Почему илья пророк покровитель вдв. Илия пророк – небесный покровитель вдв

Первые прыжки, принятие присяги, сборы священнослужителей – вот далеко не весь список мероприятий, в которых принимают участие священники, окормляющие военнослужащих ВДВ. О текущих и перспективных мероприятиях с участием священнослужителей рассказывает протоиерей Михаил Васильев, заведующий сектором ВДВ Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями.

Священнослужители – сотрудники сектора Воздушно-десантных войск в летний период, как и в остальное время года, регулярно проводят работу в частях и соединениях ВДВ. Например, священник 45-го полка специального назначения ВДВ Сергий Архипов недавно принимал участие в подготовке и проведении первых прыжков роты молодого пополнения под Вязьмой, сам при этом прыгал с парашютом. Священник Александр Шкуренко, окормляющий 38-й полк ВДВ, недавно также совершал совместные прыжки с военнослужащими полка и офицерами командования ВДВ на площадке приземления Житово Рязанской области. Во многих частях и соединениях ВДВ перед первыми прыжками и принятием воинской присяги совершаются молебны.

Такие же мероприятия проводятся в частях и соединениях Ракетных войск стратегического назначения, а также учебных центрах РВСН. Так, недавно протоиерей Александр Солдатенков принял участие в принятии присяги в гарнизоне штаба РВСН во Власихе. В плановом режиме работы проходят занятия с военнослужащими, проведение бесед, участие в богослужении. Недавно, в день памяти Царственных мучеников, на базе штаба РВСН протоиерей Александр Солдатенков совершил литургию для молодого пополнения гарнизона, на которой причастились 120 солдат и сержантов. Такие же службы прошли в 45-м полку специального назначения ВДВ, где за последнюю неделю причастились 89 человек.
Священнослужители, окормляющие военнослужащих 7-й десантно-штурмовой сборной дивизии ВДВ, которая принимала участие в ликвидации последствий техногенной катастрофы в Крымске с первых часов, также присутствовали на месте событий.
27 июля у нас прошли мемориальные мероприятия на территории Смоленской епархии: торжественное открытие памятника Василию Маргелову и освящение памятника погибшего в 1942 году военнослужащего ВДВ 4-го воздушно-десантного корпуса.

Традиционно прошло празднование и Дня Воздушно-десантных войск 2 августа, в день памяти Ильи Пророка, покровителя Воздушно-десантных войск, в храмах частей и соединений ВДВ были отслужены литургии. На Красной площади прошёл крестный ход, совершился молебен. В этот же день в Москве на ВВЦ открылась выставка, на которой представлен и наш мобильный храм. Перед открытием мы также отслужили молебен.
Год от года связи между Русской Православной Церковью и ВДВ все более укрепляются. Мы постоянно ощущаем поддержку со стороны командующего ВДВ генерал-полковника Владимира Шаманова, командиров частей и соединений. Аналогичная ситуация складывается и в РВСН.
Укрепляется сотрудничество с представителями духовенства других религиозных конфессий. В частности, хочется отметить муллу Али Хазрата, который трудится в соединении в Поволжье. Он вместе с православным священником окормляет военнослужащих, научая их добру, любви, согласию, взаимопониманию. Это оказывает весьма положительное влияние на военнослужащих мусульманского и православного вероисповедания.

С момента появления первого регулярного войска в нашей стране возникла и добрая традиция иметь православным воинам своих небесных покровителей. В дореволюционной России все, кто носил военную форму, конечно, считали своим покровителем архангела Михаила. Но воздушный флот, к примеру, еще особо чтил Илью Пророка. Покровителями конницы считались святые Флор и Лавр. А святой Георгий Победоносец покровительствовал казачеству. Во всех воинских частях строили храмы во имя любимых святых. В сегодняшней Российской армии об этой светлой традиции тоже не забыли. Почти у каждого рода или вида войск есть свой небесный защитник. Вот некоторые из них.

Главный покровитель Вооруженных сил Российской Федерации и Сухопутных войск - святой великомученик Георгий Победоносец

Он родился в середине 270-х годов в Каппадокии (область в Малой Азии), в очень богатой и знатной семье, исповедующей христианство. Его отца убили, когда Георгий был еще младенцем. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину, где и воспитала его. Когда мальчик подрос, он поступил на службу в римское войско. Юноша превосходил всех умом, мужеством, физической силой и быстро стал самым заметным воином в своей когорте (подразделение легиона, около 1000 человек). Уже в 24 года его назначили командиром элитной когорты инвикторов (в переводе с латыни - непобедимые). В войне с Персией 296–297 годов Георгий не раз проявлял отвагу и был включен в число комитов - приближенных императора. По нынешним временам это член военного совета рода войск, представитель верховной ставки.

В 303 году император Дилектиан начал гонения на христиан, и первый его удар был направлен на армию, где их было большое количество. Он думал, что будет легко сломить остальных, если одолеет сопротивление военных. Его план сработал не в полную силу. Многие воины решили уйти со службы и стать простыми гражданами, лишь бы не отрекаться от веры в Христа. Но были и такие, кто открыто возразил. Георгий раздал имущество бедным и во всеуслышание перед императором объявил себя христианином. Его арестовали и стали пытать.

В течение восьми дней Георгия подвергали самым изощренным пыткам. Но все было тщетно. Каждое утро от ран не оставалось и следа. В недоумении и ужасе охранники всматривались в него и убеждались в том, что действительно происходило чудо.
Георгий перенес все мучения и не отрекся от Христа. В ночь перед смертной казнью к нему во сне явился Спаситель и сказал, что его ожидает рай. Наутро спокойно и мужественно бывший воин преклонил свою голову под меч. Это было 23 апреля 303 года.

Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет.

У многих может возникнуть вопрос, почему в иконографии святой Георгий изображен на коне, убивающим змея? Это одно из самых известных посмертных чудес, совершенных святым. Как гласит предание, в озере, на берегу которого стоял город, появилось чудовище - не то змий, не то дракон. Попытки победить его с в руках ни к чему не привели. Тогда жители, будучи язычниками, решили принести в жертву зверю царскую дочь. В момент, когда девушка должна была быть съедена, с небес на землю явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.
Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна -церковь, змей - язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом - «древним змием».

Покровитель Воздушно-десантных войск - пророк Илия

2 августа отмечается день рождения российских Воздушно-десантных войск. Этот же день является днем пророка Илии, в его честь проводятся литургии и устраивается крестный ход.

Святой пророк Илия - один из величайших пророков Ветхого Завета - родился в Фесвии Галаадской в 900 году до нашей эры. Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило всю его жизнь.

С малых лет он посвятил себя Богу. Жил в пустыне, соблюдая строгий пост и молитвы. В то время израильский народ поклонялся языческим идолам, что привело к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахаву в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к вере в одного Бога. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. И действительно, наступила засуха и голод по всей земле.

По прошествии трех лет пророк Илия велел собрать на гору Кармил всех жителей Израиля. Когда народ собрался, он предложил соорудить два жертвенника: один - от жрецов, другой - от пророка Илии для служения истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, - сказал пророк Илия, - и все должны будут поклониться Ему.

По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду, а затем небо отверзлось, и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю. Увидев произошедшее, миллионы людей сделали для себя выводы.

Позже за свою пламенную ревность о славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице, так его изображает и иконописная традиция. По преданию, пророк Илия будет предтечею страшного второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Святитель Николай Чудотворец - покровитель Военно-морского флота

Святой Николай Угодник родился в городе Патаре Ликийской области (ныне Турция). Совсем молодым он был возведен в сан священника. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно трудясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, священник Николай проявлял великое милосердие, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим.

Чудотворный дар Николая открылся, когда он плыл на корабле паломником в Святую землю. Он предупредил команду о надвигающейся буре и оживил матроса, упавшего с мачты.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, по дороге Николай предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого дьявола, вошедшего на корабль.

Много других чудес совершил он. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай в 345 году мирно умер.

Он особо почитается в России как скорый помощник в самых, казалось бы, безнадежных и неразрешимых проблемах - и духовных, и житейских. Трудно представить корабль под российским флагом, на котором не было бы иконы святого Николая Чудотворца.

Покровительница Ракетных войск стратегического назначения - святая великомученица Варвара

Память великомученицы Варвары - святой, которая приняла смерть за Христа в IV веке, - празднуется 17 декабря. В этот день в 1995 году Президент России подписал указ об установлении Дня ракетных войск стратегического назначения. В том же году, побывав в Главном штабе РВСН во Власихе, Святейший Патриарх передал ракетчикам икону св. великомученицы Варвары. Ее изображение теперь есть на каждом командном пункте всех ракетных дивизий России.

Святая великомученица Варвара жила с отцом в городе Илиополе Финикийском, в царствование императора Максимилиана. Она рано лишилась матери. Овдовев, отец сосредоточил все свое внимание на воспитании единственной дочери. Всячески оберегая ее от общения с неугодными людьми, он поселил ее в башне. К ней имели доступ только учителя и служанки.

Однажды, когда отца не было дома, Варвара покинула башню и познакомилась с девушками-христианками, которые рассказали ей об Иисусе Христе и его учении. В сердце девушки загорелось желание быть христианкой. Она приняла крещение.

Вернувшись и узнав о поступке дочери, отец жестоко избил ее, а после предал в руки властей, гонителей христиан. Над ней долго издевались, заставляя отречься от веры, но она не поддалась. По преданию, ночью в темнице осиял несказанный свет, и сам господь явился к страждущей великомученице, исцелил ее раны и утешил надеждою блаженства в Небесном царстве.

На следующий день казнь над Варварой совершил ее отец. Это произошло около 306 года. В предсмертной молитве святая великомученица Варвара просила Господа, чтобы он избавлял всех, прибегающих к ее помощи; от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них свою благодать. В ответ она услышала голос с неба, обещавший исполнить просимое. Сразу после погребения у ее мощей начались чудесные исцеления.

Покровитель внутренних войск МВД России - равноапостольный князь Владимир

Князь Владимир родился в 963 году. В 972 году он стал править Новгородом. В 980 году, победив в войне брата Ярополка, завоевал Киев. Позже покорил Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти заставили Владимира сомневаться в истинности языческой веры.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою. Но самое сильное впечатление произвел на него православный византийский проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину страшного суда.

Владимир крестился сам, а позже предложил это сделать своим двенадцати сыновьям. Они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними последовали многие бояре, чуть позже и все жители.

После Киева и его окрестностей православная вера была насаждена в Новгороде, Суздале, Ростове и далее везде. Под ее влиянием славянские племена стали объединяться в единое государство.

Эпоха святого Владимира была ключевым периодом для государственного становления православной Руси. Объединение славянских земель и оформление государственных границ державы Рюриковичей происходили в напряженной духовной и политической борьбе с соседними племенами и государствами. Крещение Руси от православной Византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения.

Князь Владимир твердой рукой сдерживал на рубежах врагов, строил города, крепости. Им построена первая в русской «засечная черта» - линия оборонительных пунктов против кочевников.
Умер князь Владимир, которого народ назвал Красным Солнышком,15 июля 1015 года. Он правил Русским государством тридцать семь лет.

Покровитель пограничной службы ФСБ России - преподобный Илия Муромец

Достоверных сведений о житии преподобного Илии Муромца Печерского сохранилось до нашего времени крайне мало.

Предполагают, что родился он около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины.

С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев - нищих странников, которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана». Взяв родительское благословение, Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха. Был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.

Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «идолище поганое» (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с хазарской стороны грозил «жидовин проклятый».

Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца, величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. …Мое богатство - сила богатырская, мое дело - Руси служить, от врагов ее оборонять».

Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным.

Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни.

По Церковному преданию (как повествует Апокалипсис), именно Илия, самый строгий и справедливый из пророков, станет предтечей Второго пришествия Христа, и во время проповеди примет телесную смерть. И именно святому Илие возносят нередко молитвы родные тех, кто служит в ВДВ, и также авиаторы и десантники.

Отрадно отметить, что ежегодно 2 августа утреннюю службу в православных храмах посещает все больше десантников, каковыми в душе остаются и те, кто давно уже пребывает в запасе. В 22 храмах Московской епархии в этот день отметят нынче престольные праздники.

«Сегодня двойной праздник, – отмечает владыка Кирилл. – Пророк Илия является покровителем Воздушно-десантных войск России, и это не случайно, потому что он особый, очень ревностный пророк. На некоторых иконах он изображается с мечом в руках, поскольку однажды имел такое дерзновение: после того как не произошло ожидаемое чудо через молитву лжепророка, поклонявшегося идолам языческим, Илия вознес святые молитвы, и с неба сошел огонь и сжег ту жертву, которая лежала без огня на дровах; затем, возгоревшись гневом, он заколол лжепророков Ваала. И действительно, Илия – это великий пророк, ему нужно молиться всегда, тем более в то время, когда страшное бедствие постигло нашу Центральную Россию – Святейший Патриарх говорит об этом в своем послании, обращаясь ко всем нам и призывая нас молиться в сегодняшний день. И мы вставляли особые прошения на сугубой ектенье и будем и далее просить заступничества у пророка Божиего Илии, чтобы пролился дождь на землю, которая так жаждет его: от страшных пожаров страдают и многие леса, и населенные пункты…

Одним из наиболее заметных событий дня была братчина, или «мольба» - коллективная трапеза, объединявшая жителей соседних сёл и связанная с жертвенным закланием животного «Илье». Основными организаторами и участниками братчины выступали мужчины. Заканчивались подобные братчины гуляньями молодёжи: играми, хороводами, песнями и плясками.

Ильин день считался календарной границей лета («Илья лето кончает»), когда в природе появлялись первые признаки осени и изменение в поведение зверей и птиц, меняется погода: «До Ильина дня и под кустом солнце сушит, а после Ильина дня и на пустоши роса не обсыхает».

В России считалось, что «на Илью до обеда лето, а после обеда осень».

И будет молиться Господу и Илие пророку люд православный – и за себя, и за свою семью, и за однополчан, вместе с которыми довелось повидать немало. И за Родину нашу – матушку-Россию. С праздником, ВДВ!

В нашем храме Московских святителей Петра, Алексия, Ионы сегодня состоялась Божественная Литургия и молебен в честь небесного пророка Божия Илии. После службы, батюшка наш — иерей Николай Овчинников, вместе с пономарём нашего храма Александром Кечиным отправились в поход с ребятами- школьниками во главе с Кречиной М.С. (зам. директора школы по воспитательной работе) и Денисовым С.А. (учитель физкультуры).

Поход начался с трапезы в нашем храме. Ребята участвовали в игре «Зарница» в честь праздника Воздушно-Десантных войск, купались. Подкрепились пловом и чаем, на костре приготовленные.

Возрождение традиции, по определению Святейшего Патриарха Кирилла, «церковно-общественного празднования» Ильина дня проходило в этом году под знаком 80-летия Воздушно-десантных войск РФ, находящихся под небесным покровительством пророка Божия Илии.

«Это особый, очень ревностный пророк…»

Уже с раннего утра улица Ильинка заполнилась народом: перед древним храмом пророка Божия Илии в Китай-городе служат молебен. И вокруг хора, поющего «Пророче Божий Илие, моли Бога о нас!», собираются десантники – молодые и ветераны, прихожане храма, люди, работающие на Ильинке, гости праздника со всей Москвы, из разных российских городов, а также из стран Ближнего и Дальнего Зарубежья.

Большая храмовая икона пророка Илии уже установлена на деревянных носилках с «обручами» из цветов, что символизирует огненную колесницу пророка. Образ понесут во главе крестного хода. Девушки с огромными коробами, в которых цветочные лепестки, устилают ими его будущий путь. Тем временем в храме начинается праздничная литургия, которую возглавил епископ Павлово-Посадский Кирилл. Литургия транслируется на улицу, так что все собравшиеся и не попавшие в храм имеют возможность помолиться, а также послушать архиерейскую проповедь.

«Сегодня двойной праздник, – отмечает владыка Кирилл. – Пророк Илия является покровителем Воздушно-десантных войск России, и это не случайно, потому что он особый, очень ревностный пророк. На некоторых иконах он изображается с мечом в руках, поскольку однажды имел такое дерзновение: после того как не произошло ожидаемое чудо через молитву лжепророка, поклонявшегося идолам языческим, Илия вознес святые молитвы, и с неба сошел огонь и сжег ту жертву, которая лежала без огня на дровах; затем, возгоревшись гневом, он заколол лжепророков Ваала. И действительно, Илия – это великий пророк, ему нужно молиться всегда, тем более в то время, когда страшное бедствие постигло нашу Центральную Россию – Святейший Патриарх говорит об этом в своем послании, обращаясь ко всем нам и призывая нас молиться в сегодняшний день. И мы вставляли особые прошения на сугубой ектенье и будем и далее просить заступничества у пророка Божиего Илии, чтобы пролился дождь на землю, которая так жаждет его: от страшных пожаров страдают и многие леса, и населенные пункты…

Будем молиться пророку Илии, чтобы он попросил Всемилостивого Господа смилостивиться и послать дожди, и необходимое полноводие, и тишину, и спокойствие на нашу землю».

В праздничном Богослужении приняли участие и те священники, которые сегодня духовно поддерживают десантников в их нелегком ратном труде и даже сами совершают прыжки. Один из них – протоиерей Георгий Ханов,настоятель Свято-Духовской церкви Днепропетровской епархии.

– Мне довелось служить в Воздушно-десантных войсках, в десантно-штурмовой бригаде, – рассказал отец Георгий. – А теперь я окормляю парашютно-десантную бригаду Днепропетровска, участвую в подготовке к прыжкам солдат и офицеров, а также допризывников: у нас есть парашютно-десантный клуб, где обучаются ребята 14–15 лет. И среди юных участников сегодняшнего военного парада на Красной площади будет один наш подросток, которому только что исполнилось 15 лет, но он выполняет ежегодный прыжковый норматив взрослого десантника. Сам я также регулярно совершаю прыжки с бригадой. Думаю, что нынешний праздник – Ильин день – воодушевляет, мобилизует волю, закаляет характер участвующих в нем людей. И даже если они не служат в десанте, то, соприкасаясь с мужеством нашего воинства, сами проникаются желанием ревностно служить нашему православному Отечеству.

Крестный ход, продолжая старинную традицию, принятую на Руси на Ильин день, отправляется к Лобному месту на Красной площади. Воины-десантники несут иконы, хоругви, крест; в руках многих участников, пришедших с детьми, – иконки пророка Илии. Обращает на себя внимание большая делегация Элладской Православной Церкви во главе с митрополитом Месогейским и Лавреотикийским Николаем.

Рядом с группой наших священников в праздничных облачениях – командующий Воздушно-десантными войсками РФ генерал-лейтенант В.А. Шаманов.

«Вертолет все падал, а я молился…»

Ранним утром, еще до участия в праздничных мероприятиях Ильина дня, Владимир Анатольевич Шаманов и другие военачальники побывали на кладбищах столицы, где возложили венки на могилы воинов, внесших значимый вклад в защиту нашего Отечества.

Несмотря на плотный график, командующий ВДВ смог выкроить время для интервью сайту «Православие. Ру».

– Радует, что год от года празднование Ильина дня перерастает в общенациональное событие, единение всех социальных слоев населения, – сказал Владимир Анатольевич. – Мы воочию видим, как на деле укрепляются связи между армией, духовенством, экономическими структурами, общественными и молодежными объединениями. Только в таком сплочении мы сможем и сохранить, и приумножить мощь России.

На этот раз здесь, в сердце Москвы – на Красной площади, собрались делегации воинов-десантников и ветеранов из многих регионов страны. Могу сказать, что практически на всех территориях России, даже там, где нет ВДВ по факту дислокации, активное участие в празднике принимают региональные и муниципальные власти. И, надо сказать, десантники своим ратным трудом и подвигами заслужили внимание со стороны властей всех уровней. Так, в настоящее время они выполняют специальные задачи в Республике Киргизия, активно участвуют в мероприятиях по боевой подготовке, готовятся к предстоящим в августе командно-штабным учениям.

На вопрос, как командующий оценивает значимость работы священников в военных частях, он с энтузиазмом ответил:

– Считаю, что взаимодействие с Церковью, осуществляемое под личным руководством министра обороны, имеет огромное значение для Вооруженных сил РФ. Уже сейчас активно действуют штатные полковые священники на наших военных базах за границами России. Там особенно важно духовное окормление: ведь, помимо трудностей войсковой службы, люди находятся в отрыве от родной страны. В последнее десятилетие у нас в частях ВДВ традиционно есть нештатные священнослужители, которые не только проводят церковные службы, но и совершают прыжки. К примеру, отец Михаил Васильев награжден орденом Мужества. Недавно один священник проходил курс молодого бойца, в том числе воздушно-десантную подготовку, чтобы лучше «прочувствовать» свою паству. Оборудованные в военных частях храмы действуют в различных регионах России: в Пскове, Рязани, Иваново, Туле, Ульяновске, Новороссийске…

В ВДВ есть и десантируемый полевой храм, который может быть сброшен на парашютах и развернут на платформе в любом месте. Кстати, во всех крупных учениях, в том числе проходящих за границей, участвуют священнослужители. Когда, например, батюшка развернул полевую церковь на территории нашего лагеря в Казахстане, туда приходили не только российские, но и казахские военнослужащие. Как командующий ВДВ, я буду всячески приветствовать и способствовать тому, чтобы в наших частях появлялись священнослужители традиционных конфессий.

Последний вопрос, заданный командующему, был личного характера: ощущал ли Владимир Анатольевич сам в ходе нелегкой военной службы небесное покровительство Божиего пророка Илии?

– Заступничество пророка Илии за все десантное воинство – это великое благо, – сказал он. – А мне неоднократно приходилось бывать в таких переделках, когда, казалось бы, уже не выйдешь живым, даже калекой. Представьте себе: с высоты 800 метров падал вертолет и вместе с группой бойцов в нем я; некоторые военнослужащие начали паниковать, так что пришлось успокаивать их. А потом я стал про себя молиться… И вот в последний миг, на режиме авторотации, вертолетчик спас экипаж.

У меня было несколько ранений, в том числе сопредельных с жизнью, а сейчас я живехонький стою здесь перед вами. А однажды на Кавказе осколок, шедший мне ровно в сердце, разбил рукоятку пистолета, и только эта рукоятка, находившаяся у сердца, сохранила мне жизнь. Считаю, то было Божие Провидение.

Безусловно, воцерковление, в том числе и нашего воинства, активно идущее сегодня в России, не может не радовать. Да, мы, старшее поколение, родились в другой стране, жили в иное время, но мы встречали и святую Пасху, и другие праздники. Я крещеный почти от рождения (моя бабушка не дала занести меня, новорожденного, в дом, пока меня не покрестят), и вера православная для меня не пустой звук, а моя внутренняя сущность. Убежден: без веры нет воина!

На Красной площади

Звучит перезвон кремлевских курантов на Спасской башне (где, к слову, уже открыта и восстанавливается реставраторами замурованная в былые времена икона святителя Николая). И на Лобном месте на Красной площади, куда прибывает крестный ход – а здесь уже расположились десантные части для прохождения парада, – начинается праздничный молебен.

Провозглашается молитвенное прошение о Президенте РФ, командующем ВДВ и всех воинах-десантниках. Владыка Кирилл читает молитву пророку Божиему Илии, а затем зачитывает приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам праздника, так что хотя Святейший проводит этот день в Нижегородской епархии, он – с нами.

Выступления официальных лиц сопровождаются мощным кличем: «Слава ВДВ!» Первым слово держит командующий ВДВ генерал-лейтенант Владимир Шаманов. Он напоминает о том, что пророк Илия, не жалея сил, обличал ложь, изуверство, все то, что искажает суть человеческой жизни; так и десантники с момента образования войск боролись и борются со злом – неистово, зачастую теряя боевых друзей. «Я благодарен Святейшему Патриарху, – заключил командующий, – за его постоянное внимание к нам. Совсем недавно патриарх освятил знамя легендарного 51-го Тульского полка на Куликовом поле, и это еще раз свидетельствуeт о том, что патриарх держит в поле зрения деятельность сегодняшних десантников».

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Миронов сам бывший десантник, сейчас возглавляет попечительский совет Союза десантников России. Он поздравил собравшихся с юбилеем ВДВ, заметив, что «80 лет – это, конечно, возраст, но только не для воздушного десанта – наших самых славных войск, потому что десантник всегда сердцем юн и всегда готов бороться во имя нашей Родины».

«Легендарную крылатую гвардию» поздравил также мэр Москвы Юрий Лужков в приветствии, которое было зачитано от его имени.

И вот наступил час торжественного прохождения по Красной площади десантных войск. Парад открыл 2-й батальон курсантов знаменитого Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища – единственного в мире учебного заведения такого рода. А затем по Красной площади чеканят шаг юные участники военно-патриотических клубов и объединений из разных регионов страны, среди них есть даже шестилетние мальчишки.

От детей до ветеранов

В состав Союза десантников России входят уже свыше 120 военно-патриотических клубов, где молодые люди готовятся к службе в Воздушно-десантных войсках. Один из них – действующий в Московской области оборонно-спортивный клуб «Ратник», который принимает участие в нынешних торжествах на Красной площади. 14-летний старший курсант Виктор Кононенкоиз города Видное рассказывает:

– Я вместе со своими товарищами уже во второй раз участвую в параде на Красной площади. Это для нас огромная честь! Всего наш клуб объединяет около 300 членов, есть филиалы практически по всей Московской области. Представлены самые разные возраста – от дошкольников до людей со стажем, кто уже отслужил в армии и сейчас помогает воспитывать юношеский состав. В клубе организована стрелковая и парашютно-десантная подготовка, мы также изучаем историю Российского государства; кроме того, ведем поисковую работу: поднимаем останки бойцов, погибших во время Великой Отечественной войны, перезахораниваем их, ищем в архивах их имена, занимаемся музейной работой. Развивается и спортивное направление: изучаем боевые искусства с опытным наставником.

В порядке шефской работы члены нашего клуба побывали на Северном флоте; теперь с 1 сентября будем открывать у себя военно-морской филиал. Поскольку я принял гвардейскую присягу на эскадренном миноносце «Гремящий», то хотел бы связать свою жизнь с флотом. А вообще мы – за единение всех родов войск: только вместе мы – сила!

И еще: мы с радостью сотрудничаем с воскресной школой храма великомученика Георгия Победоносца города Видное. Недавно вернулись из православного лагеря, где помогали в восстановлении Николо-Радовицкого монастыря. Таким образом, ребята постигают у нас и военное дело, и основы Православия. На сегодняшнем празднике особо ощущается покровительство святого пророка Илии, даже в деталях: с утра, например, воздух был тяжелым из-за дыма лесных пожаров, а к концу литургии стало легче дышать.

В Ильин день в едином строю встретились и будущие воины, и солдаты Великой Отечественной войны, и воины, воевавшие в Афганистане и на Кавказе. Владимир Кулаков, служивший в начале 1970-х годов в 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, стоит с флагом своей дивизии возле Ильинского храма с самого утра: ждет встречи с однополчанами.

– Чувствую себя не ветераном-десантником, а просто десантником, – улыбается он. – Вот, сын хочет пойти по моим стопам, но пока не получилось… Думаю, что совпадение дня ВДВ и дня памяти пророка Илии совсем не случайно! Ведь и первый десант 80 лет назад был в Ильин день! Даже само Рязанское десантное училище находится на бывшей территории монастыря (которому сейчас определили новое место), что тоже глубоко символично! Думаю, во многом от нас самих зависит – есть праздник в душе или нет. Нужно каждому из нас трудиться во славу Божию, и тогда все будет хорошо!

Ветеран Великой Отечественной войны, бывший десантник Леонид Васильевич Роганов каждый год приходит в этот день на Ильинку. «Подходи, отец, давай вместе сфотографируемся!» – предлагают ему курсанты-рязановцы.

Наверное, его история достойна отдельной книги. В 1943 году его призвали в армию, в отдельный учебный стрелковый полк. После присвоения звания младшего командира отправили в 22-ю воздушно-десантную бригаду в Ивановскую область, где стали интенсивно готовить для выброски в тыл врага.

– Но потом нас переформировали и отправили на фронт наземным способом, – вспоминает ветеран. – Мы попали в Венгрию, брали город Секешфехервар, который два раза переходил из рук в руки. Освободив от фашистов Венгрию, вступили на территорию Австрии, где форсировали Дунай и соединились с 2-м Украинским фронтом, брали Вену… Затем нас перебросили в Чехословакию – освобождать Прагу. Потом новый приказ: занять как можно больше территории в сторону Праги для встречи с союзниками. А к окончанию войны мне не было еще и 19 лет… Всего же в армии, вместе с войной, я прослужил семь лет – демобилизовался в конце 1950-го, потом работал на одном из московских заводов, на пенсию ушел в 1994 году.

Я прихожанин Ильинского храма. Это центральный храм ВДВ. Тут и встречаю праздник. Это очень важно, что сейчас отмечают вместе и день ВДВ, и память пророка Илии – святого покровителя десантников. Могу сказать, что всегда в самых трудных ситуациях мы ощущали его заступничество. Что касается нынешних молодых десантников, то это отличные боевые бравые ребята. Наше дело в надежных руках!

После завершения официальных торжеств праздник переместился на Васильевский спуск, где всех его участников ждали грандиозный концерт, благотворительная трапеза из полевых кухонь ВДВ, народные гуляния.

Зачем десантники ходят крестным ходом по Ильинке, почему Илья Пророк выбран небесным покровителем ВДВ, зачем нужны священники в армии и для чего благословляют оружие? Отвечает настоятель главного храма Воздушно-десантных войск (пророка Илии в Китай-городе) протоиерей Андрей Речицкий.

— Зачем Воздушно-десантным войскам свой небесный покровитель?

— Десантные войска регулярно выполняют сложные боевые задачи. При этом десантники неизбежно сталкиваются с серьезными испытаниями, когда стоит вопрос жизни и смерти. В таких условиях они неизбежно понимают, что даже если ты сделал все, что в человеческих силах, многое по-прежнему зависит от Бога. И не остается никаких сомнений, что благословение Божие очень важно.

2 августа 1930 года, в день памяти пророка Илии, было первое десантирование под Воронежем, тогда же был подписан указ о создании ВДВ. Так, что Илия Пророк с самого начала взял под свое покровительство десантников и все эти годы незримо присутствовал в войсках. А теперь его присутствие обрело явную форму в празднике «Ильин день».

— Образ десантника у многих скорее ассоциируется с фонтаном, чем с храмом...

— Мы привыкли, что день ВДВ — это особый день, когда ничего ужасного не происходит, но большинство людей, все-таки, стараются держаться подальше от мест массовых гуляний. СМИ создают образ десантника-хулигана, который может в фонтане искупаться, разбить арбуз об голову и как-то еще нарушить общественный порядок. Но по своему опыту мы знаем, что по своей сути десантники это очень достойные люди. Это люди, которые не щадя своей жизни готовы выполнять свой долг и защищать Родину. Очень многие из них жизнь действительно отдали, оставаясь верными присяге. Многие стали героями. А какие отношения выстраиваются между боевыми офицерами и солдатами — уже за одно это их можно уважать. Десантники ведь все время находятся на острие боевых задач, и от взаимоотношений внутри группы зависит жизнь каждого из них. Безусловно, эти отношения имеют свое продолжение и после увольнения в запас.

Когда такие люди приходят на праздник, то понимаешь, что картинка в СМИ немного не соответствует реальности, и десантники достойны уважения и всяческого почтения. Вот почему для нас очень важно, что наш праздник стал новой формой для Дня ВДВ и начал менять сложившиеся стереотипы. Мы понимаем, что все вместе предстоим пред Богом, и возникает ощущение особого единства армии, Церкви и тех, кто трудится на Ильинке.

За эти годы через наши торжества прошло более трех тысяч курсантов и воинов ВДВ. Теперь и для них этот день означает не только купание в фонтане, но память их небесного покровителя. Они прошли крестным ходом, вместе с командующим молились на Лобном месте, торжественно прошли по Красной площади перед иконой своего небесного покровителя. Для любого офицера и воина это знак особого доверия и большая честь, память о таком событии остается на всю жизнь.

А что касается хулиганств, то и командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Анатольевич Шаманов, и председатель Союза десантников России генерал-полковник Валерий Александрович Востротин неоднократно говорили, что вместе с десантниками 2 августа выходят гулять и «ряженые». Таких немного, но они придают празднику ненужную окраску.

— Читал в комментариях к фотографиям с крестного хода, что Церкви в армии быть не должно, она лезет не в свое дело. Что на это можно ответить?

— Есть ли у такого комментатора внутреннее право делать подобные заявления в Интернете, не пустые ли это слова? Мне было бы интересно посмотреть, как он сам повел бы себя на поле боя или в других обстоятельствах, требующих от человека самопожертвования. У нас на празднике присутствуют ветераны Афганистана. Есть икона Илии Пророка, которая прошла весь Афганистан, в иконе заключены частички афганской земли, на которой шли кровопролитные бои. Ветераны ее так и прозвали — «Илия Пророк Афганский». Эти ветераны знают, что без веры на войне невозможно, они подтверждают это своей жизнью. Сможет ли такой критик Церкви подойти к этим ветеранам и без внутреннего лукавства сказать им, что они поступают неправильно?

Чаще всего люди, которые приводят такие доводы, либо не знают своей истории, либо страдают очень характерным недугом современности — легковесностью. Современный мир приветствует легковесность в людях, интернет-дискуссии предполагают легковесность, безответственность суждений. Люди думают, что нет никаких проблем рассуждать и высказываться обо всем на свете, даже о том, что, может быть, на несколько порядков превосходит уровень их личного развития. Порой «способности ума не соответствуют силе жития». Жизнь и поступки современного человека очень часто не соответствуют тому, о чем он говорит. Объяснять ему, что не обо всем он имеет право судить в Интернете — это как объяснять дальтонику разницу цветов. Как вы объясните? Его сначала вылечить нужно, восстановить целостность личности. Поэтому, прежде чем возражать, выясните — а не идет ли речь о серьезном повреждении? Если да, то вопросы воспринимать всерьез нельзя.

— Там же звучит и другая претензия — как можно благословлять воинов и оружие, если есть заповедь «не убий»?

— Да, Церковь благословляет оружие. Но Церковь не благословляет убийство. Оружие предназначено не только для того, чтобы отнимать жизни на войне. Оно, помимо прочего, удерживает людей от зла. Зачем военному ружье? Зачем полицейскому пистолет? Давайте все у них заберем. И тогда придут другие люди, с оружием, у которых нет никаких внутренних ограничений. И они будут командовать, а мы будем ходить строем. Заповедь «не убий» касается лично тебя. А если на твоих глазах издеваются над другим, над ребенком, то действует другая заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Ты употребишь усилие или даже силу, чтобы избавить ребенка от опасности. И в какой форме получится это сделать — как Бог даст. Церковь не благословляет оружие на убийство, она благословляет оружие на защиту Отечества, на удержание от зла других людей. И, может быть, это благословение как-то удерживает и самих обладателей оружия от его неправильного использования.

— Приходы всегда разные, одни считаются интеллигентскими, другие любят миссионерство. А каков ваш приход?

— У нас храм маленький и находится он в районе, в котором нет местных жителей, только сотрудники расположенных рядом организаций. В связи с этим наш приход, по московским меркам, очень небольшой и похож на покаянную семью, все друг друга знают. У священников на исповеди есть возможность уделять время всем прихожанам. Строй и порядок службы позволяют поговорить с каждым и, по возможности, оказать поддержку в духовной жизни, разобраться в каких-то духовных, а порой и житейских вопросах.

Еще одна черта прихода — большая семейная воскресная школа. Школа является продолжением нашей приходской жизни вне богослужения. Здесь учатся детки с двух лет до самого солидного возраста. Это не такая школа, которую можно закончить и получить аттестат. Это общее семейное приходское дело, где после службы есть возможность собраться по интересам, послушать лекцию, сходить в поход, отправиться в паломничество, разделить радость и скорбь друг с другом.

Беседовал Кирилл Миловидов

Храм Илии Пророка в Китай-городе

Храм Илии Пророка построили в Москве в 1519 году на территории Ильинского монастыря. В перестроенном виде храм сохранился до сегодняшнего дня и дал название улице Ильинка. В 1606 году с удара в колокол Ильинского храма началось народное восстание против Лжедмитрия I. В советское время храм был закрыт, колокольня снесена, а внутреннее помещение разделено на этажи и комнаты, в которых разместили коммунальные квартиры и различные организации.

Службу в храме возобновили в 1995 году. После того, как пророк Илия был выбран покровителем десантников, высшее руководство ВДВ начало искать и подходящий храм. По благословению Патриарха Алексия II были осмотрены храмы Илии Пророка в Москве, и выбор остановился на храме в Китай-городе, хотя он и находился в аварийном состоянии. Генерал-полковник Георгий Шпак, командовавший ВДВ, обратился к Патриарху Алексию II с просьбой определить храм Илии Пророка как воинский храм ВДВ, и Патриарх благословил.

Первые совместные с ВДВ торжества прошли в Москве на площади перед зданием Торгово-промышленной палаты в 2003 году. В 2005 году по Ильинке прошел первый крестный ход, и дореволюционная традиция молебного пения на Красной площади была восстановлена.

Московская городская епархия