитие. Но все эти замечательные качества могут и не проявиться, если их не ценят, не одобряют, не стимулируют главу семьи другие ее члены. И тогда мужчина как отец не реализует себя в полной мере.
Традиционно отцу в семье отводиться дисциплинирующая роль. Основой нравственного воспитания многие считают страх отцовского наказания. Одним из важнейших условий становления личности является осознание себя представителем определенного пола. В развитии специфических половых, психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. В повседневном общении с дочерью и сыном он по-разному реагирует на поведенческие проявления: у мальчика поощряет активность, решительность, выносливость; а у девочки – приветствует мягкость, нежность, доброту.
Личные качества отца оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Его любовь дает ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, учит сына и дочь тому, как может проявлять мужчина любовь к детям, жене и окружающим.
Мальчику необходим постоянный контакт с мужчиной. Наблюдая за взрослыми, мальчики безошибочно выбирают жесты, движения и манеры, присущие сильному полу. И в первую очередь копируют поведение своего папы. Если отец хочет, чтобы его ребенок вырос настоящим мужчиной, он должен проводить с ним больше времени, проявлять понимание, выражать доверие и уважение. Такие качества, как мужское достоинство, умение брать на себя ответственность, рыцарское отношение к женщине и многие другие черты, присущие настоящему мужчине, мальчику прививаются в процессе общения с папой.
Для полноценного воспитания девочек, формирования гармоничного женского характера им, как и мальчикам, крайне необходимы постоянные контакты, совместная деятельность с отцами. В отличие от мальчика дочь обычно не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Очень важно показывать дочери, что папа ценит ее мнение, интересуется ее делами, советуется с ней. Не нужно забывать и о таком важнейшем для девочки обстоятельстве, как ее внешность – следует похвалить красивое платье или прическу дочери. Отцовская поддержка воспитывает уверенность в себе, женское достоинство.
Именно в семье, наблюдая роли отца и матери, дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях, обязанностях, семейных заботах, проблемах и разумных способах их разрешения.
Советы любящему папе
Уделяйте ребенку свое свободное время. После работы хочется отдохнуть, но ведь это и единственная возможность пообщаться с ребенком. Расспросите, как малыш провел день, поиграйте с ним.
Обнимайте ребенка. Отец не должен стесняться проявлять свою любовь. Детям нужен тактильный контакт, и не только с мамой.
Играйте с ребенком в подвижные игры, подтягивайтесь вместе на перекладине, поиграйте в футбол, бадминтон, зимой покатайтесь на санках.
Займитесь «маминой» работой. Заботы, которые традиционно считаются «мамиными», не обязательно должны быть только ее обязанностями. Отец должен участвовать в их выполнении столько, сколько он может. Это отличный шанс продемонстрировать свою привязанность.
Читайте ребенку книги. Это интересное и занимательное занятие, а привычка читать пригодиться детям в жизни, поэтому важно привить ее как можно раньше. Кроме того, вы хорошо и с пользой проведете время вместе.
Поддерживайте маму. Не ссорьтесь с женой при детях, ваше отношение – пример для подражания. Будьте одной командой, если вы в чем-то не согласны с супругой, обсудите это наедине.
Отец - это один из первых объектов, который играет роль в ранней идентификации ребенка. Именно отец помогает осознать новорожденному его пол. Ты девочка! Ты мальчик!
Папа для ребенка не просто родной человек, а образец мужчины, символ мужественности, мужского начала.
Благодаря той символической функции, которую он выполняет, отец помогает малышу составить представления о себе самом и об окружающих.
Отцу присуща врождённая реакция в направлении заботы о жене и детях и их защиты. Именно новорожденный очень сильно влияет на укрепление инстинкта защиты у мужчин.
Роль отца представляет собой определённый пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец - олицетворение дисциплины и порядка.
Отец - наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создаёт социально полезные цели и идеалы. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проводит малыша по пути к человеческому обществу.
Отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих.
Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребёнке самодисциплину. Этим самым отцы поощряют процесс отделения ребёнка от матери и ускоряют адаптацию к социальным условиям.
Отец – единственный герой для ребенка, который способен разогнать тени и спугнуть любое чудовище. С отцом у ребенка пропадает страх. Отец - это «божество»! Отец всемогущ и неуязвим, он может все в глазах ребенка. Качества хорошего отца: - отец должен быть доступным для малыша; - иметь желание и терпение объяснять незнакомое явление, предметы, опыт… - уметь хвалить за исследование, успешное действие; - включенность в совместную деятельность с ребенком; - ответственность за материальное обеспечение потребностей детей; - осведомленность – всегда с интересом и участием следить за ростом детей.
Отцовская душевная забота о ребенке – это способность быстро, горячо и деятельно откликаться на его эмоциональные потребности.
Выраженная любовь отца даёт ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать.
Любовь отца учит и сына, и дочь тому, как может проявлять себя любовь мужчины к детям, к жене и к окружающим.
Любовь отца обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции и полоролевых позиции в обществе
Любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина.
Быть родителем - значит помогать детям формировать свой характер. Отец очень сильно влияет на развитие таких качеств в ребенке как: - сдержанность; - неторопливость; - эмоциональная уравновешенность; - безмятежность; - спокойствие; - оптимизм; - исполнительность; - ответственность.
Дети эмоционально ближе к матери, чем к отцу. В большинстве случаев после развода ребенок остается с матерью. Но это отнюдь не значит, что дети не нуждаются в отце.
К чему приводит безотцовщина, то есть когда нет связи ребенка с отцом или отец не выполняет свои функции:
Дети, которые в очень раннем возрасте лишились общения со своим отцом, могут быть излишне агрессивными в период полового созревания.
Чувство неполноценности чаще посещает людей, которые не имели тесной связи с отцом, даже если и не были в разводе. Также эти люди страдают от чувства отверженности и беззащитности, им присущи различные виды страхов.
Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей.
Юноши, выросшие в семье без отца могут отрицательно относиться к матери. У них развивается недоверие людям, повышенная тревожность.
Девочки, воспитывающейся в неполной семье, чувствуют недостаток мужского внимания, и пытаются восполнить эту нужду раннему вступлению в любовную связь и «вешаясь» то на одного мужчину, то на другого.
Отцовство является необходимым условием полноценного развития личности мужчины.
Для полноценного развития каждый мальчик должен иметь - образец для подражания; - дружбу с отцом; - одобрение отца; - время с отцом наедине.
В соприкосновении с отцом у мальчика созревают истинно мужские черты: - потребность и способность защищать, - принимать на себя ответственность, - внутренняя энергия и душевная сила.
Отец - проводник, который помогает мальчику совершить переход от малыша на маминых руках к мальчику, а потом к юноше.
Девочке тоже нужны дружеские отношения с отцом
Влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки является одобрением себя самой как достойной представительницы женского пола. В возрасте (13-15 лет) она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца.
Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.
Повседневное общение дочери с отцом учит ее разбираться в мужской психологии, подстраиваться под нее, учит не бояться мужчин. Будучи взрослой, каждая девочка будет пытаться выстраивать свои отношения с мужчинами по аналогии, какие были у нее с отцом.
Зная особенности отцовской любви и роли отца в семейных отношениях, хочется сделать только один вывод. Даже если случился развод, связь с родным отцом не должна прекращаться
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
Еще по теме Вопрос 2. Роль отца в семейном воспитании.:
- Глава 4. Тендерная экспертиза российского семейного законодательства
- Глава 21 ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ*
- Вопрос 56. Особенности супружеских и детско-родительских отношений.
- РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА)
- 19. Роль семьи в формировании личности ребенка. Условия правильного воспитания в семье. А.С.Макаренко об условиях правильного воспитания. Задачи и формы работы с родителями
«Роль отца в семейном воспитании»
Свое выступление хочу начать с задания для первоклассника: отгадайте зашифрованное слово - 7Я. Верно, семья. Все присутствующие здесь люди – выходцы из семей. Такое знакомое и близкое слово прозвучало – и как-то теплее стало на душе. Слово «семья» образовано от южнославянского существительного «съмь» - работник, слуга, домочадец. Год назад все наши домочадцы создавали все условия для того, чтобы мы как можно лучше сдали ЕГЭ, вместе с нами решали, кем быть, куда поступать, волновались и переживали. Именно в такие периоды жизни понимаешь, что такое семья. Говоря языком психологии, семья – это группа людей, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, обеспечивающая личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост. Действительно, в семье чувствуешь себя защищенным, веришь, что помогут, поддержат тебя.
А теперь поднимите руку те, кому в семье наиболее близка мама. Невооруженным глазом видно, что таких людей большинство. Мать, женщина – хранительница семейного очага; от нее исходит доброта, нежность, только она может так заботиться и жертвовать собой ради детей! Так нужен ли семье отец? Многие семьи, и число их увеличивается с каждым годом, прекрасно обходятся без поддержки мужчины. Или это мнимое благополучие? Задавая себе эти вопросы и стараясь найти ответ, я поняла, что предлагаемая мной тема «Роль отца в семейном воспитании» актуальна.
Чего не может женщина...
Современная женщина часто просто поставлена перед такой необходимостью - уметь обходиться без мужчины, и потому ей волей-неволей приходится заменять его! Женщина может многое! Может даже быть мужественнее многих мужчин...
Одного не может женщина - быть мужчиной. Пусть не таким решительным, не слишком мужественным, не бог весть каким благородным и великодушным, как хотелось бы, а просто мужчиной, хотя бы и с множеством недостатков...
Потребность ребенка в отцовской защите
Вполне понятно, почему, говоря о семье, мы представляем, прежде всего, свою маму. Природой заложена в нас потребность в физическом и эмоциональном контакте с матерью. Ребенок - плод материнского тела, и даже отделившись от него, становясь физически все более самостоятельным, он долго еще нуждается в тепле этого тела, в прикосновениях матери, в ее ласке. И всю свою жизнь, уже став взрослым, будет нуждаться в ее любви.
При этом отец воспринимается иначе. В норме - это ощущение силы, родной и близкой, которая и окутывает тебя, защищая, и как бы входит в тебя, становится твоей собственной, дает ощущение неуязвимости. Дети чувствуют эту силу и тянутся к ней. И если нет отца, но есть рядом любой мужчина, который стал убежищем и старшим другом, ребенок не обездолен.
Ребенок нуждается в защите от опасностей внешнего мира, от опасностей, связанных с его внутренними страхами. Внешний мир - очень опасное место для маленького ребенка. Просто для того, чтобы выжить, он нуждается в защите от хитроумных приспособлений домашнего хозяйства и окрестных хулиганов. Среди прочего он должен научиться так переходить улицу, чтобы его не сбила машина, и так пользоваться домашними приборами, чтобы его не ударило током.
Кроме того, как не парадоксально это звучит, ребенок нуждается в защите от избыточной опеки матери. Я поняла это, когда в нашей семье появился ребенок, мой младший брат.
Ребенку нужен отец, исполняющий свою отцовскую роль. Мужественность нельзя усвоить из курса лекций. Она усваивается в обыденной жизни от отца, который служит образцом. Фрейд говорил: "У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите". С самого раннего младенчества ребенок должен знать, что у него есть отец, который может защитить его от опасности
Также немаловажным фактом является то, что в общении ребенка с отцом усваивается так называемый мужской тип мышления, ответственный за успешность в понимании и овладении точными науками.
Отец прививает ценностное отношение к жизненной ситуации
В проявлениях родительской любви отцы отличаются от матерей. В большинстве случаев мать любит своего ребенка безотчетно, ее любовь словно запрограммирована генетически. Любовь же отца всегда предметна. Отец традиционно связывает свою любовь с успехами и достижениями ребенка. Спрашивает: «Сколько баллов ты набрала в игре «Русский медвежонок»? Или говорит: «Молодец, тебе вручили сертификат пловца! Ты умеешь плавать!» И семейный альбом (он теперь электронный) оформляет именно отец, сканируя грамоты и фотографии, систематизируя файлы и папки. Тем самым буквально с первых лет жизни отец демонстрирует и прививает ребенку ценностное отношение к себе, к миру, к жизненной ситуации.
Матери рождают мальчиков, а отцы воспитывают мужчин
Мальчику, растущему мужчине, очень сложно принять решение о том, какая модель поступка отражает его мужские черты. Именно на плечи отца возлагается нелегкая, ответственная, но почетная обязанность - ввести сына в мир по-настоящему мужских поступков, передать ему определенные взгляды на жизнь.
Отец как модель отношений с противоположным полом
Для сына отец является первичным источником если не прямой, то косвенной информации о взаимоотношениях полов. Именно в семье, наблюдая за отношениями отца и матери, мальчик приобретает первый опыт отношения к противоположному полу. Отец здесь выступает образцом мужского поведения, который на первых порах будет неосознанно копироваться сыном практически во всех ситуациях, связанных с общением с девочками.
Для девочки взаимоотношения с отцом – это первый опыт взаимоотношений с представителем противоположного пола. Как девочка будет строить отношения с мальчиками, во многом зависит от того, как к ней относился отец. Любимые отцами дочки ищут и, как правило, успешно находят подобные отношения во взрослой жизни. Девочкам, которые не испытали в детстве отцовского обожания, приходится его искать на протяжении всей жизни.
Так ли важен отец?
В заключение выступления, отвечая на вопрос «Так ли важен отец?», с уверенностью говорю: роль отца в семейном воспитании велика. Без его мужской поддержки, внимания и любви ребенка нельзя назвать по-настоящему счастливым.