Электронное декларирование налогов в беларуси. "Всё о налогах TUT": Что дает система электронного документооборота

Электронное декларирование налогов - это возможность предоставлять налоговые декларации в электронном виде. Данная система обеспечивает для плательщика более легкое заполнение документа, автоматизацию процесса оформления и подачи отчетности в налоговые службы, простой контроль правильности. Чтобы подключить организацию к такой схеме, нужно зарегистрироваться в центре регистрационного управления открытыми ключами для контроля подлинности ЭЦП (электронно-цифровая подпись).

История внедрения электронной системы декларирования налогов

В нашей стране схема предоставления деклараций о налогах начала претерпевать изменения с 2009 года. Ранее процедура выглядела следующим образом: налогоплательщик заполнял общепринятую форму отчетности за определенный временной период. Заполненная бумага подавалась на проверку налоговому инспектору, который принимал или отдавал его назад для исправления погрешностей. После этого налоговый инспектор вносил данные с бумажного документа в базу компьютера.

Такая схема приводила к образованию в налоговых органах в последние отчетные дни больших очередей, что вызывало недовольство у тех, кто принимал и подавал бумаги. Электронное декларирование налогов, о котором начали говорить в 2009 году, должно было ликвидировать существующие недочеты, сократить число ошибок, сделать процедуру более оперативной и результативной.

Переход на новую систему не носил обязательный характер, поэтому отчетные документы можно было сдавать и на бумаге. Но наблюдалось упорство, с которым работники налоговых служб рекомендовали новый метод подачи декларации. Это приводило к появлению у плательщиков внутреннего противоречия, которое подогревалось завышенной, как казалось, ценой услуги.

Но процесс динамично налаживался и переход на электронное декларирование налогов в Беларуси через несколько лет превратился в главный способ подачи отчетной документации.

Указы, регулирующие электронное налогообложение

Основные вопросы, которые касаются электронного декларирования налогов, регулируются:

  • Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года № 113-З (.doc) «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 15, 2/1665);
  • Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 279, 2/1552);
  • Указ Президента Республики Беларусь от 15 марта 2016 г. № 98 «О совершенствовании порядка передачи сообщений электросвязи» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.03.2016, 1/16329);

В данной сфере регулярно вводятся новые нормативные акты. Так, необходимо обязательно подавать декларирование в электронном формате учреждениям, в штате которых числится более 50 работников.

Начиная с 2014 года декларации по налогам на добавленную стоимость нужно обязательно предоставлять в электронной форме. Очень скоро электронное декларирование будет распространяться на все виды налогообложения и станет таким же простым и доступным, как открыть расчетный счет в банке.

Преимущества электронного декларирования:

  • возможность посылать в налоговые службы электронные обращения за получением разъяснений по законодательным нормативам, принятым решениям, запрашивать справки по лицевым счетам, о состоянии расчетов и пр.;
  • снижение общего количества ошибок и неточностей - бумажная форма заполняется вручную, что допускает появление ошибок;
  • дистанционная подача исключает необходимость посещения налоговой службы, что способствует экономии времени;
  • оперативное взаимодействие между инспекторами, принимающими декларации, и налогоплательщиками;
  • возможность посылать отчеты в «Белгосстрах», в статистику, организации электронного взаимодействия с Министерством юстиции РБ;
  • программное обеспечение позволяет получать обновления и последние изменения в законодательстве.

Недостатки электронного декларирования:

  • возможность сбоя в работе программного обеспечения;
  • необходим доступ к компьютеру с выходом в Интернет и специальные знания при заполнении отчетности;
  • технические неполадки могут ограничить доступ к сети Интернет.

Основные этапы подключения

Мероприятия по подключению к электронному декларированию налогов в Беларуси фактически выглядят следующим образом:

  • вначале проводится регистрация налогоплательщика в центре РУП «Национальный центр электронных услуг» (необходимо оплатить услуги и подать необходимые документы);
  • далее регистрационный центр предоставляет личный ключ ЭЦП, использование которого дает налогоплательщику право удостоверять документацию в электронном формате;
  • предоставляется сертификат открытого ключа налогоплательщика, использование которого позволяет служащим налоговой инспекции контролировать подлинность электронной документации.

Постояннодействующие регистрационные центры имеются в столице и областных городах страны. Чтобы подключить абонентов, которые находятся в райцентрах, на места регулярно выезжают сотрудники центра. Мероприятия по подключению и обслуживанию проходят, как правило, согласно предварительно составленному графику.

Подводя итог, можно отметить, что в последнее время электронное декларирование налогов развивается очень динамично, превращаясь в привычный метод коммуникации организаций и ИП с госорганами. В этой связи, совсем скоро бумажный документооборот уйдет в небытие.

Начиная со второго квартала 2009 года стала меняться привычная система подачи .

До этого процесс, в общем виде, выглядел так: плательщик заполнял, чаще на компьютере, установленную форму налоговой декларации за отчетный период. Затем этот документ предоставлялся налоговому инспектору, который проверял его (при приеме, как правило, бегло), затем принимал, или возвращал для исправления ошибок. Иногда ошибки находились уже после передачи декларации инспектору. Тогда у плательщика раздавался телефонный звонок с предложением переделать документ. В налоговой инспекции информация из принятой на бумажном носителе декларации заносилась в компьютерную базу данных.

Система, со всеми ее недостатками, уже успела стать привычной.

Хотя очереди в последние дни подачи отчетов, необходимость в спешке проверять документы вызывали объяснимое раздражение у подающей и принимающей стороны.

Предполагалось, что переход на передачу электронного документа из компьютера в компьютер устранит имеющиеся противоречия, уменьшит количество ошибок, и сделает весь процесс значительно более быстрым и эффективным.

Предложения перейти на бесконтактный и безбумажный способ подачи деклараций стали раздаваться с середины 2009 года. Формально переход на электронное декларирование не являлся обязательным и не лишал права сдавать отчетность на бумаге. Однако настойчивость, с которой сотрудники ИМНС продвигали инициативу, скорее подогревало ожидание подвоха у рядовых плательщиков. Стоимость услуги также казалась завышенной, да и сама мысль, что нужно заплатить за возможность платить налоги вызывала внутреннее сопротивление. Конечно, сказывалось и нежелание менять привычки.

Однако процесс перехода на электронное декларирование набирал обороты и, в течение следующих лет, стал основным способом подачи отчетности в налоговые органы.

Вопросы электронного декларирования регулируют: Указ Президента Республики Беларусь от 26.03.2007г. №136 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.08.2008г. №1227 «О государственной целевой программе по разработке программно-технического комплекса по автоматизации процесса расчета подлежащих уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) и представлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде на 2008 - 2011 годы», статья 63 Налогового кодекса Республики Беларусь. Принимаются новые нормативные документы в этой области, так для организации численностью свыше 50 человек электронное декларирование стало обязательным. С 1 января 2014 года декларации по НДС подаются только в электронном виде - неприятный момент в том числе и для « » плативших за импортный товар фиксированную ставку в двойном размере. Можно предположить, что в перспективе, электронное декларирование станет всеобщим.

Как подключиться к электронному декларированию

На практике подключение к системе электронного декларирования выглядит так:

  • Плательщик регистрируется в удостоверяющем центре РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» в качестве абонента.
  • В регистрационном центре генерируется личный ключ электронно-цифровой подписи, пользуясь которым плательщик может подписывать электронные документы
  • Создается сертификат открытого ключа плательщика, используя который налоговые органы проверяют подлинность подписанных плательщиком электронных документов.

Регистрационные центры постоянно действуют в Минске и областных городах, в райцентры периодически выезжают специалисты для подключения абонентов. Как правило, все процедуры по подключению и обслуживанию проходят по предварительно согласованному графику.

Одним из достоинств электронного декларирования является возможность отправлять в налоговые органы любые документы, в том числе и при осуществлении административных процедур. Абонент может направлять электронные обращения в адрес налоговой инспекции, получать разъяснения о принятых решениях, направлять запросы о разъяснении законодательства и получать ответы, запрашивать выписки из своих лицевых счетов, получать справки о состоянии расчетов с бюджетом и др.

Подключившиеся к системе электронного декларирования, получают возможность отправлять отчеты в «Белгосстрах», а также в органы государственной статистики, организации электронного взаимодействия с Министерством юстиции Республики Беларусь.

В настоящий момент электронное декларирование становится привычным способом коммуникации с государственными органами.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Электронное декларирование налогов – услуга налоговой службы, позволяющая подавать декларации в электронном виде. Сервис призван экономить время плательщиков и сотрудников инспекции, внедрять безбумажный документооборот, избавлять от необходимости личного визита в налоговые органы, снизить количество ошибок и в целом сделать процесс эффективнее.

Кроме подачи декларации об уплате налогов, электронный сервис позволяет посылать в инспекцию любые запросы и документацию, заявления на административные услуги, получать справки. Решения налоговых органов, выписки с лицевого счета, расчеты с госбюджетом – обо всем этом можно узнать через сервис. Также можно посылать отчетность в “Белгосстрах” и в статистические госорганизации, взаимодействовать с Минюстом.

Переходить на электронное декларирование налоговики начали в 2009 году, и их усилиями этот способ представления уплаты налогов со временем стал основным. С 2014 года декларации по НДС принимают только в электронном варианте. Обязательным это стало и для организаций, где работают более 50 сотрудников. Можно ожидать, что позже эта практика распространится и на другие виды налогообложения.

Подключение к системе

Чтобы начать пользоваться электронным декларированием необходимо:

  • Зарегистрироваться подписчиком удостоверяющего центра (УЦ) унитарного предприятия "Информационно-издательский центр по налогам и сборам".
  • Создать персональный ключ цифровой электронной подписи – им налогоплательщик удостоверяет декларации. Его генерируют в УЦ.
  • Создать сертификат открытого ключа – с его помощью налоговики контролируют подлинность присланной и подписанной плательщиком документации.

После этого можно начать заполнять и отправлять электронные декларации.

Что нужно для регистрации в УЦ

Представительства "Информационно-издательского центра по налогам и сборам" открыты в Минске и областных центрах. В столицы районов сотрудники РУП время от времени приезжают сами для обслуживания клиентов. График подключений и технического сопровождения заранее согласовывают.

Услуга регистрации – платная. Скачать счета-фактуры для юрлиц и физлиц, а также индивидуальных предпринимателей можно на официальном сайте центра. Оплатив, надо идти в организацию для первоначальной регистрации, выдачи сертификата и программного обеспечения. Явиться в центр должен именно тот, кто собирается подписывать электронную документацию цифровой подписью. С собой необходимо взять заверенную нотариально копию извещения про постановку на учет, которая удостоверяет номер плательщика Фонда соцзащиты Минтруда.

Списки документов для получения ключа отличаются в зависимости от статуса плательщика. Индивидуальный предприниматель должен принести:

  • Паспорт или иной документ для удостоверения личности.
  • Копию квитанции об оплаченной регистрации.
  • Копию документа о госрегистрации ИП.
  • Информационный носитель для ключа и паспорт этого устройства. Сама регистрирующая организация советует пользоваться USB AvPass или AvToken производства компании “Авест-Системс”. Если у плательщика есть собственная флешка с документом, то можно использовать и ее. При оплате выбрать счет-фактуру на регистрацию без предоставления носителя.
  • Два экземпляра разборчиво заполненного печатным шрифтом, скрепленного печатью (если она есть) и подписанного списка данных об ИП. В форме надо указать ФИО, информацию о регистрации, учетный номер налогоплательщика, и другую информацию. Скачать форму перечня можно на сайте удостоверяющего центра.

Для регистрации физического лица нужны только паспорт, копия квитанции об оплате, носитель ключа с паспортом и заполненный перечень для физлица. Также получать сертификат могут руководители организаций и филиалов, доверенные лица ИП.

После выдается диск с программным обеспечением и флешка с электронной цифровой подписью. Установив программу с диска на свой компьютер, можно платить налоги, заполнять и отправлять документы через систему. Перед отправкой документ необходимо в той же программе подписать своим сертификатом.

Ключ и сертификат действительны от года до трех, после этого их нужно продлевать.

Продление ключа и сертификата электронного декларирования

Продлить ключ электронного декларирования можно не раньше, чем за три месяца до завершения срока действия. В сертификате при продлении можно изменить любую информацию за исключением УНП. Порядок действий такой же, как и при первичной регистрации:

  • Скачать с сайта регистрационного центра счет-фактуру на продление ключа. В отличие от первичной регистрации, срок действия нового сертификата может быть только двухлетним. Отсчет начинается со дня завершения действия прошлого ключа.
  • Оплатить счет. В банке для оплаты могут потребовать паспорт и УНП.
  • С квитанцией и другими документами явиться уполномоченную организацию. Продлевать ключ можно как в УЦ, так в самой налоговой. В последнем случае нужно позвонить и записаться на прием. Список бумаг тот же, что и для первичной регистрации. Новый информационный носитель для ключа покупать не надо – подойдет прежний.

В УЦ или налоговой на носитель запишут новый ключ. Через две недели придется явиться за новым диском – с него вы обновите программу на своем компьютере и сможете еще два года пользоваться системой электронного декларирования налогов.

Электронное декларирование – хоть и не совершенный, но удобный и быстрый способ взаимодействия с налоговой службой и другими госорганами. В перспективе он может стать всеобщим, поэтому осваивать его уже сейчас.

О возможностях системы электронного декларирования

Электронное декларирование облегчает плательщикам процесс заполнения налоговых деклараций, автоматизирует процедуру их представления в налоговые органы, обеспечивает контроль правильности заполнения показателей налоговых деклараций.

Так, декларации по налогу на прибыль, при упрощенной системе налогообложения, единому налогу для предпринимателей, единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции, подоходному налогу от предпринимательской деятельности, налогу на добавленную стоимость заполняются непосредственно на портале МНС, что устранило необходимость отслеживания субъектами предпринимательства изменений программного обеспечения и его обновления.

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели могут воспользоваться электронными сервисами:

Личный кабинет плательщика, функционал которого позволяет плательщику, имеющему ключ ЭЦП, на портале Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь сформировать запрос на получение различного рода сведений и получить ответ в автоматическом режиме.

Центр информирования, который предназначен для направления инспекциями МНС информации для плательщиков.

Проверка оплаты на портале. Сервис предназначен для проверки зачисления уплаченной суммы налога на лицевой счет плательщика. Он востребован физическими лицами, подключенными к услуге «личный кабинет» и осуществляющими уплату налогов наличными денежными средствами либо через карт-счета.

Специалист МНС:

Специалисты налоговых органов, требуя подключения к электронному декларированию, во всех случаях руководствуются налоговым законодательством.

Инна Александровна , аудитор:

Я считаю, что информационные технологии должны делать администрирование налогов не только проще и прозрачней, но и дешевле для налогоплательщиков. Причем не вообще, а конкретно для каждого.

Вот вам ситуация из практики. В связи с финансовыми трудностями организация с января 2018 г. финансово-хозяйственную деятельность не осуществляет. Организация - плательщик НДС и применяет общую систему налогообложения. Срок действия электронного ключа истек в феврале 2018 г. На расчетном счете денег нет. В I квартале надо сдать только пустую декларацию по прибыли. На новый ключ потратились, а пользы от этого мало. Проще и дешевле сдать пустую декларацию раз в квартал на бумажном носителе.

Вадим Станиславович , аудитор:

Вот вам еще ситуация. Организация, назовем ее «А», являлась плательщиком НДС и отчетность сдавала в электронном виде. В марте она присоединилась к другому юридическому лицу («В»), которое работает на УСН и отчетность сдает на бумажных носителях . При присоединении к организации «В» в порядке правопреемства переходят права и обязанности «А», и «В» должна подать налоговую декларацию по НДС один раз. Налоговый инспектор однозначно ответила, что «В» должна подключиться к электронному декларированию.

По моему мнению, эта норма требует уточнения со стороны законодателя. Ведь на практике возникают случаи, когда плательщик по объективным причинам не имеет возможности представить декларацию в электронном формате. И применение в этом случае к плательщику мер административного взыскания мне кажется как минимум несправедливым.

Может быть, при разработке НК 2019 г. законодателю следует установить правило представления деклараций всеми плательщиками только в электронном формате, предусмотрев при этом отсутствие мер ответственности в случае представления плательщиком деклараций на бумажном носителе.