Как написать заявку на грант и отхватить приличные деньги. Как написать грантовый проект - советы лилии атнажевой Как создать проект на грантовый конкурс

Эта статья является логическим продолжение первой части, посвящённой различным аспектам получения гранта. Сегодня мы подробно разберём оставшиеся вопросы: как написать проект для участия в конкурсе на получение гранта, как подготовить сногсшибательную защиту проекта и каким образом эффективно израсходовать грантовые деньги, при этом отчитавшись за каждый потраченный рубль. Итак, начнём.

Как получить грант на реализацию проекта?

Напомню тебе, дорогой друг, что в предыдущей статье мы исходили из плана, используя который, ты сможешь довольно легко заполучить грантовые средства (если, конечно, тобой будет должным образом проработан каждый пункт плана).

План получения гранта

1. Определяемся с проблемой.

2. Ищем потенциальных грантодателей.

3. Изучаем предъявляемые требования.

4. Пишем проект.

5. Готовим защиту.

6. Получаем грант.

7. Делаем отчёт об израсходованных средствах.

Первые 3 пункта плана (определение ключевой проблемы, поиск потенциальных грантодателей, изучение предъявляемых требований для участия в конкурсе на получение гранта) мы довольно подробно рассмотрели в первой части. Настало время уделить особое внимание оставшимся пунктам.
Итак, начнём.

4. Пишем проект.

Проект – это основная работа, которую ты представляешь на суд комиссии, которая распределяет гранты среди участников конкурса. Более подробно о написании проекта я рассказывал вот в этой статье: С чего начать писать проект?

Обязательно почитайте её, т.к. там описаны основные компоненты грамотного проекта. Здесь же я хочу рассказать тебе о тех «фишках», которые помогут тебя победить в конкурсе на получение гранта. Эти «секреты» были «рассекречены» мной и многими другими участниками подобных конкурсов в ходе практической деятельности.

На самом деле, никаких «супер-мега-секретов» нет, однако существуют определённые моменты, на которые стоит обратить самое пристальное внимание.

Секреты написания проекта для получения гранта

1. Досконально изучите проблему, на которой базируется проект .

Хоть поверьте, хоть проверьте, но ты должен ДОСКОНАЛЬНО знать о каждом нюансе, каждом аспекте своего проекта. В список must have (обязательного досконального знания) входят:

— статистика по проблеме;

— заинтересованность целевой группы;

— материальная обеспеченность;

— физическая возможность реализовать проект.

А теперь по-порядку. Что касается статистики по проблеме , то ты должен обязательно знать, сколько человек нуждаются в твоём проекте, кто это вообще (необходимо понимать свою целевую группу, на которую направлен проект) и другие подобные аспекты.

Люди правомерно полагают, что ты являешься экспертом в данной области, раз собрался решать соответствующую проблему. Дак, вот и покажи себя во всей красе, «убей» всех своим знанием проблематики!

Также очень важно заранее узнать заинтересованность целевой группы в проекте. Об этом мы уже немного говорили в первой части. Член комиссии по выдачи гранта может спокойно тебя спросить: «А вы проводили какие-либо социологические исследования с целью выявления заинтересованности в вашей идеи?»

Ты, естественно, должен говорить, что да, проводил. Лучше на самом деле провести хотя бы небольшое исследование, чтобы быть уверенным в том, что игра стоит свеч, что потраченные усилия не пропадут даром.

Кроме того, очень часто, анализируя проект участников конкурса, члены комиссии спрашивают про материальную обеспеченность проекта. Ведь, практически всегда деньги выдаются при том условии, что у вас:

а) уже есть какое-либо помещение и необходимое оборудование для работы;

б) прописано в смете проекта соответствующая статья на расходы, связанные как раз-таки с материальной базой.

Если ничего этого у тебя в проекте не отражено, то вряд ли тебе дадут грант. Некоторые из членов комиссии могут даже пошутить примерно так: «А на что вы рассчитываете? Мы дадим вам деньги, а осваивать вы их будете в чистом поле?»

Поэтому, в любом проекте (некоммерческом, и, особенно, в коммерческом), во-первых, делайте смету (она обязательна!), а, во-вторых, не забывайте оговаривать момент с обеспеченностью материальной базой.

Что касается физической возможности реализовать проект, то тут примерно такая же ситуация, что и с материальной базой. Ты можешь замахнуться на грандиозный проект, который самостоятельно реализовать не сможешь. Поэтому соотноси свои силы и возможности с устремлениями сделать этот мир лучше. Начни с малого, а там уже видно будет !

2. Будь готов разъяснить любой момент в своём проекте.

Практически каждый раз у членов комиссии появляются вопросы, которые, с твоей точки зрения, практически на прямую не касаются проекта, однако которые с упорством осла задают эксперты. Человеку из комиссии может быть не понятна какая-нибудь цифра в расчётах сметы или какой-нибудь специфический термин, или ещё что-нибудь.

По сути, этот пункт является логическим продолжением предыдущего. Однако, к нему также следует относиться с повышенным вниманием.

Обычно, когда проект пишешь сам, то ты его знаешь действительно досконально, так, что особых проблем ответить на коварные вопросы по проекту не составляет труда. Однако, когда проект пишется группой людей, то часть проекта ты можешь знать отлично, а другую часть – так себе, ввиду того, что ты её не писал.

В связи с этим, сколько бы человек не писало проект, каждый член команды должен знать все части проекта на зубок, так, чтобы, даже, если ночью разбудят, то человек должен ответить на все вопросы.

Конечно, не всегда бывают такие проблемы, иногда всё проходит легко и просто. Однако я тебе даю рецепт на любой случай жизни, чтобы ты был готов к любым «перегрузкам» со стороны членов комиссии, принимающей решение по поводу выдачи гранта.

3. Если есть возможность, узнайте заранее, кто будет сидеть в комиссии.

Большим преимуществом для тебя, дорогой друг, будет информация о том, кто будет сидеть в комиссии. Причём, получить данные сведения вполне возможно. Наверняка твой проект, который ты пишешь на грант, будет курировать какой-то наставник (например, преподаватель в вузе, или работник местной городской администрации).

Твой ментор, в силу своей профессиональной деятельности, скорее всего, уже неоднократно посещал подобные конкурсы. В связи с этим он наверняка знает (или даже знаком лично) с членами конкурсной комиссии.

В связи с чем поинтересуйтесь у своего наставника подобной информацией. Чем эта информация будет для тебя полезной? Всё дело в том, что каждый член комиссии, скорее всего, помимо своих обязанностей в качестве участника комиссионной группы, также, в остальное рабочее время работает по своим прямым обязанностям.

Обычно в подобные конкурсные комиссии входят представители или различных комитетов (если это государственный конкурс, соответственно, выделяемые средства идут из бюджета), или работники какого-либо отдела (если это грант какой-либо организации). У каждого члена комиссии есть свои профессиональные интересы, свои пристрастия в чём-то.

Например, если до тебя дойдёт информация, что председатель конкурсной комиссии также является членом организации по защите животных или просто спонсирует подобные организации, а твой проект хотя бы каким-то боком подходит под тему животных, то было бы неплохо, если бы ты сделал акцент на том, что твой проект позволит уберечь животных от… Тут уж сам придумывай .

Твоя основная задача – найти такую информацию о члене конкурсной комиссии, которая позволит тебе её использовать для выигрыша гранта. Только не стоит выяснять какие-то личные моменты жизни членов комиссии – шантажом заниматься не стоит – это не наш метод:).

Конечно есть и другие «фишки», которые также способствуют увеличению вероятности получения гранта, однако я рассказал тебе о наиболее эффективных. Как говорится, только бери и получай результат!

5. Готовим защиту.

После того как ты напишешь проект, следующим шагом будет подготовка речи для его защиты. Тут всё стандартно: можно распечатать речь на листах А4 и читать соответственно с них, однако лучше распечатать речь, запомнить основные моменты и в форме импровизации рассказывать про свой проект, лишь иногда подсматривая в текст выступления. Такая защита лучше воспринимается на слух, что, в конечном счёте, благоприятнее сказывается на конкурсной комиссии.

Если всё-таки ты боишься рассказывать про свой проект «без бумажки», тогда тебе необходимо знать определённые стандарты на размер текста. Максимальная длина текста защиты примерно равняется 3 листам А4 при межстрочном интервале в 1.5, 14 кеглем (размером) шрифта Times New Roman.

Сократи текст. По большому-пребольшому секрету скажу, что во время выступления часто случаются непредвиденные истории, которые «съедают» твоё время (может фотограф отвлечь своими вспышками, может кто-нибудь зайти и извиниться, что помешал и т.д.).

Поэтому, мой тебе совет – делай текст защиты минимальным. Оставь только самое основное. Что обязательно должно быть отражено в защите? Было бы очень хорошо, если бы при защите ты упомянёшь о целях и задачах проекта, целевой группе, сроках реализации проекта, смете проекта, участниках проекта.

Также сделай презентацию для своей защиты. Её можно использовать в качестве подсказки при выступлении, если ты всё-таки будешь выступать «без бумажки». Опираясь на слайды, можно вполне рассказать о своём детище, если конечно ты досконально знаешь все нюансы проекта (см. выше).

Итак, подытожим. Для грамотной защиты тебе необходимо составить речь защиты + сделать презентацию. Во время защиты лучше всего рассказывать про свой проект, нежели зачитывать текст с листа.

6. Получаем грант.

Ура! Ты выиграл гран, поздравляю! Ещё как выиграешь, раз прочитал эти статьи, со всеми хитростями и секретами:). Однако, пока рано радоваться. Нужно ещё эти самые средства получить.

Сегодня, практически все грантовые деньги перечисляют на расчётный счёт в банке. Поэтому, если ты являешься представителем какой-либо организации, то не забудь правильно указать все банковские реквизиты.

Если же ты являешься просто физическим лицом, то тут ситуация немного другая. Просто так, наличные в руки тебе никто не даст. Поэтому для того, чтобы получить грант, тебе, либо придётся создать свою организацию, либо на время «примкнуть» к какой-либо организации. Все эти моменты оговариваются ещё на предварительном этапе, поэтому будь очень внимателен, когда читаешь условия получения грантовой помощи.

Согласись, будет не очень приятная ситуация, когда ты выиграешь грант, а в итоге деньги не получишь из-за своей непредусмотрительности. Не стоит заставлять деньги «повисать в воздухе». Всё должно быть чётко: выиграл грант – получил деньги.

7. Делаем отчёт об израсходованных средствах.

После того как ты получишь грантовые средства на расчётный счёт, настанет время для реализации проекта. Что тут необходимо учитывать? Прежде всего – сохраняй все чеки . Они тебе очень пригодятся, когда ты, или член твоей команды будешь составлять отчёт о потраченных деньгах.

В какой форме следует делать отчёт? Тут опять же всё зависит от грантодателя. Все эти вопросы обычно также прописаны в условиях конкурса на получение гранта. Твоя задача – внимательно, внимательно, внимательно читать условия.

Кроме этого возьми себе за правило записывать каждую операцию сразу же после её совершения . Например, купил необходимый реквизит – записал, заключил договор аренды – записал и т.д. Вообще-то это является одним из основных правил бухгалтерского учёта, однако часто реализацией проекта занимаются люди, которые далеки от бухгалтерского дела.

Поэтому возьми себе на заметку это правило, поверь, применяя его в практической деятельности, ты сильно сэкономишь свои время и нервы.

Вывод : В данной серии статьей я рассказал тебе о том, как получить грант на реализацию своего проекта.

Главные инсайды (ключевые моменты), которые ты должен для себя уяснить:

— пиши проект на актуальную тему;

— строго следуй условиям конкурса на получение гранта;

— узнай как можно больше информации о членах конкурсной комиссии (интересы, увлечения, общественная деятельность);

— составляй корректный отчёт и используй средства по целевому назначению.

Надеюсь, эти советы помогут тебе реализовать не один проект и получить множество грантовой поддержки от различных фондов, благотворительных организаций и других грантодателей. Желаю тебе успеха в получении гранта!

Теперь ты знаешь о том, как получить грант .

С уважением, команда сайта сайт

В первой части данной серии статей я пообещал тебе рассказать о нюансах получения гранта для коммерческих проектов. Вместо информации в виде текста я советую тебе посмотреть это видео. Здесь подробно рассказывается о всех моментах получения гранта для старта своего бизнеса.

Президентский грант выделяется некоммерческим организациям, которые участвуют в развитии институтов гражданского общества, реализуют в первую очередь социально значимые проекты.

Заявка на президентский грант

1. О проекте

1. Грантовое направление, которому преимущественно соответствует планируемая деятельность по проекту: социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан

1.1. Тематика грантового направления, которому преимущественно соответствует планируемая деятельность по проекту:
деятельность, направленная на приобретение людьми старшего поколения, людьми с ограниченными возможностями здоровья навыков, соответствующих современному уровню технологического развития и социальным изменениям

2. Название проекта, на реализацию которого запрашивается президентский грант: Современные технологии управления здоровьем для пожилых

3. Краткое описание проекта (деятельности в рамках проекта):

Проект направлен на тиражирование успешно апробированного проекта «Компьютерная кардиошкола 50+», поддержанного Комитетом общественных связей г. Москвы в 2015 году, с распространением положительного опыта в регионах. Основная идея проекта заключается в объединении компьютерной грамотности со здоровьесбережением и наполнение ее новым содержанием. В проекте реализована деятельность, направленная на приобретение людьми старшего поколения навыков, соответствующих современным технологиям.

Если Ваша организация планирует участвовать в конкурсе Фонда Президентских грантов или уже участвует в нем, то мы готовы сделать для Вас прогноз оценок по баллам совершенно бесплатно. Экспертиза производится сертифицированными специалистами по социальному проектированию.

В каждом регионе имеется партнерская некоммерческая организация, которая дала согласие на участие в проекте, выполняет роль головной организации в регионе и назначила куратора, вошедшего в команду проекта. С помощью куратора региона будет организована учебная группа из 16 волонтеров, ответственно относящихся к здоровью, включая учащихся медицинских колледжей и училищ. Для них будет проведен двухдневный стартовый семинар по использованию приборов самоконтроля показателей здоровья, а сами приборы переданы во временное пользование. Будет подготовлено в качестве операторов тестирования не менее 8 человек и не менее 8 руководителей команд здоровья.

Возможно совмещение компетенций оператора с компетенциями руководителя команд.

Затем в каждом регионе проводится акция по выявлению отклонений в показателях здоровья с охватом не менее 150 человек. К тем участникам, которые самостоятельно зарегистрировались на сайте проекта, будут добавлены участники акций, изъявившие желание участвовать в проекте. Преимуществом будут пользоваться те, кто уже прошел обучение по компьютерной грамотности. Хотя возможно совмещение занятий на компьютере с участием в проекте. Всего будет создано не менее 8 команд по 9 участников.

Руководителем команды здоровья станет волонтер-консультант, прошедший обучение на стартовом семинаре. Охват по каждому региону 72 человека с отклонениями показателей здоровья или с уже установленными диагнозами и назначенным лечением. Для команд здоровья будет проведено 9 занятий по ЗОЖ и 9 вебинаров по стрессоустойчивости и эмоциональному интеллекту. Проведение оздоровительных занятий будет способствовать формированию и развитию толерантной среды общения для людей старшего возраста. На каждом занятии будет проводиться самоконтроль показателей здоровья под наблюдением оператора по тестированию. На занятиях и вебинарах будут даны рекомендации по составлению индивидуального плана по оздоровлению, чему также будет способствовать выполнение еженедельных творческих заданий.

На заключительной стратегической сессии в каждом регионе будут определены составляющие долгосрочного управления здоровьем и пути дальнейшего развития проекта, проведен смотр-конкурс индивидуальных планов здоровья.

Основными результатами проекта станут: оказание социально значимых услуг по мониторингу состояния организма, освоение навыков самоконтроля показателей здоровья, разработка индивидуальных планов здоровья, гармонизация отношений с окружающими.

4. География проекта:

Выбор регионов определяется наличием партнерских организаций, поступившими заявками на участие в проекте и наличием необходимого количества благополучателей.

5. Дата начала реализации проекта: 01.09.2018

6. Дата окончания реализации проекта: 31.05.2019

7. Обоснование социальной значимости проекта на президентский грант:

В 2013 году на занятиях по компьютерной грамотности для пожилых наша организация провела анкетирование слушателей и оказалось, что вопросов по здоровью у них гораздо больше, чем по компьютерам. Примерно 80% ответили, что хотят научиться , а 20% не поверили, что это возможно.

К тому времени уже было большое количество приборов и устройств (гаджетов), которые сертифицированы для домашнего применения и позволяют контролировать различные показатели здоровья. А теперь появились носимые гаджеты. Примерами являются электронные термометры, тонометры, глюкометры (анализаторы крови), электронные весы (анализаторы состава тела), которые сейчас имеются практически в каждой семье. На очереди массового применения пульсометры, кардиометры и стрессометры. Особенностью этих приборов является то, что они присоединяются к компьютеру, планшету или смартфону. Это позволяет передавать по сети и обрабатывать накопленные данные.

Другая важная особенность заключается в том, что эти устройства дают возможность проводить мониторинг показателей здоровья, что очень важно для пожилых людей, которые имеют целый спектр установленных диагнозов и они уже проходят лечение. Мониторинг показывает насколько улучшаются показатели здоровья при данном лечебном воздействии, а также позволяют отследить эффективность любых оздоровительных процедур (например, скандинавская ходьба, фитнес, йога) и динамику состояния здоровья.

Третья отличительная черта состоит в том, что приборы чувствительны к пограничному состоянию между нормой и патологией, что позволяет эффективно использовать их для профилактики. Приборы дают ответ на очень важный вопрос о том, какие профилактические мероприятия и когда необходимо провести для повышения уровня здоровья и предотвращения заболеваний.

В проекте основное внимание будет уделено повышению стрессоустойчивости участников.

Средства объективного контроля уровня стресса, как с помощью бальных оценок, так и в виде количественных показателей, упрощают выявление стресса у детей и взрослых. Т.к. отпадает необходимость в опросах и тестах, которые часто дают субъективные результаты.

Проблема заключается в том, чтобы все эти средства сделать доступными для пожилых граждан и научить их ими пользоваться.

Научиться пользоваться электронным термометром или тонометром можно без особых усилий. А применение глюкометров успешно изучается в «школах диабета». Что касается более сложных устройств типа пульсометра, кардиометра и стрессометра, то здесь требуются компьютерные навыки и обучение может быть с успехом объединено с занятиями по компьютерной грамотности.

8. Целевые группы проекта:

  1. Пенсионеры
  2. Лица, ответственно относящиеся к здоровью
  3. Лица с отклонениями показателей здоровья
  4. Молодежь и студенты

9. Цели проекта:

Цель №1: Организация и сопровождение практики здоровьесберегающей деятельности в заинтересованных
НКО.

10. Задачи проекта:

Задача №1:
Сформировать в каждом регионе учебные группы по изучению приборов самоконтроля показателей здоровья и провести стартовый семинар с передачей оборудования во временное пользование.

Задача №2:
Сформировать в каждом регионе команды здоровья для командного взаимодействия внутри организации по вопросам здоровьесбережения, мониторинга состояния здоровья и проведения занятий по индивидуальным планам сохранения и укрепления здоровья

Задача №3:
Провести в каждом регионе занятия для команд здоровья и обучающие вебинары по эмоциональному интеллекту и психоэмоциональной устойчивости, как основы ЗОЖ и эмоционального здоровья

Задача №4:
Провести в каждом регионе заключительную стратегическую сессию с подведением итогов, проведением конкурса индивидуальных планов здоровья и определением пути дальнейшего развития проекта.

11. Партнёры проекта на президентский грант:
Автономная некоммерческая организация «Межрегиональный центр социальных технологий «Виктория»: поддержка организационная

Тульская областная общественная организация «Центр содействия развитию местного самоуправления»: поддержка организационная

13. Количественные результаты:

количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта: 450
количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения: 54
количество человек, которым оказаны услуги в сфере социального обслуживания: 270
количество некоммерческих неправительственных организаций, получивших поддержку: 2

14. Качественные результаты:

  1. Построение командного взаимодействия внутри организации по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
  2. Мониторинг индивидуального здоровья участников (систематические динамические наблюдения и оценка статуса).
  3. Персональные рекомендации по здоровьесбережению с учетом системных показателей здоровья.
  4. Освоение навыков самоконтроля показателей здоровья
  5. Разработка индивидуальных планов здоровья
  6. Гармонизация отношений с окружающими
  7. Успешное выполнение текущих заданий по эмоциональному интеллекту и стрессоустойчивости.

Будут способствовать: избавлению от тревожности, страхов, стрессов, обретению уверенности в своих силах, восстановлению работы органов и систем на различном уровне, увеличению жизненных сил, нацеленности на дальнейшую творческую самореализацию участников проекта.

Качественные результаты будут оценены путем входного и выходного анкетирования. А также путем автоматического построения диаграмм показателей здоровья с помощью приборов самоконтроля и проведения конкурса программ.

15. Дальнейшее развитие проекта:

Приобретенные на средства гранта 3 прибора и собственные средства будут использованы для оказания социально значимых услуг благополучателям в других регионах.

Установлено, что командное освоение новых технологий здоровья воздействует энергией эмоций группы занимающихся на организм отдельной личности и ее эмоциональное и психофизиологическое состояние. Такое воздействин способствует перестройке адаптационных механизмов данного индивидуума и повышения уровня защитных функций его организма. Это является хорошей базой для создания устойчивого сообщества людей, относящихся ответственно к своему здоровью.

Уже создана для этого сообщества виртуальная площадка (сайт http://faktor-2.ru ) в Интернете, где у каждого участника проекта имеется свой личный кабинет. На сайте предусматривается создание групп по интересам и взаимодействие между этими группами.

Другим направлением развития проекта может стать разработка стандарта по мониторингу состояния здоровья для поставщиков социальных услуг и НКО, оказывающих социальные услуги. Этот стандарт может быть разработан по действующим рекомендациям и согласован с существующим в некоторых регионах под названием: систематическое наблюдение за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья.

16. Источники ресурсного обеспечения проекта в дальнейшем:

В дальнейшем проект будет развиваться в регионах-участниках за счет собственных средств организаций и средств сообщества.

17. Видео о проекте

Кроме указанных пунктов (все эти пункты подробно рассматриваются на вебинаре) в президентский грант входят:

  • Сведения о руководителе проекта и краткое описание тех проектов, в которых он участвовал.
  • Подробные сведения о всех членах команды и опыте их работы.
  • Подробные сведения об организации-заявителе.
  • Календарный план.

Предоставляем письма на информационную поддержку проектов.

С НКО, особенно с теми, кто реализует гранты, мы можем заключить соглашение. В этом соглашении мы оцениваем стоимость предоставляемых бесплатно услуг. Эту стоимость Вы можете включить в бюджет своего проекта, как привлеченные средства партнера. Это повышает Ваш собственный вклад в проект. Точно также, как Вы включаете труд добровольцев.

Пишите на [email protected]

Приглашаем на . Вебинары являются базой, которая поможет разобраться в огромной потоке информации, посвященной эмоциональному интеллекту.

Сложно представить себе развитие эмоциональной устойчивости без знаний о собственной эмоциональности. Необходимо понимание и идентификации своих эмоций и эмоций других людей. Гамма чувств и эмоций очень велика, а мы зачастую умеем осознать и использовать не больше 10-ти.

(Посетители 25 287 за все время, 3 визитов сегодня)

Поделитесь с друзьями

Составление заявки на грант

методическое пособие
для некоммерческих организаций

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
"СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР"
Ставрополь, 2000

СОСТАВЛЕНИЕ ЗАЯВКИ НА ГРАНТ

Глава 1. Что такое заявка на грант

Определение:
"Заявка на грант - это документ, который описывает план для достижения некоторого набора целей и задач в течение определенного промежутка времени в соответствии с требованиями грантодателя".

Говоря простыми словами, заявка на грант - это просьба / предложение о денежной поддержке какого-либо вида деятельности, направленного на достижение установленных целей, выполнение ряда мероприятий и задач, ведущих к определенному результату. Такие результаты могут быть описаны как конечный продукт того или иного рода, предоставленные услуги, льготы и т.д.

Типы грантов: Реализация проектов и программ Проведение мероприятий (конференций, симпозиумов и т.д.) Поездки, стажировки, обмены Профессиональное развитие Стипендии, пособия, премии Публикации Издательская деятельность Исследования, научные разработки, "Первый грант" Образовательная деятельность и т.д.

Для составления заявки лучше формировать команду. Если писать заявку будут 3 профессионала одного уровня и профиля, то они рискуют "утонуть" в идеях и их обсуждении. Нужны люди, талантливые в разных областях: "генератор" идей, человек, умеющий выстроить идею в виде рабочего плана и предусмотреть все детали и мелочи и человек, умеющий писать, т.е. изложить все это в форме заявки.

Основная идея проекта (в заявке - аннотации проекта)

кто
организация - цель деятельности, опыт, знания, ресурсы.

для кого
благополучатели - люди, жизнь которых улучшится в результате реализации проекта.

почему
проблемы благополучателей или внешние, препятствующие/тормозящие/оказывающие негативное воздействие

что хочет сделать
конкретные шаги по решению проблем

как
описание способов/методов решения проблем

что произойдет в результате
конкретные показатели того, что в результате решения проблем жизнь благополучателей улучшилась

сколько денег / ресурсов для это необходимо

Формулировка основной идеи является: отправной точкой каждой заявки на грант; самым дорогим элементом заявки; фундаментом, на котором строится весь проект; каркасом для описания задач и обоснования бюджета; краткой формулировкой того, что Вы предлагаете для решения поставленных задач и удовлетворения потребностей организации.

Для подготовки понятной, солидной и имеющей лучшие шансы на успех заявки на грант решающее значение имеет наличие в ней ясно сформулированной цели проекта и конкретных задач, которые предстоит решить для ее достижения. Заявка должна быть четко сформулированной, ясной, конкретной и логичной с первой до последней страницы.

Есть 2 варианта логики составления проекта:

1 вариант 2 вариант
Целевая группа Цель
Проблема Воздействие (задачи)
Цель Непосредственные результаты
Задачи Проблема
Методы Деятельность (методы)
Ожидаемые результаты Целевая группа

Пример:

Идея:
"Мы хотим обеспечить пожилых людей горячим питанием"

кто - организация, ее опыт, ресурсы

для кого - лица в возрасте 80 лет и старше и больные, которым врач прописал домашний режим. (территориально - 1-2 микрорайона или жители всего города)

как - 1 раз в день горячее питание будет привозить сотрудник /доброволец организации

что произойдет в результате - % людей, регулярно получающих горячее питание.

Мониторинг и оценка
Кто и как будет контролировать своевременность доставки горячего питания, обеспечивать обратную связь с благополучателями, как эта информация будет обрабатываться, анализироваться, как будет оцениваться деятельность по проекту.

Цель - улучшение здоровья пожилых людей в возрасте 80 лет и старше и больных, соблюдающих домашний режим.

Каждый проект - серия гипотез. При разработке проекта организация предполагает, что в результате определенных действий произойдет то или иное изменение. Весь проект должен быть построен на причинно-следственной связи: если сделать это, то произойдет следующее и приведет к определенному результату т.д.

Проблема
(решена полностью или частично,
вследствие чего изменилась ситуация и улучшилось положение благополучателей)

Цель
(Направлена на решение проблемы)

Окончательные результаты
(запланированные и незапланированные,
которые явились следствием выполнения мероприятий)

Воздействие
(которое произошло вследствие решения задач проекта и привело к определенным изменениям ситуации и состояния целевой группы, на решение проблем которой направлен проект)

Промежуточные результаты
(запланированные и незапланированные)

Промежуточные результаты

Деятельность
(мероприятия, действия, направленные на получение результата и выполнение задач)
внутренние факторы - внешние факторы
при планировании деятельности необходимо учитывать внешние факторы - условия, которые находятся вне контроля исполнителя и которые могут оказать влияние на осуществление мероприятий, способствующих выполнению задач и получению результатов

Ресурсы
Средства организации, партнеров и грантодателя,
необходимые для проведения мероприятий по проекту

На протяжении всего проекта организация:
ставит задачи в форме ожидаемых результатов
определяет пути оценки того, были ли получены эти результаты
постоянно сопоставляет фактическую работу с результатами
вносит корректировку, если данные показывают, что не удается достичь ожидаемого результата.

Из чего состоит заявка:
Титульный лист
Аннотация
Презентация организации
Постановка проблемы / обоснование необходимости проекта
Цель
Задачи
Методы
Рабочий план
Ожидаемые результаты
Мониторинг и оценка
Дальнейшее финансирование / развитие проекта
Эффект проекта в долгосрочной перспективе
Бюджет
Комментарии к бюджету
Приложения

Заявка на грант - тщательно подготовленный документ, в котором:
1. Излагаются потребности людей и предлагаются решения серьезных общественных проблем.
2. В деталях описаны причины, по которым организации нужна финансовая поддержка.
3. Описаны проблема, цель, уникальные методы, которыми организация стремится решить проблему лучше, чем кто-либо другой.
4. Есть детальный план реализации данной деятельности.
5. Бюджет представляет собой не просьбу организации о денежной поддержке, а подробное разъяснение расходов, необходимых организации для выполнения проекта.
6. Документация, письма поддержки и приложения подтверждают кредитоспособность и надежность организации.

Глава 2. Заявка. Раздел за разделом
Большинство организаций - грантодателей требуют предоставления заявки по образцу. У каждого фонда есть разработанная структура заявки на грант, ограничения по объему каждого раздела, перечень документов и количество экземпляров, которые предоставляются в виде приложений. Независимо от формы и стандартного образца, в заявке, как правило, присутствуют следующие основные разделы:

Титульный лист (1 страница)
Хорошо составленная заявка начинается с титульного листа. Титульный лист содержит основную информацию об организации - исполнителе и проекте. Очень важно, чтобы вся информация поместилась на 1 странице.

Название программы, на которую подается заявка
(если организация подает заявку в определенную программу, например, "Гражданское общество", "Право", "Горячие точки", "Здоровье населения России").

Организация-заявитель
Название организации, подающей заявку, юридический адрес, фактический адрес, телефон, факс, электронная почта, банковские реквизиты.

Если реализация проекта предполагается двумя или более организациями, то в титульном листе необходимо отразить сведения обо всех организациях- участниках проекта.

Название проекта
Должно быть кратким, отражающим суть предполагаемой деятельности и привлекающим внимание. В скобках можно дать пояснение, например, "Защитим их права" (предоставление бесплатных юридических услуг вынужденным переселенцам).

Руководитель организации

Руководитель проекта
Ф.И.О., должность, адрес, телефон, факс, электронная почта.

Бухгалтер проекта
Ф.И.О., должность, адрес, телефон, факс, электронная почта.

География проекта
Край/ город/ микрорайон города и т.д.

Сроки реализации проекта
Обязательно указать продолжительность и сроки
(например, 6 месяцев (01.01.2000 - 01.06.2000).

Полная стоимость проекта, запрашиваемая сумма, вклад организации
Полная стоимость проекта складывается из запрашиваемой суммы и имеющейся суммы (собственный вклад организации или средства, привлеченные из других источников).

Сведения о получаемых ранее грантах
Название фонда, номер гранта, название проекта.

Аннотация проекта
Важнейший элемент заявки - концентрированное изложение всего проекта. Большинство рецензентов вначале читают лишь аннотацию, к ней же обращаются при рассмотрении заявки и в том случае, если возникают спорные вопросы и сомнения во время обсуждения. Аннотация должна быть предельно ясной, сжатой, конкретной и выразительной.

Составные части аннотации проекта:
Название проекта.
Информация об организации.
Постановка проблемы.
Цель проекта.
Задачи проекта.
Методы.
Ожидаемые результаты.
Мониторинг и оценка.
География проекта.
Сроки реализации проекта.
Полная стоимость проекта, запрашиваемая сумма, вклад организации.

В аннотации следует показать уникальность проекта. Если это пилотный проект, то необходимо написать, как организация будет тиражировать созданную модель или приобретенный опыт. Здесь же можно подчеркнуть такие положительные моменты реализации проекта как увеличение членства, расширение географии деятельности организации и числа услуг (если это планируется).

В аннотации повторяются все части заявки (несколько предложений на каждую часть).

Презентация организации
Основная информация для этого раздела:
Дата регистрации.
Краткое описание организации, ее цели, задач, направлений деятельности и планов на ближайшие два года.
Информация о достижениях и успехах организации, реализованных проектах (названия проектов, даты, цифры и т.д).
Ресурсы организации (материальные, человеческие).
Опыт работы, достижения и наличие специалистов в области, на которую направлен проект.
Взаимодействие с другими организациями и структурами, занимающимися решением проблемы, на которую направлен проект.
Опыт сотрудничества с органами власти.
Опыт работы по грантам.

Учитывая ограничения по объему предоставляемой информации, в данном разделе следует перечислить все то, что имеет отношение к теме проекта и предполагаемым видам деятельности. У сильных и больших организаций, как правило, есть много направлений деятельности, проектов и программ. В заявку включайте только те, которые связаны с решением проблемы, на которую направлен проект. Если у организации есть достижения в других областях, и Вы считаете, что они могли бы стать весомым аргументом для экспертов в пользу организации, сделайте на них ссылку и саму информацию включите в заявку в виде приложения.

При описании организации очень важно уметь подчеркнуть ее сильные стороны: у одной НКО это опыт работы, большое количество членов, у другой - регион деятельности, добровольцы методические наработки, и т.д. Большим плюсом для организации является опыт работы по грантам и контакты с органами власти, последнее для доноров является свидетельством признания организации в местном сообществе.

Главное в данном разделе - это показать организацию с точки зрения опыта работы в области, заявленной в проекте, и способности реализовать проект подобного рода.

Постановка проблемы
Самый важный раздел заявки. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект и ее анализ. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы - это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Покажите причины этого негативного явления и его последствия.

Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Организация должна продемонстрировать хорошее знание проблем и причин их возникновения (политические, законодательство, недостаточный объем услуг). Анализ этих факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации, например, данные Статистического управления, Миграционной службы, социологического опроса и т.д.). В хорошо составленной заявке обязательно присутствуют исходные данные - индикаторы, т.е. количественные и качественные показатели, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.

Анализ проблемы должен быть убедительным: четко сформулирован, хорошо аргументирован и подкреплен информацией, статистикой, экспертной оценкой.

Организация должна показать актуальность проблемы для местного сообщества и региона, какие организации и структуры занимаются ее решением и собственный опыт работы. Если организация не единственная, которая работает в данной области, то важно объяснить, в чем заключается уникальность ее деятельности по сравнению с другими, не будет ли проект дублировать деятельность другой, возможно, более сильной, известной или успешной организации и почему именно этот проект будет способствовать более эффективному решению проблемы. Положительным моментом является опыт работы организации с другими некоммерческими организациями или структурами, которые призваны заниматься решением данной проблемы, и привлечение их к реализации проекта.

Опишите, предпринимались ли организацией попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались. Обязательно указать, как проект соотносится с деятельностью организации, ее миссией и задачами.

Именно в этом разделе нужно описать категорию благополучателей - целевую группу, на которую направлена деятельность по проекту и жизнь которых каким-либо образом улучшится в результате реализации проекта. Организация должна показать знание их проблем и наличие специалистов, которые будут работать с этой целевой группой.

В этом разделе Вы должны ответить на два вопроса: почему этот проект необходим, и какие проблемы он будет решать.

Цель проекта
Цель - общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель должна быть реалистичной и соотносится с проблемой, задачами, видами деятельности и бюджетом проекта. Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, т.е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть реальной. Не включайте цели, воздействие от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.

Фактически цель - уникальное решение проблемы организацией, обладающей необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по устранению негативного явления или его причин.

На протяжении всего периода оценки проекта эксперты обращаются к цели проекта и проект в целом, и все его составные части рассматривают с точки зрения соответствия цели.

При формулировании цели обратите внимание на то, чтобы она соответствовала цели конкурса и миссии организации и была направлена на решение проблемы.

Задачи, которые предполагается решить для достижения поставленных целей
Задачи - конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. С точки зрения оформления текста заявки, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях в ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и быть необходимыми и достаточными для достижения цели проекта.

Задачи могут быть нескольких типов: направленные на клиентов, касающиеся организации, региона, экономические, социальные политические и т.д.

Признаки хороших задач:
являются логическим следствием проблемы;
напрямую связаны с деятельностью по проекту и направлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинно-следственная связь);
сформулированы четко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;
представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе реализации проекта. Когда задача формулируется как результат, то она определяет конечный итог определенной деятельности: … кол-во детей пройдет иммунизацию / провести иммунизацию … детей. Задачи должны быть реалистичными. Подумайте, возможно ли решение поставленных задач в указанные сроки, выполнимы ли поставленные задачи заявленными ресурсами (материальными и нематериальными). Например, задача снижения уровня потребления наркотиков несовершеннолетними на 50% в 10 средних школах в течение 1года нереалистична.

Сформулировать задачи означает выразить способы и пути выполнения программы в терминах того, что предполагается совершить.

Методы реализации проекта
Один из самых объемных и подробных разделов заявки. Описание того, каким образом будет осуществляться проект. Обычно, это самая длинная часть заявки. Ей эксперты уделяют больше всего внимания, поскольку именно она дает представление о том, как организация планирует достичь цели проекта и позволяет оценить реалистичность бюджета (обоснованность затрат на определенные виды деятельности). В данном разделе описываются стратегия и методы достижения поставленных целей, а также механизм реализации проекта. Организация должна ответить на вопросы: каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их реализацию, какие ресурсы будут использованы. Самое главное - чтобы у эксперта не возникло никаких вопросов. Все виды деятельности, перечисляемые в методах, в большинстве случаев, довольно стандартны: оказание консультаций, проведение семинаров, круглых столов, выпуск бюллетеней, проведение конференций и т.д., поэтому единственный ключ к успеху данного раздела - детали. Если речь идет об обучении, то кто будет вести занятия (соответствует ли профессиональный и образовательный уровень этого человека заявленной теме), как Вы планируете оценить качество обучения, предусмотрены ли раздаточные материалы, кто будет участниками семинаров, как они будут использовать полученные знания на практике и каким образом от этого изменится положение благополучателей?

Первое, на что обращают внимание эксперты - предполагается ли в заявке просто продлить действие существующих программ или в ней предусмотрено введение новых эффективных механизмов решения проблемы, географическое или тематическое расширение деятельности, числа благополучателей, услуг и т.д. Данный раздел идеален для описания нововведений и творческих путей выполнения деятельности. Это может стать "изюминкой проекта". Но, в то же время, все они должны быть оправданы, обоснованы и хорошо аргументированы, чтобы убедить экспертов в необходимости и положительном эффекте от их применения. Если проект направлен на использование моделей других стран - нужно обоснование (почему Вы уверены, что это "сработает" в наших условиях), расчет (учет внешних факторов и рисков) и т.д. Если проект пилотный, то важная составляющая его описания - тиражирование и воспроизводимость модели.

При описании методов необходимо обратить внимание на следующие моменты:
соответствие стратегий и механизмов цели и задачам проекта;
соответствие запрашиваемых и имеющихся ресурсов планируемой деятельности;
соответствие деятельности заявленным результатам;
опыт организации в проведении подобных мероприятий, профессиональные кадры и ресурсы;
реалистичность мероприятий, учитывая временные рамки и бюджет;
обоснованность привлечения специалистов, соотношение "внутренние ресурсы - приглашенные специалисты";
инновационность / возможный риск;
наличие механизмов тиражирования / воспроизведения модели (для пилотных проектов);
направлены ли указанные в заявке виды деятельности на устранение причин проблемы или на следствие;
определены ли различные функции и как они распределяются среди сотрудников и исполнителей проекта;
если в заявке предусматривается сотрудничество с другой организацией или структурой, как распределены обязанности и ответственность каждой стороны;
является ли это сотрудничество фактическим или только возможным, насколько прочно оно.
каким образом будет организована деятельность в рамках проекта с точки зрения уравления, способов распространения информации и т.д.

В данном разделе самое главное - логика проекта: если будет выполнен вид деятельности А, это приведет к решению задачи №2. Или: какие виды деятельности направлены на решение задачи №1? Если предполагается более чем один вид деятельности, то являются ли они взаимосвязанными и направленными на создание синергии для выполнения задач проекта.

Календарный план
Подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. Сам по себе раздел простой, но вопросов может возникнуть к нему много. Основной критерий - соответствие цели, задачам и методам проекта, реалистичность, выполнимость. Неопытность организации просматривается в неумении распределить время на планирование, подготовительную работу, проведение самого мероприятия и оценку и отчетность. В заявке вряд ли должны быть все ответы на все вопросы, но достоверные и проверяемые ответы - на большинство (или на самые важные вопросы) - да.

При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:
наличие плана - графика реализации проекта или поэтапного описания проекта (это можно сделать как в текстовом формате, так и в виде таблицы);
реалистичность, выполнимость плана;
наличие достаточного количества сотрудников и их профессиональный опыт; писание того, кто будет ответственным за проведение каждого мероприятия, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения;
соответствие запрашиваемых и имеющихся ресурсов планируемой деятельности (количественные и качественные показатели)
наличие критериев отбора участников или получателей услуг;
возможность выполнения проекта в заявленные сроки.

Ожидаемые результаты
Конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьезно и ответственно, поскольку они являются критериями оценки эффективности проекта.

Основные характеристики:
соответствие результатов цели, задачам проекта;
измеряемость (количественные и качественные показатели)
реалистичность результатов;
выполнимость результатов

Ожидаемые результаты не должны быть слишком оптимистичны, что свидетельствует о переоценке позитивных факторов в среде.

Мониторинг и оценка проекта
Сильные и опытные организации использует мониторинг и оценку не только в рамках отдельных проектов, но и в текущей деятельности для определения прогресса. В полноценной заявке мониторинг и оценка присутствуют во всех разделах. Если требуется отдельный раздел, это должно быть уже обобщение отраженных в заявке моментов. Ценность отдельного раздела заключается в возможности отразить определенные методологии системы оценки, то есть, как и кем (организацией или независимым экспертом) будет проводиться промежуточная и обобщающая оценки, какова роль систем мониторинга в управлении проектом, и т.д.

В заявке план оценки должен быть хорошо разработан, описаны ее инструменты, критерии оценки должны быть адекватны результатам, количественные и качественные индикаторы (исходные данные для сопоставления) должны быть убедительными и обоснованными.

Основными вопросами для проверки правильности составления данного раздела заявки являются:
описан ли механизм оценки в целом;
предусмотрена ли система промежуточной оценки;
наличие внешней оценки;
каким образом будет оцениваться эффективность проекта, кто будет оценивать выполнение поставленных задач;
каковы критерии и механизмы, если анкетирование - примерные вопросы или образец анкеты;
какие данные для проведения оценки организация планирует собирать и каким образом их использовать;
методы контроля и оценки выполнения проекта, показатели, запланированные отчеты, частота посещений мероприятий;

Основной смысл этого раздела - показать как как будет осуществляться контроль над продвижением работы по проекту и соответствием деятельности цели и задачам.

Дальнейшее финансирование проекта
Обычно грантодающие организации изначально хотят получить гарантию того, что деятельность по проекту, который они поддержали, будет продолжена и по завершении финансирования. Для этого организация должна представить разработанный и реалистичный, учитывая ситуацию в стране, план. В нем, в общих чертах, должно быть описано может ли быть продолжена деятельность в том же направлении по завершении гранта, как она будет обеспечена с финансовой точки зрения, каким образом предполагается использовать достижения и знания, полученные в ходе реализации проекта, как будет развиваться программа дальше. Если у организации есть определенные договоренности, соглашения с организациями, структурам на продолжение деятельности, то их следует перечислить.

Если проектом не предполагается продолжения деятельности по завершении проекта, нужно показать, как будут использованы знания, опыт, как изменившаяся ситуация повлияет на группу благополучателей и т.д.

Главная мысль этой части заявки - как и за счет каких средств предполагается продолжать деятельность по окончании финансирования, полученного в рамках данного конкурса.

Эффект проекта в долгосрочной перспективе
Как выполнение проекта повлияет на ситуацию в регионе, что изменится в результате реализации проекта.

Структура управления проектом (если требуется)
Этот подраздел должен содержать описание того, как будет осуществляться руководство проектом, квалификации основных исполнителей, структуру организации, обязанности персонала, формы контроля. Если проект партнерский, то включите описание распределения обязанностей и роль каждой из организаций - партнеров.

В нем должно быть отражено:
есть ли у организации опыт управления проектами и возможности успешно осуществить деятельность;
наличие опытного и подготовленного штата, опыт работы в данной области, профессиональная подготовка сотрудников;
опыт работы по грантам, аудит, мониторинг, отчеты другим фондом, умение управлять финансовыми средствами.

Организации с большим опытом обычно прилагают к заявке материалы, подтверждающие опыт организации в управлении проектами, чтобы убедить грантодателя в том, что он столкнется с сильной и опытной организацией. Новая организация может продемонстрировать, что она предприняла шаги по укреплению организации (указать на наличие бизнес-плана, плана развития организации, Совета попечителей или консультантов).

Основное в данном разделе - показать, что предлагаемые виды деятельности соответствуют имеющемуся управленческому опыту и возможностям организации, план реалистичен, у организации есть опыт управления проектами.

Дополнительная информация (если требуется)
Сюда можно включить информацию о наличии частей проекта, финансируемых из других источников с указанием источника финансирования, суммы или вклада (если вклад не в денежной форме).

Бюджет (смета проекта)
Этот раздел составляется после написания самого проекта. Для его составления необходимо собрать всю необходимую информацию: стоимость оборудования, размер гонорара тренера, если проектом предусматриваются командировки, то проезда, проживания в том городе, куда отправляется специалист, стоимость аренды и канцелярских товаров, услуг и т.д. Если Вы не можете дать точную стоимость, или не уверены, что она не изменится к моменту начала работы по проекту, укажите приблизительную и объясните, каким образом произведен расчет. Определите временные рамки бюджета. Шаг за шагом покажите, как будут использоваться средства на протяжении реализации проекта. Учитывайте возможные последствия инфляции и задержки с выплатой средств. Необходимо указать другие источники финансирования и вклад НКО. Просчитайте труд добровольцев, средства и услуги, которые Ваша организация или другая предоставляет бесплатно. Это все представляет собой расходы, которые организация бы несла, если бы они не предоставлялись бесплатно. Бюджет составляется обычно в долларах США или другой валюте, в зависимости от страны, которая предоставляет финансирование.

Бюджет отражает программную деятельность, его нельзя рассматривать отдельно от текста заявки. Если в бюджете предусмотрено большое количество поездок, приобретение дорогостоящего оборудования, и т.д. - это всего лишь отражение того, что обосновано и аргументировано в тексте заявки. Полноценная заявка должна приводить содержание к бюджету, а не наоборот. Если в заявке приведены все обоснования по привлечению дорогостоящей техники, бюджет это будет отражать.

Особое внимание эксперты обращают на то, насколько точно в заявке определяются затраты на те или иные виды деятельности. Не являются ли статьи чрезмерно "раздутыми", т.е. завышенными. Эффективен ли проект с точки зрения расходования финансовых средств. Если привлекается специалист из другого региона или города (например, Москвы) нужно обосновать - почему не местный, если приглашаются местные специалисты, соответствует ли заработная плата среднему уровню в регионе, если нет объяснить, на основании каких расчетов определена сумма. Если проект направлен на апробирование новых технологий и созданий моделей, какова будет себестоимость услуги, мероприятия. То, как используются организацией различные коэффициенты расходов (нормы суточных, средняя стоимость аренды помещения, гонорары специалистам, стоимость материалов и оборудования), свидетельствует о профессионализме организации, подающей заявку.

В бюджете важны аккуратность расчета, приведение обоснований, аргументов, подтверждающих документов, в то же время не следует "перегружать" бюджет деталями, предлагая такую степень прогнозирования расходов, которая не может быть выполнена. Это тоже показатель нереалистичного бюджета.

Наиболее распространенная ошибка НКО при составлении бюджета - несоответствие бюджета программной части, слишком затратная часть и неравномерность распределения расходов.

Как правило, бюджет составляется в соответствии с определенной формой и требованиями. Обычно бюджет состоит из следующих статей: "Персонал", "Административные расходы" (аренда помещения, транспортных средств, канцелярские товары, публикации, коммуникационные расходы, оплата юридических услуг, банковские комиссионные сборы, страхование, перевод и т.д.), "Командировочные расходы" (транспорт, командировочные расходы), "Оборудование".

Персонал
В этой статье отражается оплата труда штатных сотрудников и привлеченных специалистов, экспертов, консультантов. Иногда грантодающая организация устанавливает максимальный процент от суммы гранта, который может быть израсходован на данную статью (например, 10%). Если таких ограничений нет, то необходимо рассчитывать уровень заработной платы и гонорара в соответствии с процентом занятости по проекту. Отдельной статьей включаются обязательные налоги и отчисления с фонда оплаты труда. В том случае, если эти отчисления превышают 38,5%, необходимо предоставить информацию о том, из чего складывается эта сумма. Подоходный налог и отчисления в пенсионный фонд учитывается в сумме оклада или гонорара. В том случае, если штатный сотрудник, помимо определенной функции в проекте, проводит семинары или оказывает консультации, в бюджете отражается только одна позиция, а все виды деятельности учитываются при определении суммы заработной платы, и описываются в разделе "Обязанности по проекту".

Административные расходы Аренда помещений
Сюда может относиться как аренда офиса под деятельность проекта, так и помещений для проведения мероприятий (семинаров, круглых столов, выставок и т.д.). Необходимо указать систему расчетов: для аренды офиса это стоимость аренды 1 квадратного метра, общая площадь помещения и количество месяцев; для других мероприятий - стоимость аренды в час/день и количество часов/дней.

Канцелярские и расходные материалы для оборудования
Указывается наименование товара, количество, цена за единицу, общая сумма.

Приобретение учебных материалов или печатных изданий
Наименование издания и количество.

Почтовые и иные коммуникационные расходы
Необходимо показать расчет по месяцам и объему пересылки. Если предусматриваются средства на использование электронной почты и Интернет, то необходимо предоставить прайс-лист провайдера.

Банковские услуги
Указывается процент от суммы гранта в соответствии с договором с банком. Также необходимо представить тарифы банка.

Командировочные расходы
Необходимо показать, на какие поездки, и для каких участников проекта требуются средства. Стоимость проезда и проживания рассчитывается на основании фактической собранной информации, размер суточных определяется организацией самостоятельно на основании учетной политики. Если размер суточных превышает российские нормы, нужно учесть налоги с превышения норм суточных.

Оборудование
Большинство грантодающих организаций финансирует приобретение стандартного офисного оборудования, к которому относятся компьютер, принтер, факс, копировальный аппарат, сканер, телефон, модем. Эти требования обычно присутствуют в стандартном пакете документов для грантозаявителей. Если таких ограничений нет, и у организации существует потребность в покупке магнитофона, телевизора и т.д., все будет зависеть от того, насколько аргументировано и обосновано это в тексте заявки. Иногда фонды устанавливают процент или максимальную сумму для данной статьи или требования по стране-изготовителю.

Главный вопрос данного раздела - являются ли позиции бюджета отражением затрат по ведению деятельности, описанной в проекте.

"Грант" (англ.- дар) — это целевая финансовая дотация, предоставляемая ученым на проведение научных исследований. Грант — один из основных способов финансирования научных исследований на Западе. Любое научное исследование требует денег на аппаратуру, поездки к коллегам, оплату публикации статей, на оплату студентов, докторантов, временных сотрудников и так далее. Гранты можно получить из правительственных и специальных научных фондов. Одно из условий получения — положительная рецензия на заявку.

Ученый на Западе тратит больше 30% своего времени на написание заявок на грант. Для российского ученого получение финансирования на конкурсной основе является относительно новым и непривычным делом. Для того, чтобы получить финансовую поддержку, недостаточно только формально правильно составить заявку. Заявку нужно составить блестяще!

Какова цель заявки?

Цель — убедить тех, кто "стоит на раздаче" (соответствующий комитет, комиссию, совет экспертов) в том, что именно ваш проект обладает всеми тремя достоинствами, столь ценными в рамках любой науки, а именно: концептуальной новизной, методологической строгостью и значительным содержанием.

При прочих равных условиях выигрывает та заявка, в которой эти три достоинства прослеживаются наиболее четко: она удовлетворяет не только явным требованиям к написанию, но и скрытым ожидания тех, кому предстоит решать. Необходимо также, особенно если речь идет о гуманитарных и прикладных науках, показать полезность проекта для вашей страны. Большинство фондов, предоставляющих гранты, делает это с целью помочь конкретной стране, поэтому, чем нагляднее будет продемонстрирована значимость вашего проекта в этом смысле, тем больше у Вас шансов.

При написании заявки следует помнить, что в вашем тексте будут искать ответы на следующие три вопроса:

1. Что же такого мы узнаем, реализуя Ваш проект, чего сейчас не знаем?
2. Зачем нам вообще нужно это знать?
3. Как мы убедимся, что выводы верны?

Не забывайте, что заявок обычно много, а времени у тех, кто решает — мало, так что вряд ли они станут утруждать себя поисками скрытых ответов на эти вопросы. Следовательно, ваши соображения по этому поводу нужно обосновывать четко и ясно. Единственный шанс привлечь внимание — это уместить все ответы в первом же абзаце или, в крайнем случае, на первой странице. Используйте этот шанс. Лучше сделать более сильное утверждение, чем более слабое. Все оговорки и ограничения вы сможете привести потом. Если же ваш проект слишком сложен для того, чтобы сформулировать основную идею в нескольких строчках и к ней, к главному следует подходить постепенно, стараясь написать такую фразу или предложение, чтобы оно запомнится рецензенту после долгого чтения различных заявок. Лучше, если на обсуждении про вас скажут: "А, это тот, который утверждает, что у Аргентины никогда не было либерально-демократической традиции", чем: "А, это тот, у которого не пропечатывается буква "ж".

Стремление к ясности

Помните, что многие заявки рецензируются мультидисциплинарными комитетами. Большинство рецензентов согласилось быть таковыми лишь из любознательности: им интересно, что нового происходит в других науках. Поэтому не следует "изводить" их профессиональным жаргоном, специальные термины лучше употреблять, если в общеупотребительном русском (английском, французском) их аналогов нет. Упор делайте на свою основную идею. Всякого рода детали, примеры, справочный материал, если вы считаете, что без этого в заявке не обойтись, лучше всего "сослать" в приложения — это облегчает восприятие.

Название проекта

Каждое слово, используемое в названии проекта, должно давать максимальную информацию о содержании гранта. Названия типа "Разработка фундаментальных основ..." только раздражают эксперта и наводят на него тоску. Название проекта должно говорить о гениальности создателя. До него этого никто не делал! Если он это не сделает (если ему не дадут грант), развитие фундаментальной науки в этой области остановится. В зарубежных фондах название проекта ограничивается по числу букв от 90 до 120. Это ограничение заставляет заявителя подбирать слова, более точно определяющие задачу, которую он хочет решить.

Выбор кода классификатора

Этот этап является самоэкспертизой. Выбирая свое место в классификаторе, создатель сам выбирает себе группу экспертов, к которым попадет его заявка. Нужно четко себе представить, что наиболее важно в работе (например, метод исследования или объект). Эксперты, к которым попадет проект, и итоговый результат рассмотрением может быть различным. Если в проекте указано более двух кодов классификатора, то проект начинают передавать из одной секции в другую, так как каждый эксперт, учитывая большой конкурс, обращает внимание на недостатки в заявке. В итоге, если проект "размазан" по секциям, он просто провалится.

Список основных исполнителей

В список основных исполнителей должны входить только ученые, которые будут непосредственно участвовать в научном процессе, получать от руководителя до 75% заработной платы по смете и будут писать публикаций по теме гранта. Финансирование лаборантов, техников, библиотечных работников производится из 20% накладных расходов, которые отчисляет администрация вашей организации от суммы гранта. Не забудьте поставить свою подпись на титульном листе.

Данные о проекте

Аннотация

Аннотация — это то, что эксперт прочтет обязательно внимательно и целиком, поэтому аннотация должна содержать исчерпывающую информацию о проекте: его место в науке, основные идеи и основные методы исследования. Эксперт — очень занятый человек. Если его взгляд останавливается на проекте, судьба последнего решается буквально в первые минуты, необходимые, чтобы просмотреть аннотацию и понять цель проекта. Если в этот момент интерес к заявке потерян, он может быть потерян навсегда.

Ключевые слова

Опытный эксперт по ключевым словам сразу оценивает проблему и задачу, которую хочет решить заявитель. Поэтому к подбору ключевых слов надо отнестись очень серьезно. Если ключевые слова, указанные в первую очередь, не совпадают с темой раздела классификатора, Ваш проект может быть обречен.

В проекте надо решить 3-4 конкретные задачи, связанные друг с другом. В целом содержание проекта должно соответствовать названию.

Фундаментальность

Большинство фондов поддерживает только фундаментальные исследования, т.е. работы, не направленные на решение конкретных технических или технологических задач. Экспертная оценка научного содержания представленного проекта определяется актуальностью научной проблемы. Цель (задача) исследования должна быть адекватна поставленной проблеме и подробно обоснована, а ожидаемые результаты научно значимы для решения проблемы. Предлагаемые методы адекватны поставленной задаче. План проекта оптимален и конкретен. Каждый пункт заявки необходимо построить так, чтобы уже начало чтения давало основную информацию.

Научный раздел

Список публикаций должен относиться к последним 2-3 годам и быть связанным непосредственно с темой проекта. Вам следует показать, что Вы "нащупали" что-то интересное и важное и готовы начать интенсивно работать над этой проблемой, как только получите грант. Кроме того, журналы, в которых опубликованы ваши статьи, должны быть доступны максимальному числу ученых, работающих в вашей области, и, конечно, эксперту.

Оборудование

Если Вы в проекте запрашиваете дорогостоящее оборудование, не стоит затевать эту историю — Вы еще не готовы выполнять проект. Если же Вам нужна лишь незначительная материальная поддержка, чтобы включиться в работу, то у Вас есть шанс.

Данные о руководителях и основных исполнителях

Из списка исполнителей эксперту необходимо дать понять, что Вы собрали команду, владеющую всеми нужными методами для выполнения проекта, которая вполне справится с заявленной проблемой. Большинство проектов выполняется группами 4-6 человек.

Смета расходов на выполнение проекта

Бюджет должен строго вытекать из экспериментального плана. Он включает зарплату, запрос на оборудование (минимальный), запросы на реактивы, запчасти, командировки. Если запросите много, то проиграете, если очень мало, значит, Вы не понимаете сложность работы и не можете ее реально оценить. Та часть, которую Вы запрашиваете на зарплату и собираетесь дать основным исполнителям — это вопрос научной этики.

- Лилия, расскажите о своем опыте проектной работы и тренерской деятельности.

Что такое общественный сектор я впервые узнала в 2004 году, когда в моем родном городе реализовывался первый проект. Это произошло благодаря сотрудничеству с украинской и английской общественными организациями. Участие в проекте я принимала как член консультативного совета, находясь на должности начальника управления экономики райгосадминистрации. Общественная деятельность меня заинтересовала, я начала ездить на различные тренинги, чтобы поучиться больше. В 2007 году закончила обучение для тренеров-консультантов и начала заниматься активной общественной деятельностью. Тематика моих тренингов очень широка: начиная от написания проектных предложений, активизации общества и заканчивая основами медиаграмотности для жителей. Относительно собственных проектов, то сейчас совместно с польскими партнерами воплощаем в жизнь проект по разработке Стратегического плана развития для Баштанской объединенной территориальной общины на Николаевщине, откуда я родом. Документ должен быть подготовлен к сентябрю 2017 года.

- Как определиться с идеей проекта? Что лучше искать конкурс под идею или идею под конкурс?

На практике бывает и так, и так. Если есть желание воплотить в жизнь что-то хорошее и есть несколько человек, способных работать вместе, чтобы это хорошее реализовать, - замысел становится реальностью.

- Какую роль играет название проекта?

Очень важную. В названии проекта должно быть четко, емко и уникально сконцентрировано то, чем Вы планируете заниматься и на решение чего вся эта деятельность призвана. Представьте себе, что на конкурсы может приходить 100, 200, 300 проектов и все они называются почти одинаково. Здесь важно также умение выделиться.

- Из каких разделов обычно составляется проект и какому из них надо уделить наибольшее внимание?

Каждая донорская организация имеет свою форму заявки. Но разделы самом деле важны все, начиная от аннотации проекта, информации об организации, описания проблемы, определение цели и заканчивая задачами, планом деятельности, бюджетом и приложениями.

Кому легче получить и реализовать грант: организации или физическому лицу? Зависит ли от количества человек, задействованных в проекте, его успешность?

Физическим лицам в основном оказывают поддержку в качестве стипендий на изучение чего-то, на проведение исследовательских работ, а на реализацию проектов более масштабных - очень редко. Например, исключением может стать инициативная группа жителей. В преобладающем большинстве донорские организации работают с общественными некоммерческими организациями. Возможности для привлечения внебюджетных ресурсов есть также и для органов местного самоуправления.

Если же говорить о количестве лиц, охваченных мероприятиями проекта, то есть о целевой группе проекта, то донорская организация заинтересована, чтобы в рамках имеющегося бюджета, охват и привлечение целевой группы было максимально возможное. Об успешности проекта стоит говорить, когда наша цель, на которую направлялась проектная деятельность, уже достигнута.

- Как следует действовать в случае неудачи проекта или несоответствия полученных результатов ожиданиям?

Если Вы подаете проектную заявку, в ней предусматривается выполнение определенного плана действий, что позволит решить проблему, которую Вы описывать в этой заявке. Да, бывает, что не все удается выполнить, или то, что сделали, не обусловило решение проблемы и т.д. Что делать, если такая ситуация сложилась, посоветовать сложно. Думаю, каждый конкретный случай надо рассматривать отдельно, но такие ситуации действительно бывают. Впоследствии это значительно усложняет поддержку следующего Вашего проекта, даже от другой донорской организации, потому что могут поинтересоваться отзывами от сотрудничества с Вами.

Поэтому посоветую четко готовить проекты, а затем на совесть их реализовывать, и все будет хорошо.

- Финансы - то, ради чего пишут проект?

Проект пишут для решения какой-то проблемы, которая волнует многих жителей села или города, а получение денег не может быть целью проекта. У нас часто встречаются фразы, особенно у чиновников, вроде: «получили 10 компьютеров на сумму 100 тыс. грн.,», е еще иногда: «освоили 100 тыс. грн.». Это, конечно, хорошо, но стоит сосредоточить внимание на том, что, например, 250 учеников школы получили возможность отрабатывать свои навыки работы с компьютерами благодаря обустройству компьютерного класса.

Цель проекта - это прежде всего направленность на решение проблемы, это - изменения, которые мы можем сделать в общине путем внедрения плана мероприятий, который, собственно, в проекте предусмотрен.

Гранты есть небольшие и очень значительные. Стоит ли людям, которые только начинают заниматься грантовой деятельностью, подаваться на конкурсы, где фигурируют крупные суммы? Или все-таки лучше ограничиться небольшими бюджетами?

Скажу по собственному опыту: если Ваша организация - очень молодая, то стоит начать с небольшой суммы. Так Вы получите определенные навыки, что будет очень полезно. Затем, когда Вы решите поработать с большими суммами, полученная практика сможет подтвердить, что Вы уже имеете успешный опыт реализации проектной деятельности.

Также, чтобы приобрести опыт, можно сначала поработать партнером в крупной общественной организации, которая успешно реализовала много проектов. Это тоже будет преимуществом, в противовес отсутствию у Вас опыта вообще.

Но стоит помнить, что бывают конкурсы, где четко прописано, что могут участвовать только организации, зарегистрированные, например, не позднее 2014 года. Если Ваша организация зарегистрирована в 2015 году, то она ни с опытом, ни без участия в этом конкурсе принимать не может.

Часто донорские организации прописывают пункт «собственный вклад». Это означает, что часть средств должны самостоятельно внести авторы проекта, или имеется в виду что-то другое?

Под собственным вкладом может быть указано не только средства, но, чаще всего, - работа активистов на волонтерских началах, наличие собственного оборудования, предоставление активистами материалов для реализации проекта (например, краски для обустройства детской площадки и др.). Но информацию нужно уточнять в каждом конкретном случае в донорской организации, чей конкурс Вас заинтересовал.

- Как следует поступать, когда не хватает запланированного бюджета для реализации проекта?

Обычно тот объем финансирования, который был закреплен в грантовом соглашении, у Вас и есть. Здесь важно также понимать, почему у Вас не хватило средств. Некорректно посчитали бюджет? Планировали одно количество мероприятий или участников, а теперь хотите большее? Обо всех таких случаях надо ставить в известность донорскую организацию.

Если хотите сделать большее количество мероприятий, чем было предусмотрено в бюджете, Вы получите замечательную возможность попрактиковаться в привлечении ресурсов из других источников, например, от жителей, на решение проблемы которых этот проект направлен, от предпринимателей, которые открыты для реализации общественно важных проектов. Можно обратиться в городской или сельский совет. Речь идет не только о средствах, но, например, также о бесплатном предоставлении оборудования, волонтерской работе активистов и др.

Сталкивались ли Вы лично с отказом в предоставлении грантов? Как смириться с отказом донорской организации и продолжить работу?

Конечно, были и отказы, но к ним надо относиться спокойно. Да, жаль времени, усилий, но такие ситуации есть. Они держат в тонусе и не позволяют задирать слишком нос, стимулируют постоянно совершенствоваться. Поражение надо воспринимать как возможность улучшить Вашу идею, проект для следующих конкурсов.

- Что бы Вы могли пожелать людям, которые никак не решатся начать проектную работу?

Есть такая хорошая история о Мастере и ученике. Однажды ученик спросил у Мастера: «Мастер, а долго ждать изменений?», И получил ответ: «Если ждать - то долго».

У нас у всех есть разные причины ничего не делать, начиная от объяснений «это дело городского или сельского совета, их выбрали - пусть и занимаются» и собственных бытовых проблем, которые требуют нашего времени, заканчивая просто неуверенностью в собственных силах. Но все эти факторы сдерживают от того, чтобы начать что-то новое, важное для многих, а не только для себя одного.

Причины, по которым мы оправдываем свою пассивность самом деле заслуживают понимания. Но стоит посмотреть вокруг и спросить себя, хочу ли я, чтобы и дальше остаток жизни было так? Или меня все устраивает? Я здесь живу, здесь живут мои дети и я хочу, чтобы в моем городе или селе мне было комфортно! Если от того, что я начну какой-то важный проект, станет лучше еще кому-то - это прекрасно, но и мне тоже станет лучше. Поэтому желаю людям, которые хотели бы что-то сделать, но до сих пор не решались, начать! Вы заслуживаете хороших изменений!

Внедрение проектной работы на Черниговщине и активизация населения для участия в различных грантовых конкурсах является одной из задач благотворительного фонда «Будущее Черниговщины». На сегодняшний день в нескольких общинах области фонд уже провел учебные форумы, на которых все желающие смогли научиться писать грантовые проекты.

Участники форумов (и не только они) смогли применить знания на практике и участвовали в конкурсе грантов от благотворительного фонда «Будущее Черниговщины». Всего на конкурс было подано более 60-ти проектов, 21 автор получил грант для реализации предложенной идеи в жизнь. И это только начало - жители Черниговщины готовы продолжать развивать свои родные города и села.