Почему евреи должны принять Ислам? Коран и евреи Евреи считали что этот пророк не человек.

В Священном Коране Аллах Всевышний предписал верующим: «Отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (4:135).

В исполнении предписаний ислама, в справедливости и терпимом отношении к людям других вероисповеданий, национальностей, расы, племени, равном отношении к богатым и бедным, Посланник Аллаха (мир ему) является лучшим примером для всего человечества.

Аллах сказал Своему Пророку (мир ему) в Коране: «Они охотно выслушивают ложь и пожирают запретное. Если они явятся к тебе, то рассуди их или же отвернись от них. Если ты отвернешься от них, то они нисколько не навредят тебе. Но если ты вынесешь решение, то суди их беспристрастно. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (5:42).

И Пророк Мухаммад (мир ему) никогда не переходил законов Аллаха, даже со своими врагами, и никогда не проявлял несправедливости по отношению к людям. Он стал примером справедливого отношения всех времен и стал исполнителем предписания, которое заповедовал ему Всевышний: «Мой Господь велел поступать справедливо» (7:29).

Бесчисленное количество примеров из жизни Пророка (мир ему) являются тому доказательством. Пророк Мухаммад (мир ему) жил при таких обстоятельствах, где в рамках одного места сосуществовали люди разных религий, рас, вероисповеданий и племен. И для этих общин было сложно жить в мире, согласии и спокойствии. Малейшие конфликты могли вызывать крупные противостояния. Но справедливость, которой обладал Пророк (мир ему), стала источником мира и безопасности для всех этих общин. Во времена Пророка (мир ему) к христианам, иудеям и язычникам было одинаковое отношение. Пророк оставался верным предписанию Корана: «Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается» (2:256), показывая тем самым истинную религию каждому, но оставляя главный выбор за ними. В другом аяте Аллах ниспослал Пророку: «Посему проповедуй и следуй прямым путем, как тебе было велено. Не потакай их желаниям и говори: «Я уверовал в то, что Аллах ниспослал из Писания, и мне велено относиться к вам справедливо. Аллах – наш Господь и ваш Господь. Нам достанутся наши деяния, а вам – ваши деяния. Нет места доводам (дальнейшим спорам) между нами и вами. Аллах соберет всех нас, и к Нему предстоит прибытие» (42:15).

Почтенное отношение Пророка (мир ему) к людям любого вероисповедания и происхождения было в соответствии с заповедями, которые несет Коран, и должно стать примером отношения к людям в наши дни.

Квинтэссенцией его отношения к людям стали слова, которые прозвучали на прощальной проповеди Пророка (мир ему):

« Всё человечество – от Адама и Евы. Араб не имеет никакого превосходства над неарабом, и неараб не имеет никакого превосходства над арабом; белый не имеет никакого преимущества перед чёрным, чёрный не имеет преимущества перед белым; (никто не имеет превосходства над другим), кроме как в благочестии и хорошем нраве ».

Соглашение, заключенное с христианами Наджрана на Аравийском полуострове, стало еще одним примером справедливости Пророка (мир ему). Один из пунктов этого соглашения гласил: «Жизни народа Наджрана и его окрестностей, их религия, их земля, собственность, их места поклонения – под защитой Аллаха и охраной Его пророка».

Конституция Медины, заключенная между мусульманами Мекки, Медины и иудеями Медины, – еще один пример справедливости пророка. Эта конституция гарантировала равноправие между общинами разных вероисповеданий и гарантировала защиту интересов каждого, благодаря чему закончилась многолетняя вражда между общинами.

Одной из главных причиной мира и спокойствия золотого века ислама кроется в отношении Пророка и отражении норм Корана. Справедливость и равное отношение Пророка (мир ему) ко всем вызывали в немусульманах чувство уверенности и безопасности, и даже многобожники желали быть под его защитой. Аллах в Коране сказал об этом:

«Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место, потому что они – невежественные люди. Может ли быть у многобожников договор с Аллахом и Его посланником, не считая тех, с которыми вы заключили договор у Заповедной мечети? Пока они верны вам, вы также будьте верны им. Воистину, Аллах любит богобоязненных» (9:6-7).

На сегодняшний день единственным правильным решением в борьбе с межэтническими, межрелигиозными и другими конфликтами, которые распространились по всему свету, является принятие предписания Корана и действие исходя из него, и подобно Пророку (мир ему) сохранение справедливости и равноправия ко всем, независимо от веры, происхождения, цвета кожи, социального статуса и т.д.

Знают ли еврейские либеральные интеллигенты, уверенные в своей просвещенности, что написано в мусульманских книгах? Понимают ли они, что им грозит в случае усиления ислама в странах, где они живут?

ЧТО НАПИСАНО В МУСУЛЬМАНСКИХ КНИГАХ

Мухаммад учил мусульман убивать евреев и личным примером показал, как это нужно делать, обезглавив 600 еврейских пленников из племени Бану Кайнука.

Посланник Аллаха сказал: "Вы мусульмане, будете сражаться с евреями, и когда кто-либо из них укроется за камнем, то камень скажет: О раб Аллаха, вот за мной находится иудей, убей его!"

(Сахих Бухари, книга 52, хадис 176)

(Сахих Бухари, книга 52, хадис 177)

"Пророк предложил ибн Джабалю сесть, но тот, увидев закованного человека, спросил: Кто это? Абу Муис ответил: Он был евреем и стал мусульманином, но затем вернулся к иудаизму. Абу Муис вновь предложил ибн Джабалю сесть, но тот сказал: Я не сяду, пока этот еврей не будет убит, таково предписание Аллаха и его посланника - и он повторил это трижды. Тогда приказали убить еврея."

(Сахих Бухари, книга 84, хадис 58)

(Сахих Муслим, книга 41, хадис 6985)

Посланник Аллаха сказал: "Если вы одержите победу над евреями - убейте их всех." Поэтому Мухайса напал на Шубайбу - еврейского купца, имевшего близкие отношения с его семьёй, и убил его. После этого Хувайса (старший брат Мухайсы), не хотевший принимать ислам, стал избивать Мухайсу, приговаривая: "O враг Аллаха, ты скопил немало жира на животе от собственности того, кого ты убил."

(Абу Дауд, книга 19, хадис 2996)

Подтверждение того, что мусульманин обязан убить еврея, когда представляется возможность, имеется и в биографии "мирного" пророка: "Сират Расул Аллах", написанной Ибн Ицхаком, Ибн Хишамом и Табари. Эта биография переведена Альфредом Гуилламом "Биография Пророка Мухаммада". В этой книге на странице 369 написано следующее:

Посланник сказал: "Убивайте каждого еврея, оказавшегося в вашей власти. Вслед за этим Мухайса напал на ибн Сунайбу, еврейского купца, с которым они имели деловые отношения, и убил его. Хувайса (старший брат Мухайсы) не был мусульманином, он начал бить младшего брата, приговаривая: Ты, враг Аллаха, ты убил его, хотя большая часть жира на твоём брюхе происходит от его богатства. Мухайса ответил: Ели бы тот, кто приказал убить его, приказал убить и тебя - я бы сделал это."

Мухаммад повелел мусульманам очистить территорию Аравии от евреев и христиан.

"Я слышал, как посланник Аллаха сказал: Я изгоню всех евреев и христиан из Аравии и не оставлю никого, кроме мусульман."

(Сахих Муслим, книга 19, хадис 4366)

Мы видим, что сегодня в Аравии не осталось ни евреев, ни христиан. Мусульмане пошли дальше. Сегодня, в захваченной мусульманами Месопотамии (Ирак) почти не осталось коренных христиан-ассирийцев; в захваченной мусульманами Сирии почти не осталось коренных христиан-сирийцев; в захваченном мусульманами Египте ежедневно убивают коренных христиан-коптов. Захваченную Византию (нынешняя Турция) мусульмане безжалостно зачистили от коренных христианских народов: греков, сирийцев, армян.

"Благочестивый пророк" ислама учил своих последователей, что убийство еврея или христианина является для мусульманина пропуском в мусульманский рай:

Посланник Аллаха сказал: "Когда настанет день воскрешения, Аллах предаст в руки каждого мусульманина иудея или христианина и скажет - Вот твоё избавление от адского огня." Смысл этих слов поясняет другой хадис, рассказанный Абу Хурайрой, пророк сказал: "У каждого есть своё место в Раю и своё место в Огне, и поэтому когда верующий войдёт в Рай, неверный заменит его собой в Огне."

(Сахих Муслим, книга 37, хадис 6665)

Посланник Аллаха сказал: "Ни один мусульманин не умрёт без того, что бы Аллах не отправил для него еврея или христианина в адский огонь."

(Сахих Муслим, книга 37, хадис 6666)

В мире есть много разных религий, но только ислам обещает мусульманину место в раю в обмен на убийство человеческого собрата. Где находится этот "рай", в котором убийцы, грабители и насильники пьют и совокупляются, неужели на небесах?

УНИЧТОЖЕНИЕ ЕВРЕЕВ АРАВИИ

Судьба евреев Аравии стала трагическим предвестием судьбы всех народов, завоёванных исламом. Главным принципом джихада стал призыв к немусульманам обратиться в ислам, или признать его верховенство, или исчезнуть.

(Бат Йеор, Зимми)

НЕУДАЧНЫЙ МЕССИЯ

Сокровенным желанием Мухаммада было признание его иудеями как посланника Бога. По видимому, Мухаммад не подозревал, что будучи безграмотным арабом, он не имеет шансов стать Мессией для иудеев. Рассчитывая, что после переезда в Медину большое число иудеев последует за ним, он обнаружил, что их противостояние ещё в большей степени подрывает его авторитет, чем противостояние мекканцев. Евреи подвергли сомнению его миссию. Более того, Мухаммад ударил в грязь лицом, обнаружив незнание священных книг.

В Коране (9:35) говорится: "И сказали иудеи: Узайр - сын Аллаха", но в иудейской традиции пророк Эзра никогда не считался ни сыном Бога, ни Мессией.

В книге Исход (24:7) написано, что на горе Синай израильтяне пообещали Моисею: "Всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны", а в Коране написано: "Мы слышим, но не повинуемся" (сура 2:93).

Мухаммад понял, что заблуждался, но было слишком поздно исправлять ошибки в Коране. Указывая на искажения в Коране, иудеи подрывали его миссию. Это очень огорчало Мухаммада и его отношение к евреям становилось всё более враждебным. Единственным выходом было - изгнать евреев из Медины и атаковать их обличительными речами в Коране.

РЕЗНЯ И ИЗГНАНИЕ ЕВРЕЕВ

"После победы при Бадре, Мухаммад направил свои силы против еврейского племени Бану Кайнука, жившего недалеко от Медины. На рыночной площади он потребовал, чтобы они признали его избранником Бога. Жители племени ответили отказом. Мухаммад обвинил их в нарушении договора и держал в окружении их поселение до тех пор, пока они не капитулировали, после чего он приказал им покинуть город."

Затем, Мухаммад напал на племя Бану Надир. Он объявил, что жители племени организовали заговор с целью его убийства. Памятуя о судьбе племени Бану Кайнука, жители приготовились уйти из города, но ибн Убай убедил их остаться, пообещав поддержку. На протяжении пятнадцатидневной осады они не получили никакой помощи. Племя Бану Надир вынуждено было бежать, как и их соотечественники.

"Следующим стало племя Бану Курайз. Мухаммад окружил их квартал и после месячной осады они были вынуждены сдаться, но в отличие от двух других племен, им не позволили уйти. Мухаммад предложил решить судьбу пленных иудеев некоему ибн Муаду, раненому во время осады Медины и тот огласил свое приговор: "Вот мой приговор - все мужчины должны быть убиты, имущество разделено, а женщины и дети взяты в плен."

(Ибн Исхак, Сират расул Аллах, перевод А. Гуиллама)

"Посланник Аллаха разрешил Сааду ибн Муаду принять решение о пленных. Он вынес приговор: "Мужчины должны быть убиты, женщины и дети должны стать рабами, а их имущество должно быть поделено". Посланник Аллаха распорядился привести пленных в Медину, где на рынке были выкопаны траншеи. Посланник Аллаха сел со своими товарищами, пленных разделили на небольшие группы. Пленных начали отрубать головы. Числом пленных было между шестью и семью сотнями."

(Ибн Саад, Табакат, том 2, с. 93)

Ужасное зрелище массового обезглавливания и захоронений огромного количества трупов (предание гласит, что казни продолжались до самого вечера) вызвало отрицательную реакцию даже у многих мусульман.

"Спустя некоторое время Мухаммад напал на иудейскую крепость Хайбар, и хотя ему не удалось ее завоевать, он установил над нею свое господство. На закате жизни он дал указания Умару, своему второму преемнику, позаботиться, чтобы все иудеи были изгнаны с Аравийского полуострова и халиф послушно выполнил волю пророка."

(Джон Гилкрист, Мухаммад)

Массовые убийства евреев мусульманами до 1948 года (создания государства Израиль)

На карте нанесена информация о массовых убийствах евреев мусульманами,

зафиксированых в различных источниках, в том числе в Коране (исследование проведено Торбьерном Корнфункелем).

В чем причина «интереса», часто нездорового, громадной мусульманской цивилизации к маленькому еврейскому народу? В поисках ответа на этот вопрос, столь важный для судеб мира в эти нелегкие дни, обратимся к истокам, ко времени возникновения ислама. Каких евреев встретил Мухаммед на своем пути? Как складывались отношения между ними? На каких историях о евреях древности растут мусульманские дети?

В раннее Средневековье евреев в Аравии было много: все новые волны беженцев, купцов и ремесленников перебирались на полуостров. Под их влиянием принимали иудаизм целые племена местных жителей. В результате к началу VII века в Аравии жили десятки еврейских родов и племен, и доподлинно неизвестно, сколько из них было «генетических» евреев, а сколько - прозелитов.

Родина Мухаммеда - город Мекка, там начал он свой путь пророка и проповедника. Прямого контакта с евреями, как и с христианами, у него тогда не было, поскольку их в Мекке были единицы. Стихи Корана, созданные в родном городе Мухаммеда, отличает веротерпимость, даже симпатия к евреям и христианам: «Нет в религии принуждения», «Поистине исповедующие христианство, иудеи, а также сабии, уверовавшие в Аллаха и в судный день, - над ними нет ни страха, ни печали». Да и вообще тон написанных тогда отрывков был весьма мягок по сравнению с более поздними.

Однако в 622 году, узнав об угрозе покушения на свою жизнь, Мухаммед вместе с небольшой группой последователей перебрался на 300 км к северу, в Медину. Эта эмиграция, хиджра, служит началом отсчета мусульманской эры. Медина, или Ясриб, как она называлась раньше, - это плодородная долина, усеянная множеством небольших поселений, крепостей, рынков и отдельных ферм. Жили в ней и язычники, и евреи, причем последние составляли чуть ли не половину населения. Евреи Ясриба относились к трем крупным племенам: Надир, Курайза и Кайнука, - а также ко множеству небольших родов и семейств. Они занимались и земледелием, в основном разведением финиковых пальм, и торговлей, но более всего - ремеслами, в первую очередь ювелирным и оружейным. Во многих древних арабских поэмах упоминаются взятые напрокат у евреев оружие для битв или украшения для празднеств.

Интеллектуальным центром евреев Ясриба служил их бейт-мидраш. В нем, что интересно, учились грамоте не только еврейские дети, но и дети многих арабов-язычников из окрестных племен, что вовсе не предполагало их перехода в иудаизм. В результате деловую переписку по вопросам торговли арабы и евреи часто вели на арабском языке, но с использованием еврейских букв. Одним из самых известных «выпускников» бейт-мидраша в Ясрибе из числа язычников был Зейд ибн Сабит, личный секретарь Мухаммеда. Именно он впоследствии первым записал текст Корана. Один его оппонент ехидничал по прошествии многих лет: «Когда ты еще был мальчиком с пейсами в школе у евреев…»

Безопасность еврейских племен Ясриба обеспечивалась знанием оружейного дела, строительством крепостей и коалицией с бедуинскими племенами. Большие еврейские племена были равноправными участниками военных союзов, меньшие находили себе покровителей. Конечно, у этой системы было немало недостатков. Например, одно бедуинское племя хотело отомстить другому за убийство евреев, которым покровительствовало. С этой целью бедуины перебили «домашних» евреев враждебного племени… Однако в целом принцип союзов работал.

Первые полтора года после хиджры ничто не предвещало конфликта между Мухаммедом и евреями Медины-Ясриба. Они жили бок о бок, вели торговлю, Мухаммед и его ученики обзаводились понемногу землей по соседству с еврейскими участками, подписали отдельный мирный договор с каждым из еврейских племен.

В эти полтора года у новой религии, кроме единобожия, было немало других внешних признаков, сближавших ее с иудаизмом. Так, молился пророк ислама, подобно евреям, повернувшись в сторону Иерусалима. И постился он тогда еще не в Рамадан, а в день Ашура, то есть в десятый день первого месяца, очевидный аналог Йом Кипура. Примеров сходства двух религий можно привести еще множество.

Однако, к разочарованию Мухаммеда, евреи не видели в нем пророка, в их глазах он мог рассчитывать максимум на роль просветителя язычников. Лишь единицы из них приняли ислам. Мухаммед же рассчитывал объединить все племена Аравии под знаменем не только единой веры, но и единой власти. И потому, хотя на словах идея веротерпимости и продолжала звучать, столкновение было неизбежно. В то же время евреи, не уловив духа времени, по-прежнему рассчитывали на союзников-бедуинов и свои крепости.

Объединяя мусульман, Мухаммед призывал их к верности друг другу, а не семье или роду. Это разрушало принципы, на которых строилась жизнь Аравии до ислама. Возможным способом проявления верности новой религии стало убийство врага ислама, причем непременно руками родственника, члена того же клана. Одними из первых жертв жестоких убийств в VII столетии оказались поэты-евреи, писавшие сатирические стихи о Мухаммеде. Жуткое совпадение: в эти дни, в XXI веке, проявлением верности исламу стал расстрел карикатуристов в Париже.

Первой жертвой была Ацмаа, дочь Марвана, поэтесса, бывшая замужем за влиятельным арабом-язычником (видимо, в таком браке не было тогда чего-то невозможного). Ацмаа была женщиной средних лет, матерью шестерых детей. Убил ее человек по имени Амир ибн Ади, родственник ее мужа. Ночью он вошел в дом, забрал у нее младенца, которого женщина кормила грудью, и вонзил ей меч в сердце. Второго убитого поэта звали Абу Афак. Он был столетним старцем, тоже смеялся над пророком ислама в своих стихах и тоже жил среди арабского племени Аус (видимо, вследствие родственных связей). Абу Афака ударил мечом в живот член того же клана по имени Салим ибн Умайр, проникший во двор его дома летней ночью. Имена убийц и все подробности преступлений можно найти в книгах, по которым верующие мусульмане учат биографию Мухаммеда до сего дня. Ведь пророк не осудил эти преступления, а совсем наоборот.

Чем больше арабов принимало ислам, тем меньше евреи могли полагаться на своих бывших союзников. Если даже бедуин, для которого верность родственным связям свята, убивает члена собственного клана, тем более кормящую мать или глубокого старика, на что же тогда можно положиться в этом мире? Когда же евреи (или язычники-арабы) напоминали своим новым врагам о былой дружбе или семейных узах, то слышали в ответ: «Что поделаешь, сердца переменились. Ислам отменил прежние союзы».

Истории об отношениях евреев и Мухаммеда не экзотические исторические анекдоты. Это часть освещенного традицией материала, на котором воспитываются поколения исповедующих ислам. И те, кто ищет диалога с мусульманами, должны понимать, на каком культурном фоне приходится его вести.

И состоявшие в основном из земледельцев и ремесленников, не оставили после себя никаких письменных свидетельств. О конфликте между Мухаммедом и евреями мы узнаем из арабских источников, наиболее важные из которых относятся еще к VII – VIII векам. В их числе «Жизнеописание пророка» Ибн Исхака, «Книга походов» аль-Вакиди, история Медины, написанная ас-Самхуди, а также комментарии к Корану и сборники хадисов (преданий о деяниях пророка).

Итак, Медина, 624 год н. э., или второй год хиджры (то есть второй год после переселения Мухаммеда из Мекки в Медину). Мусульманская вера приобретает все новых приверженцев, система родоплеменных отношений между кочевыми и оседлыми племенами, на которой держалась до сих пор жизнь Аравии, рушится на глазах. А евреи не просто пытаются сохранить старые порядки, но еще и позволяют себе насмехаться над новым лидером. Мусульмане, отстаивая честь своего пророка, убивают нескольких известных евреев - политических лидеров и поэтов: поэзия в аравийском обществе, по большей части неграмотном, была главным способом выражения как религиозных, так и политических идей. Высмеивая Мухаммеда, поэты, безусловно, преследовали цель поднять племена на борьбу против ислама.

Убийство отдельных врагов пророка часто оказывало удивительное воздействие на арабские племена, приводя к массовому принятию новой веры родственниками как убийцы, так и убитого. Однако с евреями Аравии было иначе: те только укреплялись в своем неприятии ислама.

Мухаммед, со своей стороны, тоже понимал, что от евреев поддержки ему не дождаться. Одним из проявлений этого понимания стала демонстративная смена направления молитвы. Если в первые полтора года Мухаммед молился, обратившись лицом к Иерусалиму (в Медине - на север), то теерь мусульмане «повернулись» на 180 градусов и начали молиться на юг, в сторону Мекки.

Вскоре после этого началось поэтапное изгнание из Медины трех больших еврейских племен: Кайнуки, Надира и Курайзы. У этих племен были свои небольшие города, крепости, поля и плантации, торговые связи и военные союзы с арабскими племенами, часто подкрепленные брачными узами. Ничего из этого им не помогло.

Первым было изгнано племя Кайнука. Одного из евреев обвинили в оскорблении чести мусульманской женщины, и евреи племени ушли из Медины, сохранив, однако, всю свою собственность, по крайней мере формально. Затем настал черед племени Надир, на этот раз поводом для столкновения стал денежный конфликт. Дороги Аравии были тогда беспокойными, и на одной из них бедуины убили нескольких мусульман, за что мусульмане в ответ убили нескольких бедуинов. Бедуины сослались на договор и потребовали от мусульман выкупа. Мухаммед обратился к евреям Надира, не имевшим никакого отношения к этим убийствам: раз уж мы с вами союзники, вы должны взять на себя выплату части выкупа. Те со страху сначала согласились, но потом попросили время на раздумья. Тогда, сообщает арабская традиция, в дело вмешался ангел Гавриил, который сообщил Мухаммеду, что еврейские старейшины замышляют скинуть ему на голову мельничный жернов.

Действительно ли старейшины готовили заговор против Мухаммеда, мы не знаем. Зато известно, что Мухаммед потребовал изгнать племя Надир из Медины, конфисковав при этом все еврейское имущество в пользу мусульман (каждой еврейской семье было позволено взять с собой ровно столько, сколько мог унести один верблюд). Племя Надир нашло убежище у единоверцев в Хайбаре, большом еврейском городе к северу от Медины. Впрочем, спустя несколько лет война добралась и до тех мест.

Самой трагической оказалась судьба племени Курайза. Арабские источники сообщают, что это еврейское племя, единственное из оставшихся в Медине, на пятом году хиджры заключило договор о ненападении с мусульманами. Однако в ходе боевых действий между приверженцами ислама и жителями Мекки у Мухаммеда возникло подозрение, что евреи перешли или собираются перейти на сторону врага. Впрочем, даже арабские историки не пишут о враждебных действиях Курайзы, а только об их изменнических намерениях.

Как только угроза со стороны Мекки миновала, войско мусульман отправилось осаждать крепость Курайзы. После нескольких недель осады евреи сдались: по-видимому, они ожидали, что их постигнет участь Кайнуки и Надира, то есть изгнание и потеря имущества. Однако решить судьбу пленных Мухаммед доверил одному из своих военачальников Саиду ибн Муаду. К потрясению самих арабов, вердикт Саида был необычайно суров: всем мужчинам отрубить головы, а женщин и детей продать в рабство мусульманам. В разных источниках рассказывается, что от 600 до 900 мужчин Курайзы были казнены в один день.

Кое-кого из попавших в рабство женщин и детей выкупили в дальнейшем другие евреи, но большинство приняло ислам и растворилось в арабском народе. Многие из детей знали грамоту и в дальнейшем сыграли важную роль в развитии исламской учености.

Так печально закончилась история евреев Медины. Евреи близлежащего города Хайбар были покорены несколькими годами позже, а халифы-наследники Мухаммеда своим указом и вовсе запретили им жить в Аравии. Если верить арабским источникам, евреев на аравийской территории (за исключением Йемена) нет уже тысячу лет. Впрочем, некоторые сохранившиеся свидетельства это утверждение опровергают. Так, еврейский путешественник Биньямин из Туделы, посетивший эти места в XII веке, видел там какие-то еврейские племена. А в XIX веке английский путешественник Чарльз Монтегю Доути рассказывал, что и в его время было в Хайбаре свирепое племя, которое по всем внешним признакам вело мусульманский образ жизни, но на самом деле соблюдало еврейские традиции.

Если взглянуть на судьбу еврейских племен Аравии в контексте истории - и средневековой, и тем более новейшей, - едва ли она покажется чем-либо примечательной. Конфликт интересов, имущественные споры, борьба за власть, в конце - гибель мирных жителей… Множество других завоевателей совершали подобные и гораздо более жестокие поступки, и вряд ли евреи Медины заслуживали бы большего внимания, чем любой другой малый народ, если бы не одна важная подробность.

Когда историки говорят об истреблении индейцев, жестокости крестоносцев или Кавказской войне, то наследники победителей могут начать оправдывать поступки своих предков, а могут и просто пожать плечами, сказав: «Жестокие были времена, хорошо, что кончились». У верующего мусульманина нет такого выбора. Все, что было сделано Мухаммедом и его соратниками, должно в их глазах выглядеть правильным и справедливым. И поэтому мусульманские авторы так усердствуют уже тысячу лет, живописуя предательскую сущность евреев Медины: они хотят показать, что у мусульман не было другого выхода, кроме как изгнать или истребить евреев.

А это уже касается нас непосредственно. Если всех мусульманских детей учить в школе тому, что евреи - это предатели, которые чуть не убили пророка Мухаммеда, сбросив ему жернов на голову, то такие «уроки» не пройдут бесследно. С другой стороны, рассказывая об Ибрагиме (Аврааме), Мусе (Моше), Юсуфе (Йосефе) и других еврейских героях древности, толкователи Корана никогда не укажут на их национальность. И уж точно не станут связывать их с потомками, то есть с современными евреями.

В последние годы часто можно слышать из уст достойных мусульман, включая религиозных и общественных лидеров, слова о необходимости перемен. О том, что надо вырвать ростки террора, которые принесли плоды в виде «Аль-Каиды» и «Исламского государства», угрожающих и самим мусульманам. Но неплохо бы также взглянуть заново на отношения между исламским миром и маленьким еврейским народом. Если бы мусульманские дети и молодежь больше слышали хорошего о евреях - древних, из Танаха, или современных, из Израиля, - и меньше о том, какие «мерзавцы» были евреи Медины, то многое в нашем мире, в том числе в жизни последователей ислама, изменилось бы к лучшему.

Введение

В 7 веке в Аравии, в Мекке и Медине, выступал с пропеведями Мухаммад ибн Абдала (580-632). Проповедник Мухаммад определял себя как божественного посланца, получившего «откровения Верного учения от Единого Бога Аллаха». После смерти Мухаммада его проповеди остались в разрозненных записках. Причем часто их содержание повторялось в разных вариантах.Только где-то к середине века записи проповедей Мухаммада были собраны вместе, и был выбран один вариант каждой проповеди-суры, и все они были включены в одну книгу – Коран, текст которой стал каноническим.

Всего в Коране 114 сур. Каждая сура включает какое-то количество аятов, от 286 в первой до 6 – в последней. Проповеди-суры в Коране не предполагают развития какого-то последовательно излагаемого сюжета. Суры расположены в Коране в последовательности убывания числа аятов в них. Книга Коран содержит много повторов, поскольку проповедник многократно возвращался к избранным темам.

При подготовке данной публикации использовался последний перевод арабского Корана на русский язык, выполненный крупным ученым-востоковедом, арабисткой, профессором Б.Я.Шидфар (1928-1993). Перевод Корана на русский язык с ее комментариями был опубликован после ее смерти (Коран. М., Издательский дом «УММА», 2003, 687 стр.). В случаях обращения в статье к текстам Торы использовался перевод Торы на русский язык, выполненный в Израиле (Пять книг Торы. Йырушалаим, Мосад Арав Кук, 1975).

Танах, Евангелия и Коран

Арабский Коран, появившийся в середине 7 века н.э., есть Священное Писание Ислама, принятое мусульманами мира. Первый и очень важный вопрос, которого целесообразно коснуться, – это вопрос о связи Корана со Священным Писанием Иудаизма, существующим в письменном виде на древнем иврите с 10 века до н.э., когда появилась Тора, и Христианским Священным Писанием, существующим в письменном виде на греческом языке со 2 века н.э. Три монотеистические религии и три священные писания связаны. Христианское Священное Писание связано с Иудейским уже потому, что около 80% всего его текста составляет текст Ветхого завета, как назван включенный в Христианское Писание иудейский Танах. А как обстоит дело с третьей по времени возникновения монотеистической религией, насколько Священное Писание Ислама, представленное в Коране, связано с Иудейским и Хистианским? Для ответа на этот вопрос обратимся к самому Корану, чтобы разобраться какой имеется на него ответ с позиций ислама.

Вот четыре аята суры 112 под названием «Единобожие»: «1.Скажи: «Он – Аллах Единый, 2.Аллах Вечный, Неизменный, 3.Не родившийся и не рожденный, 4.И не был никто Ему равным». Единый и Вечный Бог, говорится в Коране, передал людям через своих посланцев первое и затем второе священные писания. «Иудеи и христиане – люди Писания». «Мы ниспослали Мусе Писание и дали наставления на правую стезю сынам Исраила»(17.2). «Даровали Мы Писание Исе, сыну Марьям»(2.87). «И сказал Иса: «О сыны Исраила, поистине, я Посланец Аллаха к вам, подтверждая Тору, что была ниспослана до меня»(61.6)». Ниспосланное Мусе Писание было «предваряющим», а Коран – Писание, «подтверждающее» предыдущие, «указующее истину».

Священное Писание Ислама вобрало в себя ранее ниспосланные Богом Иудейское и Христианское Писания. В Коране приведены основные сюжеты Танаха и связанные с ними имена: Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моше, Моисей) и его брат Харун (Аарон), Исхак, Исмаил, Якуб (Яаков), Талут (Саул – первый еврейский царь), Дауд (Давид), Сулейман (Соломон), Джалут (Голиаф – воин филистимлян, вызывавший евреев на единоборство и пораженный из пращи 15-летним юношей Давидом), еврейские пророки: Самуил, Узейра (Эзра), Айюб (Иов), Юнус (Иона), Ильяс (Илия) и другие.

В Коране говорится об Исе как посланце, принявшем от Единого Бога Христианское Писание. Однако принципиальное положение христианского канона Кораном не принимается. «Троица» отвергается и Иисус не признается Богом-сыном: «Поистине Аллах – Бог Единый и не может быть у него сына»(4.171). «Проявили неверие те, кто сказали: «Поистине, Аллах – Масих Иса» (5.17). По Корану он, как и Муса и Мухаммад, – посланец Бога. Об Исе говорится в Коране часто и с уважением, как о пророке-посланце. Коран заключает: «Мухаммад лишь посланец, а были до него другие посланцы. Веруйте же в Аллаха и Посланца его» (3.144,179). «О люди Писания (иудеи и христиане –Д.К.), не будет у вас никакой веры, пока не станете вы придерживаться Торы и Евангелия и того, что ниспослано вам от Господа вашего в Коране» (5.68). Но имеются в Коране и аяты, противоречащие процитированному, в частности, о Торе и верующих в Тору. (Об этом речь пойдет ниже)

Итак, как можно понять из Корана, повторение в нем текстов Торы и Евангелия (с упомянутым исключением относительно Исы) – это не предосудительные заимствования, а освещение монотеистической концепции Единого Бога в ее развитии и божественных свершений прежде и на момент послания Корана. Использованные тексты Торы и Евангелия органически входят в Коран.

О «сынах Исраила» и Иерусалиме

В Коране содержится много суждений о евреях и обращений к евреям, «сынам Исраила», весьма разноречивых, но по преимуществу уважительных. В части из них нет и категорического отрицания доктрины избранности евреев: «Дали Мы сынам Исраила Писание, и власть и пророчества… и пред мирами оказали им предпочтение» (45.16). «И помяни о рабах Наших Ибрахиме, Исхаке и Якубе, разумных и сильных верою… Поистине, они у нас среди лучших, избранные» (38.45,47). Среди героев книг Танаха с особым почтением говорится в Коране о праотце Аврааме. Примечательны следующие тексты о нем: «О люди Писания! Зачем спорите вы о Ибрахиме! Ведь ниспосланы Тора и Евангелие уже после него… Не был Ибрахим иудеем, и не был назареем, христианином, а был мусульманином…» (3.65,67). Явно имеются в виду евреи, когда Коран призывает быть «в вере праотца вашего Ибрахима, что назвал вас предавшимися Богу – мусульманами еще до зтого Писания» (22.78).

Много места в Коране отведено сюжетам Торы об исходе евреев из Египта, и много говорится о пророке Моисее и его брате Аароне. «И оказали Мы милость Нашу Мусе и Харуну… И оставили о них добрую славу на века и поколения… Поистине, были они рабами Нашими, разделяющими истинное верование» (37.114,119,122). А царь Давид удостоин в Коране следующих Божественных слов: «О Дауд, поистине, Мы сделали тебя Нашим наместником на Земле…»(38.26).

Упоминается ли в Коране Иерусалим как священный город евреев? Широко известна распространенная в интернете содержательная публикация религиозного философа Натана Лопеса Кардозо. В ней, в частности, говорится, что Иерусалим более 700 раз упоминается в Танахе и ни разу не упоминается в Коране. Приходится сказать, что это – досадная неточность в упомянутой статье Кардозо. В сурах Корана главное внимание приковано к исконной земле арабов – Аравии. Здесь находится Мекка – «мать городов», а в ней – «Священная Мечеть» – главная мусульманская святыня. «Откуда бы ты ни вышел, – требует Коран, – обрати лик свой к Священной Мечети, и где бы вы ни были, обращайтесь к ней при молитве…» (2.150). В Коране не говорится о других территориях Ближнего Востока, где вскоре после появления проповедей, составивших Коран, разразятся исторические сражения с христианами за овладение ими и превращение их в исламские.

А что касается Иерусалима, то одно прямое и косвенные упоминания Иерусалима в Коране имеются. И по существу они не противоречат пониманию исторического статуса Иерусалима как священного города еврейского народа и иудаизма. В суре 17 приведены слова, обращенные к иудеям: «войдут враги ваши в место вашего поклонения – Иерусалим» (17.7). В этой суре говорится об избавлении сынов Исраила от фараона, об уничтожении всех их преследователей и врагов на пути в землю обетования. И после этого такие слова: «Мы сказали сынам Исраила: «Живите в сей земле». И еще один аят, в котором согласно примечанию профессора Шидфар, переводчицы Корана на русский, косвенно упоминается Иерусалим: «И сказали Мы: «Войдите в это поселение…, но входите во врата его склонившись, моля о прощении, и простим Мы вам ваши прегрешения. И дадим Мы добродетельным еще большее воздаяние» (2.58).

В 7 веке, вскоре после появления проповедей, составивших Коран, начались войны арабов с христианами и арабские завоевания, начиная с Ближнего Востока, когда были завоеваны арабами принадлежавшие в то время христианам: Сирия – в 635 году, Иерусалим – в 638 году, Египет – в 640 году. Тогда же был завоеван принадлежавший христианам Магриб, то есть современные Тунис, Алжир и Марокко. В 668 году началась война за Константинополь, длившаяся 5 лет. А в 711 году арабо-христианские войны перебросились в Европу.

И после захвата арабами Иерусалима он не сразу вошел в число городов исламского поклонения. Это произошло на полвека позже, после построения в Иерусалиме в 705-715 годах мечети «Аль-Акса». С тех пор Иерусалим стал третьим по значению городом, после Мекки и Медины, где находятся исламские святыни. Лишь во второй половине 8 века Иерусалим в его арабском названии Аль-Кудс был признан третьим святым городом для исповедующих ислам.

О «неверных»

Выше было уже отмечено, что отношение Корана к «сынам Исраила» разноречиво. И до сих пор в основном упоминались высказывания, уважительные по отношению к евреям. Картина меняется, когда обратишься к местам Корана, где говорится о неверных. Причем здесь обнаруживаются крайне противоречивые положения. С одной стороны, в Коране множество раз говорится о том, что неверные – это язычники, то есть те, кто поклоняется изваяниям, идолам, а не Единому Богу. И это – доминирующий критерий Корана. Но, с другой стороны, в противоречии с этим многократно повторяемым критерием, определение «неверные» использовано в Коране в отношении тех иудеев и христиан, которые не приняли новое писание – Писание Ислама.

«И когда говорят им: «Уверуйте в то, что ниспослал Аллах (в Коране – Д.К.)», отвечают они: «Мы веруем лишь в то, что было нам ранее ниспослано», не веря тому, что после этого, а ведь это – истина, подтверждающая то, во что они веруют. Да проклянет Аллах вас, неверные» (2.89,91). В полном противоречии с определением самого Корана: неверные – язычники, поклоняющиеся изваяниям, в суре 98 Коран говорит: «Поистине, неверные, – люди Писания (евреи и христиане – Д.К.) и язычники, – в пламени геенны во веки веков» (98.6). Процитированные аяты из Корана приобрели зловещее звучание в 7 веке и последующих веках.

И непосредственно о евреях: «О сыны Исраила, вспомните милость Мою, которую Я оказал вам – ведь пред мирами высказал Я вам предпочтение» (2.122). «И дали Мы им ясные доказательства Нашего веления, но стали они противоречить после того, как пришло к ним знание, сея смуту между людьми» (45.17). Продолжающие признавать только Тору названы в Коране «иудействующими»: «О иудействующие, если вы утверждаете, что вы – избранники Божии помимо всех других людей, то пожелайте себе смерти, если правдивы ваши речения» (62.6)