Под Израилем в Библии действительно подразумевается Израиль? Израиль в пророчестве Библия израильтян.

Кардинальный вопрос заключается в следующем: Позволено ли верующему христианину воспринимать Писания Ветхого Завета как завершенную систему в изоляции от новозаветного свидетельства относительно их исполнения? Или он должен принимать Ветхий Завет и Новый Завет вместе как одно органичное откровение Божие во Христе Иисусе?

Бог Сам является истолкователем Своего Слова. Слова Писания получают свой смысл и значение от их Божественного Автора и должны непрестанно соотноситься с Его динамичными намерениями, что позволит услышать «так говорит Господь» Его собственное истолкование более ранних обетований. Обетования, относящиеся к Израилю как к народу, династии, земле, городу и горе, представляют собой не завершенные, изолированные обещания ради Израиля, а неотъемлемую часть Божьего динамичного плана спасения мира и рода человеческого.

Новый Завет акцентирует ту истину, что Бог исполнил данное Аврааму обещание в Иисусе и возобновил Свой завет с Израилем через Иисуса Христа в «лучшем завете» (Евр.7:22),* явив «лучшую надежду» (стих 19) для всех верующих во Христа израильтян и язычников (Евр.8). Таким образом, апостолы свидетельствуют о фундаментальном исполнении ветхозаветного обетования в Мессии Иисусе.

Вся богословская суть истории Израиля может быть понят только теми, кто верит, что Иисус есть Мессия пророчества, что Божий завет с 12 коленами Израилевыми выполнил завет Христа с Его 12 апостолами (2Кор. 3; Евр 4). Основным направлением Евангелия и его пророческой надежды на то, что Церковь Христова призвана осуществить божественную цель в израильских выборах: быть спасительным светом для язычников. В библейской типологии не только Христос является прообразом, но также Христос и Его народ, объединенные с целью Божьего спасения мира.

Израиль в Ветхом Завете

При самом первом упоминании имени «Израиль» в Библии, в Быт.32, объясняется происхождение и значение этого нового имени. Перед тем, как войти в землю Ханаанскую, Иаков - под гнетом чувства вины и одержимый страхом - однажды ночью вступил в борьбу с Неизвестным, обладавшим нечеловеческой силой. Иаков настойчиво просил Боровшегося с ним о благословении. В конце концов ему был дан следующий ответ: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт.32:28; ср. Быт.35:9-10).

Позднее пророк Осия истолковал борьбу Иакова как борьбу «с Богом», «с Ангелом» (Ос.12:3-4). Таким образом, мы получаем откровение о том, что имя «Израиль» имеет Божественное происхождение. Оно символизирует те новые духовные отношения, которые возникли между Иаковом и Яхве, и означает примирение Иакова через прощающую благодать Божью.

Священное Писание никогда не упускает из виду этот сакральный корень слова «Израиль. Осия представляет борьбу Иакова и веру в Бога в качестве примера, который необходимо копировать вероотступникам колен Израилевых (стихи 3-6; 14:1-3). Иными словами, борьба Иакова с Богом была сформулирована как прототип истинного Израиля, которой дом Израилев должен следовать, чтобы стать Израилем Божьим.

Предсказующие пророчества глав 40-66 занимают особое место в Книге Исаии как великие обетования восстановления Израиля после ассирийсковавилонского плена. В этих заверениях о воссоединении Израиля из великого рассеяния пророчество обращено не только к физическим потомкам Иакова, верным Яхве. Исаия предвозвещает, что в по слепленном Израиле будет множество неизраильтян, избравших поклонение Богу Израиля. Те две группы людей - иноземцы и евнухи, - которым, согласно закону Моисея (Втор.23:1-3) был воспрещен вход в сообщество, поклоняющееся Яхве, отныне допускаются на богослужения в новом храме на горе Сионской при том условии, что они принимают субботу Господню и твердо придерживаются заповедей Божьих (см. Исаия 56:4-7;. также 45:20-25).

Тем язычникам, которые в вере и послушании Господу (Ис.56:3) придут к Нему, Бог Израиля предоставит в Израиле «вечное имя» (стих 5). Таким образом, Исаия раскрывает, как вселенское благовествование Бога миру, отраженное в Его завете окончательно исполнится через новый Израиль. Этот новый Израиль характеризует, прежде всего, не этническая связь с Авраамом, но вера Авраамова и поклонение Яхве. Верующие язычники будут иметь те же права и упования заветных обетований, что и верующие израильтяне.

Пророк Иеремия по-разному использует имя «Израиль». Значение его всякий раз определяется ближайшим контекстом. Однако вполне очевидно, что центр обетований и предсказаний Иеремии концентрируется не на восстановлении Израиля как независимого политического государства, но на Израиле как духовно возрожденном народе Божьем, собранном от всех двенадцати колен. Тот новый завет, который Яхве заключит с домом Израилевым и домом Иудиным после вавилонского плена, будет полностью отличаться от Синайского завета (см. Иер.31:31-34). Восстановленный Израиль будет молящимся и поклоняющимся Богу Остатком от всех двенадцати колен, в котором каждый израильтянин будет находиться в личных спасительных отношениях с Богом и будет безраздельно повиноваться Его святому Закону (стих 6, 32:38-40).

Пророк Иезекииль, который сам был угнан в Вавилон в 597 г. до Р. Хр., также предсказывал, что новый, духовный Израиль после плена будет восстановлен на родине: «И придут туда, и извергнут из нее все гнусности ее и все мерзости ее. И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом. А чье сердце увлечется вслед гнусностей их и мерзостей их, поведение тех обращу на их голову, говорит Господь Бог» (Иез.11:18-21).

Эти и им подобные предсказания (ср. Иез.36:24-33; 37:22-26) подчеркивают, что, восстанавливая Израиль, Бог прежде всего заинтересован не в светском политическом государстве, но в единой теократии, в духовно очищенном и воистину верующем народе Божьем.

Израиль, вернувшийся из плена, был религиозной общиной, в центре которой находился не царский престол, но восстановленный храм. Хотя в большинстве своем вернувшиеся из плена представляли колена Иудино и Левия, этот духовный Остаток рассматривал себя как продолжение и олицетворение Израиля Божьего (см. Езд.2:2,70; 3:1,11; 4:3; 6:16-17,21; Неем.1:6; 2:10; 8:1,17; 10:39: 12:47; Мал.1:1,5; 2:11). Последний пророк, Мапахия, подчеркивал, что народ Божий - это израильтяне, «боящиеся Бога», и что Бог признает Своими в последний судный день лишь тех, кто служит Ему (Мал.3:16-4:3). Иудея рассматривается как сыны Иакова и наследники завета Божьего с Израилем (см. Мал.1:1; 2:11; 3:6; 4:4).

Выводы

Ветхий Завет использует имя "Израиль" в более чем одном аспекте. Во-первых, оно обозначает религиозную заветную общину, народ, который поклоняется Богу в явной истине и Духе. Во-вторых, он обозначает различные этнические группы или нации, которая призваны стать духовным Израилем. Изначальное значение имени «Израиль» как символа принятия Богом через Его прощающую благодать (Быт. 32.28) всегда остается тем сакральным корнем, к которому пророки призывают вернуться этнические колена Израилевы (Ос.12.6; Иер.31.31-34; Иез.36.26-28).

Потомство Сима, сыны Еверовы, хабиру
синайский племенной союз

Евреями (иудеями) в Библии называется религиозно-этническая группа людей, происходящих от Авраама и связанных с Богом рядом союзов (заветов). Начальным моментом формирования еврейского народа можно считать заключение завета между Богом и Авраамом ок. 17 в. до Р.Х. Позже потомки Авраама (как и ряд других семитских племенных групп) оказались в египетском рабстве. В Египте эти семитские рабы получили общее название «хаперу» («хабиру») - к этому слову, вероятно, восходит этноним «евреи»; Библия же производит название «евреи, сыны Еверовы» от одного из предков Авраама, Евера. Так или иначе, эти семитские племена (во всяком случае, большинство из них) сохранили память о вере Авраама, древнем семитском монотеизме. При исходе из Египта (ок. 13 в. до Р.Х.), в Синайской пустыне, к беженцам присоединились обитавшие там семитские племена. Этот разнородный племенной союз стал этнической основой формирования еврейского народа. По преданию, в него входили т.наз. двенадцать колен Израилевых - двенадцать племен, каждое из которых возводило свое начало к одному из потомков внука Авраама, Иакова-Израиля. В единое целое колена соединялись заветом, заключенным с ними Богом на горе Синай. При завоевании Палестины одиннадцать колен разделили ее территорию между собой, а колено Левиино не получило земельного надела, но ему было поручено служение священства.

Народ завета: вы будете Моим народом
ограда закона (не смешиваться)

Законы Синайского завета запрещали любое культурное и тем более религиозное смешение евреев с жителями Палестины, что послужило защитой от языческих соблазнов. Внутреннее единство еврейского народа обеспечивалось главным образом единством веры. Основой существования народа было обетование Божие «вы будете Моим народом». В первое время после заселения Святой земли отсутствовало даже единство культа. В общественной жизни колена Израиля управлялись харизматическими вождями - судьями, обладавшими скорее духовным авторитетом, чем властью. Принадлежащие к разным коленам, судьи также служили фактором внутренней интеграции еврейского народа. Многочисленные бедствия, постигавшие евреев в период судей, были осмыслены библейскими авторами как результат отступления народа от верности Синайскому завету. В конечном итоге завет стал восприниматься как единственная опора евреев. Эпоха судей впоследствии стала считаться идеалом харизматической теократии; однако в сер. 11 в. до Р.Х., в связи с оскудением плеяды судей, евреи потребовали у последнего судьи, пророка Самуила, поставить им царя, дабы они были «как прочие народы». На рубеже 11 - 10 вв. до Р.Х. при царе Давиде монархия со столицей в Иерусалиме распространяется на всю территорию Святой Земли и на все колена Израилевы. Однако менее чем через столетие, после смерти наследника Давида Соломона царство его разделяется на две части: северное царство со столицей в Самарии включает десять колен и называется Израилем (или Ефремом по главному колену); южное царство со столицей в Иерусалиме включает только колено Иудино и называется Иудеей.

В 722 г. до Р.Х. Северное царство было разрушено ассирийцами, а его обитатели в результате проводимых ассирийцами массовых депортаций перемешалось с языческими племенами. Южное царство просуществовало до 597 г. до Р.Х., когда оно пало под ударами вавилонян. По возвращении из вавилонского плена в конце 6 в. до Р.Х. остатки колена Иудина распространились по всей стране. В связи с решительным численным преобладанием иудеев, а также из-за языческих элементов в религиозной культуре северных колен, после вавилонского плена понятия «еврей» и «иудей» становятся практически синонимичными. В библейской литературе, особенно в послепленный период, еврей и иудей означают в первую очередь приверженца Синайского монотеизма, чтущего Единого Бога и исполняющего Его заповеди. Этническое значение этих имен вторично; приходящий к Синайской вере иноплеменник становится членом избранного народа, т.е. иудеем.

Согласно Библии, Израиль является избранником Бога, наделенным особой миссией. Пророки называют Израиль любимым насаждение Бога: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его» (Ис. 5:7) . Эта избранность евреев-иудеев означает в первую очередь особую ответственность этого народа перед Богом: «только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» (Ам. 3:2) . Господь говорит, что народ Израиля избран для свидетельства о Нем: «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы — свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог» (Ис. 43:10-12) . В последние дни это свидетельство будет явлено всему миру: «Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» (Зах. 8:23) .

Сам Господь в Новом завете подтверждает справедливость этого: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4:22) . Многочисленные представители еврейского народа, от Пресвятой Богородицы до тысяч уверовавших в результате проповеди апостолов после Пятидесятницы, приняли Господа Иисуса Христа. Однако еврейский народ как целое, как религиозно-этническая общность, не принял Христа (Ин. 1:11-12) . Возбуждаемые своими религиозными вождями, иудеи кричали Пилату: «распни, распни Его!» (Лк. 23:21) . Поэтому Христос, скорбя об избранном народе, сказал: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37-38) .

Апостол Павел, говоря в Послании к Римлянам о судьбах Израиля, сравнивает еврейский народ с культурной маслиной, к корню которой по милости Бога прививается все остальное человечество. Ожесточение же, т.е. отвержение Христа, произошло в Израиле отчасти, до времени, когда войдет в Царство Божье полное число язычников. На основании слов апостола в Рим. 2:28-29 о том, что «иудей» - не этническое, а духовное, внутреннее понятие, означающее человека, верующего и слушающего Бога Израилева, христианская Церковь стала считать себя Новым Израилем, привитым на обломленный корень Израиля Ветхого. Одновременно в христианской среде распространилось мнение о том, что еврейский народ будет последним, кто обратится к вере Христовой, и это обращение ознаменует собой конец мира.

В этой статье мы постараемся разобраться, кто такой Израиль, затронем вопросы Нового Завета, рассмотрим, зачем приходил Мессия и зачем умер, а потом воскрес.

Итак, вопрос для христиан: скажите, о чем написана Библия?

Я бы сформулировал следующим образом: Всю библейскую историю можно сравнить с описанием семейной жизни. В Библии рассказывается история о Творце и его заклятом враге, которые сражаются за невесту. Один пытается заставить невесту хранить брачные обеты, а второй пытается заставить нарушить их.

Прежде чем вы скажете мне, что это какая-то чушь, давайте рассмотрим это более детально.

Мужем в этой истории является сам Бог. Жена – это прообраз Его народа. Но кто же такой этот «Его народ»?

На протяжении всей истории у Бога были люди, которые чтили Его заповеди и исполняли Его волю (т.н. праведники). Но группу людей, как народ, которых Бог бы называл своими, мы впервые встречаем вскоре после вселенского потопа. В Библии этот народ называется Израилем. Родоначальником народа стал Авраам, который отказался от других богов в пользу единого живого Бога. Он послушал голос Всевышнего, покинул свою, политеистическую, страну и поселился в Ханаане, исповедуя монотеизм. За это Бог благословил Авраама, пообещав ему, что размножит его семья. И что это семья будет благословением для всего мира.

Бытие 12:2-3

Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя… и благословятся в тебе все племена земные.

Бытие 22:17-18

Умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли.

Обещание Бога – серьезная вещь. И в рамках исследования этого народа, давайте рассмотрим некоторые невероятные достижения евреев и точно выясним, действительно ли завет с Авраамом действует настолько безупречно.

Знаете ли вы, что евреи составляют лишь четверть процента населения Земли, то есть, 13 миллионов человек? Тем не менее, из 660 лауреатов Нобелевской премии 160 были евреями.

А вот лишь некоторые из наиболее знаменитых имен. Карл Маркс, Франц Кафка, Теодор Герцль, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Адам Сэндлер. Барбара Страйзенд, Боб Дилан, Дэвид Копперфилд, Дастин Хоффман. Элизабет Тейлор, Элвис Пресли, Джордж Майкл, Харрисон Форд, Генри Киссинджер, Джерри Льюис. Кирк Дуглас, Ливай Страусс, Мэрлин Монро, «Братья Маркс», Мэл Брукс, Нил Даймонд. Пол Ньюман, Шон Пенн, Стивен Сигал, Стивен Спилберг, Вуди Аллен.

При президентстве Обамы председателем Федерального Резерва был Бен Бернанке; главой администрации Белого дома - Ром Эмануэл; политическим советником Президента - Дэвид Аксельрод; ведущим экспертом по Среднему Востоку при Совете национальной безопасности - Дэн Шапиро. Судья Рут Бейдер Гинзбург является членом Верховного суда США, а Джек Льюис - министром финансов. Все эти люди - евреи.

Некоторые русские и украинские имена известных евреев: Леонид Агутин, Леонид Утесов, Анжелика Варум, Лариса Долина, Олег Газманов, Тамара Гвердцители, Жасмин, Лолита, Борис Моисеев, Максим Леонидов, Михаил Турецкий («Хор Турецкого»), Михаил Шуфутинский, Уман и Бортник (Би-2), Клара Новикова, Максим Галкин, Владимир Винокур. Арсений Яценюк, Виктор Пинчук, Вадим Рабинович, Лев Троцкций, Игорь Коломойский, Геннадий Боголюбов. Это только некоторые, полный список просто невозможно уместить в этой статье.

По данным журнала «Vanity Fair» за 2010 год, из ста наиболее могущественных людей на земле — 51 были евреями. Вы только представьте: четверть процента мирового населения! Вы понимаете? Тринадцать миллионов из шести с половиной миллиардов! И вот такой незначительный процент стал самым влиятельным на земле. Двадцать процентов самых богатых людей мира - евреи.

Сергей Брин - основатель Google. Марк Цукерберг - основатель Facebook. Ларри Эллисон - сооснователь и глава корпорации Oracle. Майкл Блумберг - мэр Нью-Йорка. Лидер большинства Палаты представителей - Эрик Кентор. Известный модельер Ральф Лорен. Кандидат в президенты России Михаил Прохоров. Все они - евреи.

Авторы рейтинга отмечают, что 165 миллиардеров-евреев составляют 11 процентов среди всех миллиардеров планеты. И если учесть, что евреи составляют лишь 0,25% населения Земли, то доля евреев среди богатейших людей мира в 44 раза превышает долю евреев среди населения планеты. Совокупное богатство 165 участников списка «тянет» на 812 миллиардов долларов.

А теперь - некоторые изобретения, подаренные нам еврейским народом. Лампочка накаливания, лазеры, кардиостимулятор, дефибриллятор, генная инженерия. Нержавеющая сталь. Как насчет формулы E=mc2? Это очень важно. Вакцины от холеры и бубонной чумы, вакцина от полиомиелита, ядерное оружие, капитализм. Эндоскопическая капсула. Вы знали, что ваши джинсы были придуманы евреями? Хвала Богу за Ливая Страусса. Губная помада, шариковая ручка, контрацептивы, быстрорастворимый кофе, светофоры. «Scotchguard», соломинки для коктейлей. Весь Голливуд… Комедийные телесериалы, долгоиграющие грампластинки, фестиваль «Вудсток». Звуковое кино, видеокассеты, цветное телевидение. И это еще не все. По-моему, евреи изобрели чуть ли не весь мир. Моментальная фотография, голография, портативные рации, дирижабль, факсимильный аппарат, оптоволокно, компьютерная флэш-память - все это изобретено евреями. И, конечно же, по мнению всех мужей во всех семьях, самое важное из всех изобретений евреев за все времена - пульт дистанционного управления.

Итак, вывод следующий: еврейский народ, вне всякого сомнения, - самый благословенный народ из всех живущих на земле. В расчете на одного человека, они принесли больше благословения обществу, чем любая другая этническая группа в современной истории. Это несомненно. Физические гарантии заветных благословений не зависят от каких-либо духовных условий. Христианство не может заменить то, что уже было провозглашено и установлено, как непреложное. Бог сказал об этом, мы этому верим, и лучше нам не вмешиваться. Бог благословляет тех, кого Он хочет благословить. Аминь?

Вернемся снова к истории. Библия не случайно написана об Израиле. Именно этот народ чтил истинного Бога, начиная от самого первого дня своего существования. Да, они периодически отходили от истины и правды и за это были наказаны, но даже в самые плохие времена в этом народе всегда были праведники. Именно Израиль назван в Библии невестой Бога. Не церковь, как думают многие. Надуманный постулат о том, что Церковь есть “Невеста” приводит многих уверовавших к невозможности правильного понимания многих ключевых мест Библии. Так, например, нигде в Слове не говорится о том, что Господь будет “жениться” на Церкви. Его Невеста - это Новый Иерусалим и в том числе еврейский народ, сохранивший верность Ему. Церковь же есть Его тело.

Кстати о Новом Завете, задумывались ли мы когда-либо почему его так назвали? Что это за новый завет такой? И еще более важный вопрос: Завет кого с кем?

Нету лучшего места в Писании отвечающего на этот вопрос, чем в Иеремии.

Иеремия 31:31-34

Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет , не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа «, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.

Обратите внимание, тут Господь говорит, что Он заключит завет не с домом язычников, но с домом Израиля и домом Иуды.

А вот еще один интересный фрагмент Писания на этот раз из Нового Завета, в котором описывается будущее царство Мессии:

Откровение 21: 9-12

И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых.

Обратите внимание, никаких колен язычников. Никаких колен украинцев или русских, или американцев… Только 12 колен Израиля. Не поймите меня превратно, я уверен, что среди спасенных будут и украинцы, и русские, и американцы тоже – давайте рассмотрим это чуть позже, а пока снова возвращаемся к истории.

У внука Авраама (Израиля) было 12 сыновей, которые основали 12 колен Израиля. Прошло много времени, и народ стал весьма многочисленнен. Обитали 12 колен на территории современного Израиля. После правления царя Соломона Израиль разделился на два противостоящих лагеря: Южное царство, состоящее из двух колен и называемое Иуда, и Северное царство, состоящее из 10 колен и называемое Израиль.

Было Иакову после таинственной борьбы его ночью с Богом (Быт. ХХХII, 28). После этого события к нему безразлично прилагаются имена Иаков и И., но последнее получило впоследствии и более широкое значение, так что под ним иногда разумеется весь народ еврейский, как произошедший от 12 сыновей Иакова - И., а также и церковь христианская, как духовный И. (Рим. IX, 6).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Израиль в Библии" в других словарях:

    ИЗРАИЛЬ (Исраэль), в Библии второе имя Иакова (см. ИАКОВ) … Энциклопедический словарь

    Государство Израиль, в Зап. Азии, на вост. побережье Средиземного моря. Образовано в 1948 г. на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. В качестве названия принято название еврейского гос ва, существовавшего примерно в этих… … Географическая энциклопедия

    Израиль (ישראל) еврейское Род: муж. Отчество: Израилевич Израилевна Другие формы: Израиль (устар.) Производ. формы: Изя, Рая, Сруль Иноязычные аналоги: англ. … Википедия

    I Израиль Исраэль, в Библии второе имя Иакова. II Израиль (Государство Израиль), государство в Западной Азии, на побережье Средиземного моря. 20,8 тыс. км2. Население 5,5 млн. человек (1996); евреи (82%), палестинские арабы и др. (18%).… … Энциклопедический словарь

    Израиль, Государство Израиль. I. Общие сведения И. государство на Ближнем Востоке. Расположено в Западной Азии, на юго восточном побережье Средиземного моря. Граничит на С. с Ливаном, на С. В. с Сирией, на В. с Иорданией, на Ю. З. с Египтом.… … Большая советская энциклопедия

    - (евр. Israel, от sarah бороться и el Бог). 1) борец Господа, прозвание Иакова. 2) название еврейского народа. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИЗРАИЛЬ евр. Jisrael, от sarah, бороться, и el, Бог. а)… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Израиль), (И прописное), Израиля, мн. нет, муж. (др. евр. Israel прозвище Иакова, букв. боролся с богом) (церк., ист.). В библии еврейский народ. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (Исраэль), в Библии второе имя Иакова … Современная энциклопедия

    - (Исраэль) в Библии второе имя Иакова … Большой Энциклопедический словарь

    Израиль (Библ.) - ИЗРАИЛЬ (Исраэль), в Библии второе имя Иакова. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Путеводитель по Библии (комплект из 2 книг) , Айзек Азимов. Знаменитый писатель-фантаст, ученый с мировым именем, великий популяризатор науки, автор около 500…
  • Ветхий завет. Путеводитель по Библии , Азимов Айзек. Книга Азимова - настоящий путеводитель по древнему библейскому миру, которому уже около трех тысяч лет,…

Само слово «Танах» - это аббревиатура трех слов: Тора (Пятикнижие Моисея , Хумаш ), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания).

Первая часть - Тора, была дана еврейскому народу в пустыне, после Исхода из Египта.

6 сивана 2448 г . по еврейскому летоисчислению (соответствует 1314 году до н.э.) весь еврейский народ пережил Синайское откровение.

На протяжении 40 лет странствий по пустыне Моше записывал полученные от Всевышнего знания, заповеди и законы на пергаменте.

Сшитые вместе в один свиток, эти рукописи и составили самую первую часть Танаха - Тору.

Само слово «Тора» на иврите означает «Учение» . Она состоит из 5-ти книг, поэтому на иврите ее часто называют Хумаш (от «хамеш» - «пять» ). Русскоязычный эквивалент - Пятикнижие.

Важно знать, что часто под словом «Тора» имеется ввиду также вся Тора в ее широком смысле, то есть и Письменная, и Устная Тора вместе.

Остальные книги записывались в период с 2516 года по еврейскому летоисчислению, что соответствует 1244 году до н.э. (Книга Йеошуа), и примерно до 3425 года, он же 335 год до н.э. (Книга Нехемьи).

Пять книг Торы были получены пророком Моше непосредственно «из Уст» Всевышнего. Все остальные книги записывались или пророками, или их последователями. Все они были внушены людям путем Б-жественного Откровения.

Книги, не вошедшие в еврейский канон и включенные в состав «святых книг» других религий (например, в так называемый «ветхий завет»), никакой святости в себе не содержат и представляют собой в лучшем случае свидетельства современников - с различной степенью достоверности - о тех или иных событиях Древней истории.