Что можно, а чего нельзя делать в субботу? Что можно нееврею делать для еврея в субботу? Шабат что нельзя делать.

В Государстве Израиль, большая часть населения придерживаются иудаизма. Согласно этому вероисповеданию, Бог создавал землю шесть дней, а в седьмой день Творец отдыхал, это же Он завещал людям. Седьмой день у евреев называется шаббат.

Шаббат начинается с закатом солнца в пятницу и продолжается до заката солнца в субботу. В данный период нельзя заниматься почти никаким трудом. Субботних запретов у иудеев тридцать девять и их нарушение считается большим грехом.

Запреты разделены по нескольким категориям. Одиннадцать запрещённых работ относятся к изготовлению хлеба, а именно: посев рассады, пахотные работы, сбор урожая, связывание снопов, молотьба колосьев, очистка зерна от остатков соломы, очистка зерна от мусора, сортировка зерна, помол зерна, приготовление теста, собственно выпечка изделий из теста.

Ещё одиннадцать запрещённых работ относятся к процессу изготовления ткани из овечьей шерсти или льна: обстригание шерсти, отбеливание шерсти, вычёсывание шерсти, покраска шерсти, изготовление пряжи, заправка нитей в ткацкий станок, установка на станке продольных нитей для основы ткани, собственно сам процесс изготовления ткани, распускание ткани, завязывание узлов, развязывание узлов, шитьё, разрыв ткани.

Ещё семь субботних запретов касаются изготовлению изделий из кожи и предваряющим этому процессам. Запрещено: охотиться, убивать животных, свежевать туши животных, обрабатывать кожу, разглаживать кожу, раскраивать кожу, разрезать кожу.

Оставшиеся запреты на такие виды работ: написание двух букв, стирание двух букв для нового их написания, строительство, разрушение, разжигание огня, тушение огня, последний удар молотком, перенос вещей из частной территории в общественную.

Единственным поводом, при котором можно нарушить субботние запреты, не совершая греха, является спасение своей или чьей-либо жизни. Малые дети и сумасшедшие могут не соблюдать шаббат, не опасаясь греха в любом случае.

Все перечисленные запреты не стоит понимать буквально. Запрещены не только описанные действия, но и все логичные производные от них. Например, под последним ударом молотком стоит понимать любое действие, которое станет окончательным, приведёт что-либо в состояние готовности: настройка музыкальных инструментов, починка автомобиля и тому подобное. Сбор урожая касается не только зерновых, но и любого сорванного или выкопанного плода.

Кроме всего этого, чтобы «дети Израиля» случайно не нарушили какой-либо запрет, существуют дополнительные ограничения призванные своевременно остановить человека и не дать ему сделать грешное действие в шаббат.
На всякий случай под субботние запреты попадают очень многие действия и работы. Например, нельзя: включать электрооборудование, фотографировать, писать письма, бриться и многое другое. При этом не запрещено переставлять мебель в комнате или переносить другие тяжести в пределах дома.

Таким образом, можно понять, что запрещёнными являются не все физические действия как таковые, а только те, в результате которых что-то возникнет, измениться или исчезнет. То есть, запрещено в шаббат изменять окружающий мир, включая творческие старания. В свою очередь, пользоваться тем, что создано до наступления шаббата никто не запрещает. Включённый в пятницу свет или зажжённый огонь не будут нарушениями субботы, если огонь не гасить, а свет не выключать.

Опираясь на это, были придуманы некоторые небольшие уловки, которые позволяют израильтянам не нарушать шаббат, используя некоторые удобства. Многие лифты в многоэтажных домах Израиля в субботу работают в специальном режиме – чтоб иудеи не нажимали кнопок, лифт постоянно ездит вниз-вверх, останавливаясь на каждом этаже. Многие включают одну из конфорок на кухонной плите ещё в пятницу, и она горит всю субботу. Существуют даже службы работников не иудеев, которые готовы выполнять всю запрещённую работу.

Пятница в Израиле отличается от всех остальных пятниц в мире, потому что в этот день с заходом солнца неминуемо приходит Шаббат: на улицах становится тихо и пустынно до следующего захода солнца. По факту всё в Израиле вымирает с 15 часов пятницы и до 19 часов субботы. А субботнее утро – самое тихое время: нет людей и машин и кажется, что даже воздух замирает… Почему евреи так строго относятся к празднику, что даже для включения света в доме нанимают арабов? А главное – как это отражается на туристах? Специальный корреспондент HL проверила на себе.

Никакого творчества!

Шаббат – одна из 10 главных заповедей, полученных Моисеем. Бог создавал мир шесть дней, а седьмой решил оставить для отдыха, и священная книга Тора предписывает воздержаться от работы. Что нельзя делать в Шаббат? Почему иудеям нельзя включить радио или написать письмо, зажечь свет или сесть в автомобиль, сорвать с дерева плод или сфотографировать товарища? Ведь эти действия не требуют никаких усилий и даже делают отдых более приятным. А в то же время разрешено до изнеможения гулять, двигать мебель и поднимать толстенные книги.

Оказывается,запрещены не усилия как таковые, а только творческий труд – создание новых предметов и изменение существующих: приготовление еды, включение телевизора, вызов лифта и т. д. А нетворческая деятельность, не меняющая окружающего мира, – изучение Торы или научных книг (результат от изучения, которых полезен и для субботы), прогулки пешком, пение без аккомпанемента и т. д. – в Шаббат разрешена.

Главное правило для туристов в Израиле: всегда помнить о Шаббате! А то Шаббат будет твоим планам. В некоторых городах Израиля даже висят специальные придорожные электронные вывески, отсчитывающие время до начала священной субботы.

1. Что нужно знать туристам о работе транспорта во время Шаббата

В Шаббат от слова «совсем» не работает общественный транспорт: поезда, автобусы, маршрутки. Прилет в пятницу вечером означает, что из аэропорта вам придется добираться на такси, которое будет стоить на 30 % выше обычной стоимости.


Я решила встретить Пасху в Иерусалиме, и поскольку она попадала на пятницу, самым разумным было выезжать из Тель-Авива с утра – до прекращения движения транспорта. За неделю до поездки в графике движения поездов по маршруту Тель-Авив – Иерусалим было пять составов до наступления Шаббата. Накануне вечером – в четверг, уточняя время прибытия моего поезда, я покрылась холодным потом: поезда исчезли! Ни с утра, ни ночью их нет. Нет даже автобусов и вообще междугороднего сообщения. Шаббат пришелся на Пасху, и Израиль решил продлить отдых и не заморачиваться работой в пятницу до обеда, а отменил на весь день движение всего транспорта. Шаббат моим планам! И только таксисты за цену, как до Парижа и обратно, были готовы подбросить меня в соседний город. Но выход был найден! Я пришла на автовокзал в Тель-Авиве и нашла мусульманина – водителя маршрутки. И он, не морщась, довез меня по стандартной цене – 30 шекелей.

2. Что нужно знать туристам о работе отелей

В Шаббат религиозным евреям запрещено включать электричество – освещение, телевизор – и даже заводить автомобиль. Поэтому туристу в Израиле не приходится удивляться специальным лифтам в некоторых отелях, которые не требуют нажатия кнопок. Они ездят автоматически между этажами, останавливаясь на каждом. Ими бессмысленно пытаться управлять вручную! Некоторые другие многоэтажные отели поступают еще проще – они в субботу выключают лифт совсем.


Был смешной случай: я подошла к кабинке, у которой уже собралось несколько человек. Мы долго стояли в ожидании. И вдруг я обратила внимание, что кнопка-то не нажата. Когда, недоумевая, почему эти люди просто стоят у невызванного лифта, я ее нажала, все они вздохнули с облегчением и заулыбались. Как выяснилось позже, верующим иудеям в субботу нельзя даже намекать постороннему, чтобы он сделал что-то запрещенное для них в Шаббат.

Иногда в коридорах и холлах отелей выключают электрическое освещение и зажигают свечи. Зажигание свечей – одна из важных традиций субботы в Израиле. Бессмысленно просить верующего иудея включить свет или вообще какой-то электрический прибор, сделать чашечку кофе или сэндвич, выстирать или погладить одежду. Но не беспокойтесь! Во всех отелях Израиля есть специально обученные люди для работы в субботу, чтобы все сервисы для обычных туристов были доступны. Разве что придется пройтись пешком до своего этажа и немного попоститься, уткнувшись в закрытые двери ресторана отеля.

3. Как не умереть с голоду в Шаббат

В Шаббат нельзя готовить горячую еду, даже подогревать ее. И чтобы насладиться хорошим, вкусным и главное – горячим обедом, еврею нужно приготовить его до наступления Шаббата и держать в горячем состоянии до обеда субботы. Впрочем, некоторые национальные блюда от долгого стояния в тепле становятся только вкуснее.


Из-за того что в Шаббат нельзя готовить, с вечера пятницы по вечер субботы подавляющее большинство кафе, ресторанов и закусочных в Израиле закрыто. Это правило действует строго для кошерных заведений. Если ресторан обещает кошерную еду в субботу – строго говоря, это не кошерный ресторан. На помощь туристам придут друзья-мусульмане, которые кормят всех семь дней в неделю. Таких заведений не так много в Израиле, но они не дадут вам лечь спать на голодный желудок.

4. Что еще недоступно туристам в Шаббат

Около 70 % магазинов закрываются в Шаббат. Если один день без шопинга можно пережить, то без еды это будет сделать некомфортно. Запаситесь на один день тем, что вас избавит от беготни по городу в поисках открытых торговых точек, – сэкономите массу времени. Мусульмане и другие национальности, не придерживающиеся субботы, с удовольствием продадут вам то, что нужно.

Многие достопримечательности тоже закрыты, но тут нет каких-то правил. К примеру, Стена Плача в Шаббат открыта и площадь около нее переполнена.

Все экстренные службы: полиция, пожарная, скорая и медицинские учреждения в субботу работают в специальном режиме. Тут евреи руководствуются заповедью – ради спасения жизни человека все остальные заповеди отменяются.


В целом турист в Шаббат может жить своей обычной жизнью, если ему это удастся: пляжи открыты, улицы пусты, небольшая часть сервисов и развлечений доступна. Евреи очень демократичны и понимают, что не соблюдающие субботу ничего им не должны, при условии, что вы проявите немного уважения.


От замечаний и косых взглядов в субботу вы сможете уберечься, если не будете:
● жарить шашлыки прямо на улице
● открыто распивать спиртные напитки
● заезжать на автомобиле в ортодоксальные районы (могут и камнями закидать)
● не пользоваться мобильными в святых местах. В храмах и у Стены Плача требуется соблюдение законов Торы и от туристов. Так, если вы захотите написать смс, стоя у Стены Плача, то тут же получите строгий выговор и даже можете быть выдворены
● играть во всеуслышание на музыкальных инструментах или в футбол

Ну, а если религиозный еврей и вызовет полицию на запах вашего шашлыка, то вы отделаетесь замечанием. Все нормы и законы поведения в Израиле ровно такие же, как и в любой другой цивилизованной стране. А если вы и нарушите по незнанию какое-то правило, то еврей вам вежливо объяснит, как сделать кошерно.

Как-то я купила гамбургер и решила съесть его в кофейне, заказав восхитительное капучино. Хозяин заведения лично подошел и объяснил, что готов сам перенести мою чашку куда угодно, лишь бы я не ела мясо с молоком в его заведении. И ему пришлось прогуляться.


Шаббат ушел, но он всегда возвращается. Евреи говорят, что «Мирная суббота» – это величественный праздник, которым может гордиться Израиль. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев». Ну, а туристу как минимум нужно помнить о Шаббате, когда он планирует свою поездку в Израиль. Иначе путешествие может получиться очень неожиданным.

В этом году в день Девятого ава - с вечера 21 июля по вечер 22-го - около полутора тысячи евреев поднялись на Храмовую гору. Как сообщило иорданское информационное агентство Petra, это вызвало неудовольствие властей Иордании.

Министр по делам СМИ Иордании Джуману Гунаймат назвала восхождение «провокацией, устроенной экстремистами и поселенцами, вторгшимися на Храмовую гору». По словам госпожи Гунаймат, этим евреи нарушили святость данного и места оскорбили чувства верующих мусульман, а израильское правительство не выполнило обязательств «уважать места отправления данного религиозного культа, в соответствии с нормами международного права".

"Скорее, надо говорить о дискриминации евреев", - отвергла эти обвинения в беседе с «Деталями» Маша Зболинская (Писецкая), пресс-секретарь Юридического форума в защиту Эрец-Исраэль. И посоветовала взамен обратить на запреты, распространяемые сегодня именно на еврейских посетителей.

Мы обратили. Вот эти запреты - неписанные (то есть не закрепленные ни в одном законе или правилах), но оттого не менее незыблемые. Ограничения вводит полиция, руководствуясь единственной целью - свести к минимуму возможность обострения ситуаций здесь, в месте, к которому прикованы взгляды всего мира. О том, что некоторые действия проводить запрещено, посетители узнают лишь постфактум - когда стражи порядка на месте запрещают им это делать, потому что заранее полный список запретов им (включая евреев-туристов) тоже никто не предоставляет. Юридический форум пытался выяснить, есть ли юридический статус у этих запретов. Выяснилось, что речь идет исключительно об распоряжениях, не имеющих юридических оснований. Тем не менее они исполняются неукоснительно.

Вот что запрещено евреям при посещении Храмовой горы:

  1. Поднимать израильской флаг
  2. Совершить поклоны
  3. Молиться
  4. Совершать движения и перемещения, которые могут выглядеть, как молитва
  5. Приносить сюда священные книги и предметы культа
  6. Восходить на гору через ворота, предназначенные только для подъема сюда мусульман.
  7. Уносить камни или почву с этого места
  8. Срывать листья или оливки с масличных деревьев, которые растут здесь
  9. Отделяться от группы, да и вообще как-то выделяться
  10. Отклоняться от постоянного маршрута, по которому следуют группы еврейских посетителей, и подниматься по ступеням, ведущим к "Куполу скалы"
  11. Проводить обряд обручения ("кидушин")
  12. Приносить карты и путеводители, особенно те, на которых обозначено месторасположение мест, святых для иудеев
  13. Садиться на землю, да и вообще присаживаться где-либо, кроме специально отведенных для этого мест
  14. Пить воду из находящихся тут кранов ("фонтанов")
  15. Фотографировать действия, которые полиция может счесть провокацией.

Список, как можно предположить, неполон. Но далеко не все готовы соблюдать эти полицейские запреты. Маша Зболинская, например, все же провела со своим избранником Александром Хаимом Зболинским, ныне покойным, обряд обручения на Храмовой горе. А друзья сфотографировали это действо, "которое полиция могла счесть провокацией". Случилось это в мае 2009 года, и то был один из первых в мире обрядов обручения, проведенный именно там.

Мы с моим будущим мужем уже тогда были активистами ассоциации «Место встречи», которую мы создали в 2007 году совместно с Анной Антопольской, чтобы знакомить русскоязычных репатриантов с Храмовой Горой, Иудеей и Самарией. И мы решили приурочить обряд «кидушин» - то есть, «обручения», «посвящения» - на Храмовой горе ко Дню Иерусалима, - вспоминает она. - Конечно, поднять хупу – свадебный балдахин - нам бы точно никто не позволил, поскольку обряд «кидушин» надо было провести скрытно. Так что хупа у нас прошла в тот же вечер в одном из поселений Самарии. Сами мы такой сложный процесс не смогли бы организовать, нам очень помогли Ицхак и Талья Имас, тоже бывшие активистами ассоциации "Место Встречи", позже убитые в теракте.

- И как вам все это удалось организовать?

Мы сыграли в своего рода «Зарницу». Муж налил в бутылочку из-под виноградного сока вино, потому что сок можно было проносить, а вино – нет, из-за того, что вино может быть частью ритуала. А кольцо он подвесил на цепочку. После проверки нас впустили, ничего не заподозрив, и двенадцать человек - ведь следовало в любом случае соблюсти «миньян» - поднялись на Храмовую гору.

Но это, как говорится, был первый этап. Самым главным было провести обряд, чтобы не заметили охранники, и надеть на палец обручальное кольцо. Если бы что-то пошло не так, нас ждали бы серьезные неприятности.

Но Всевышний помог: внезапно мы увидели группу молодых ребят, а в центре стоял импозантный пожилой мужчина и что-то увлеченно им рассказывал. Мы подошли поближе, познакомились, и оказалось, что этот человек был одним из тех, кто освобождал Храмовую гору. Он сказал, что следует давней традиции: раз в году, в День Иерусалима, приводит сюда молодежь и рассказывает о былых боях, о том, какой ценой досталась Израилю та победа.

«Что же, не согласитесь ли вы поучаствовать еще в одной операции?» - спросили мы, и объяснили, чего от него просят. И он включился моментально - как заправский актер. Стал рассказывать еще увлеченнее, жестикулировать, повысил голос, показывал буквально в деталях, как проходил бой, где кто стоял, кто куда бежал, где находились израильтяне, где арабы... И тем самым отвлек на себя внимание арабских охранников, которых там было очень много и которые смотрели на него, как завороженные, внимая ему с колоссальным интересом. Это было удивительно - ведь, казалось бы, это не их герой, а их противник! Мы его потом спросили, чем вызван такой интерес. Он объяснил, что арабы уважают не только собственных героев, но и чужих - солдат, которые воевали на другой стороне.

И вот все охранники сгруппировались вокруг него - а пока шел весь этот спектакль, мы быстро завернули за угол. Меня схватили, заставили что-то быстро выпить и что-то сказать, поскольку времени было мало. А затем произнесли заветные слова – «Мекудешет, мекудешет» - «Посвящаешься, посвящаешься…»

- В Вашей группе был раввин?

Конечно, иначе ритуал был бы недействительным. И я стала всем показывать обручальное кольцо на пальце, и все стали кричать «Мазл тов, мазл тов!».

Но тут, как мне кажется, охранники поняли, что они что-то упустили. Они ходили вокруг нас кругами, шептались между собой - но ничего сделать не могли. А потом уже в СМИ попало сообщение, что пара провела обряд обручения на Храмовой горе, несмотря на все запреты.

- Не боялись?

Нет, мы были молодые и веселые, и нас ничего не пугало.

- А сегодня, с одной стороны - протест иорданского министра, с другой - наши многочисленные запреты. «Что за комиссия, Создатель»?!

Приводя группы посетителей на Гору, с запретами, о которых вы говорите, мы сталкиваемся постоянно. Их, на самом деле, немыслимое количество. Нельзя даже шепотом произносить еврейскую молитву - за это могут задержать. Нельзя проносить с собой молитвенники, ритуальные принадлежности. Порой задерживают даже христиан…

- Их-то за что?

Что они входят на Храмовую гору с крестиками на шее. Приходилось наблюдать, как их шокирует подобная претензия.

Причем эту ситуацию мы создали сами, своими руками - вернув Храмовую гору ВАКФу в качестве жеста доброй воли. Широко известен факт, что принятию решения способствовал легендарный Моше Даян, и что это был своего рода политический акт. Однако мало кто знает, что Даяна вдохновило полученное им письмо ультраортодоксальных раввинов. Они объединились и обратились с совместным посланием, требуя вернуть Храмовую гору в арабское владение. Для Даяна это был сигнал, что народ Израиля, похоже, не слишком готов распоряжаться попавшей к нему в руки святыней, это и утвердило его во мнении совершить «акт дарения».

Арабы в Иерусалиме празднуют решение убрать магнометры (металоискатели) от входов на Храмовую гору. 2017 г. Фото: Алекс Либак

- Почему раввины поступили столь странным образом?

Здесь надо понимать специфику отношений национально-религиозного лагеря с ультраортодоксами. Нередко они противостоят друг другу, причем в гораздо большей степени чем светскому обществу. И один из вопросов, по которому у них, образно говоря, идет чуть ли не гражданская война – это вопрос о Храмовой горе.

Помимо опасений, что можно по неведению забрести на запретное место, у них есть и другое опасение - что, тем самым, снизится статус Западной Стены, и тогда они, в какой-то степени, потеряют свою паству. Когда доступ на Гору был открыт, сотни и сотни людей ежедневно устремлялись туда, чтобы увидеть это святое место воочию. Это было поистине народное шествие, и раввины-ультраортодоксы поняли, что им придется подстраиваться под новую ситуацию - значит, надо менять философию и объяснять, как себя вести. А они были к этому не готовы. И, кроме того, они боялись, что складывающаяся явно не в их пользу ситуация усилит национально-религиозный лагерь, который призывал к активности во всем, что связано с Храмовой горой.

Все эти причины в совокупности и привели к решению направить обращение Моше Даяну, которому оно оказалось просто на руку.

- Но мы говорим не о теологических запретах, а о вносимых полицией и не подкрепленной законами. Они продиктованы исключительно соображениями безопасности…

Знаете, эти инструкции вряд ли призваны только обеспечить безопасность евреев. Надо видеть, как вообще происходит подъем на Храмовую гору. Идут иностранцы - они быстро проходят, их особенно не задерживают. Мусульман тоже весьма оперативно пропускают, без особых проволочек. Появляется еврейская группа, как правило, большинство в ней - религиозные люди. Ее тотчас оттесняют в сторону, и, по нашему опыту, проверка порой может длиться больше часа. А потом, что тоже бывает, могут вдруг сказать: знаете, а время входа на гору уже закончилось! Я не знаю, какое-то все имеет отношение к безопасности евреев, но это унизительная, по сути, процедура, посредством которой людям дают понять, что они там, на Горе – нежелательные элементы.

- Полиция утверждает, что меры предосторожности направлены на недопущение столкновений между евреями и мусульманами…

На мой взгляд, это обычная демагогия. Не раз евреев, поднявшихся на Храмовую горе, встречали мусульманские женщины, которым было поручено кричать, провоцировать, швырять в них камни. С другой стороны, евреи ни в какой агрессии замечены не были, зато еврею достаточно немного здесь помолиться - и он может загреметь в тюрьму.

- А посетителей-евреев становится из-за этого меньше? Или больше?

Ситуация, безусловно, улучшается. Я помню времена, когда на Храмовую гору практически невозможно было попасть - не то, что сегодня. Да и инцидентов с полицейскими теперь намного меньше. Но нам еще предстоит устранить многие нелепые запреты и избавиться от надуманных претензий.

Марк Котлярский, "Детали". Фото: Эмиль Сальман
На снимке: во время бракосочетания на Храмовой горе. Фото из архива Маши Зболинской (Писецкой)

Достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы

По законам Торы

Тора постоянно предостерегает нас от выполнения какой бы то ни было работы в субботу. Об этом говорят не только заповеди-запреты: «Не делай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…» (Шмот, 20:10, Дварим 5:14), но и заповеди-повеления: «Шесть дней работай, а в день седьмой отдыхай…» (Шмот, 23:12).

Слово млаха , которое употребляет Тора, не вполне идентично понятию «работа». Под работой обычно подразумевается либо профессиональная деятельность по роду занятий, либо значительные физические усилия. Млаха же означает лишь те занятия, которые запрещены в субботу: Это совершенно особая категория. Если бы Тора запрещала «вообще работу», то субботний досуг выглядел бы совершенно разным для разных людей. Ведь то, что один считает работой, для другого является отдыхом; то, что одному нравится, другому неприятно; что для одного легко, для другого тяжело. Следуя такому толкованию, пришлось бы запретить раввину обучать евреев в субботу Торе, а грузчику - передвигать мебель в собственном доме. На самом деле ни то ни другое не считается млахой . И наконец, при таком толковании субботний отдых потерял бы всякое духовное значение.

В Мишне (Шабат, 7:2) перечисляется тридцать девять категорий занятий, которые считаются млахой . Все они, как и другие работы, основанные на тех же принципах или преследующие те же цели, запрещены в субботу по законам Торы. Перечислим те из них, которые наиболее актуальны в наше время:

Варка и выпечка, замешивание теста;

Молотьба, помол, просеивание;

Стирка (вручную или машиной);

Вязание, вышивание;

Шитье, склеивание;

Строительство, починка;

Рисование, черчение, писание, стирание написанного;

Стрижка, бритье, маникюр;

Зажигание и тушение огня любыми способами;

Раскрой ткани;

Ловля рыбы, установка ловушек и капканов;

Уход за садом или газоном, сбор плодов, полив растений (даже комнатных);

Перенос предметов из частных владений в общественные и наоборот.

Необходимо отметить, что достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы, как это кажется некоторым несведущим людям. Тора дана на все времена. Еврейский Закон всегда позволял применять его в непрерывно меняющихся условиях. Новые виды деятельности и технические новшества оцениваются на основе принципов и концепций Письменного и Устного учения. Не будь этого, иудаизм давным-давно сошел бы с исторической сцены. Разумеется, вынесение галахических решений в эпоху электричества и атомной энергетики требует глубоких знаний. Авторитет раввинов в подобных вопросах базируется на сказанном в Торе: «И приди… к судье, который будет в те дни… И будешь поступать по слову его… И точно будешь исполнять все, что он скажет тебе…» (Дварим, 17:9-11).

По решению мудрецов

Нарушение субботы - тяжкий грех. «…Кто осквернит ее, тот да будет предан смерти…» - так говорит Тора (Шмот, 31:14).

Поэтому мудрецы Талмуда искали средства защиты законов Торы даже от случайного, непреднамеренного или необдуманного нарушения. Они разработали правила, называемые гзерот (или швут , когда они относятся к законам субботы) , столь же обязательные для нас, как и законы самой Торы, хотя нарушение первых рассматривается, разумеется, как менее серьезное. Гзерот запрещают такие виды деятельности, которые напоминают млаху и могут быть легко спутаны с ней, что, в конце концов, приведет к греху.

К числу наиболее распространенных занятий, запрещенных мудрецами Талмуда и более поздних времен, относятся:

Купля и продажа;

Езда на животных;

Плаванье на лодке;

Игра на музыкальных инструментах;

Включение, выключение и регулирование электроаппаратуры, радио, телефона, телевизора и пр. (некоторые считают этот вид деятельности млахой ) (Реле времени, установленные до наступления субботы, разрешается оставлять включенными для автоматического включения и выключения света.)

Манипуляции любыми предметами, использование которых запрещено в субботу (инструментами, деньгами, карандашами, электроприборами, спичками, свечами, бумажником). Все они называются мукцэ , то есть «отделенные», «исключенные» из субботнего обращения;

Свадебные церемонии;

Прогулки, даже пешеходные, за пределы определенного расстояния (примерно чуть больше километра за черту города или от того места, где человек проводит субботу, -этот запрет призван оберегать «дух субботы», не дать нам нарушить наш субботний отдых). Следует также избегать занятий, которые хотя и не являются млахой и не напоминают ее, но, по мнению мудрецов, относятся к будничным делам и отвлекают от святости субботнего дня. Например:

Перемещение тяжестей в доме (мебели и пр.);

Приготовление к деловой неделе (чтение и разбор бумаг и т.д.).

СУББОТНЯЯ ПЛИТА

Запрет варить не означает, что в субботу нужно есть только холодное. Напротив, праздник будет омрачен отсутствием горячей пищи.

Наиболее распространенный способ сохранить еду горячей состоит в следующем. До наступления субботы лист жести или алюминия кладут на зажженные и установленные на среднюю температуру горелки. Приготовленные заранее кастрюли с субботним обедом и вскипевший чайник ставят на плиту вечером в пятницу.

ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Маленьким детям не следует препятствовать в любых занятиях, но родители не должны поощрять их нарушать субботу (например, просить что-либо нарисовать, отрезать, связать и т.п.). В три-четыре года, когда ребенок уже способен кое-что понимать, его нужно удерживать от запрещенных действий. Лучшим методом обучения будет пример родителей. Спокойное напоминание (а не резкий окрик) - самое подходящее средство против забывчивости.

Если суббота будет ассоциироваться в сознании ребенка с чувством радостного возбуждения, с нарядным костюмом, посещением синагоги, со вкусными лакомствами, застольными песнями, а самое главное - особым вниманием к нему обоих родителей, то субботние запреты воспримутся не как досадные ограничения, но как естественная и неотъемлемая часть субботнего досуга.

КОГДА ОТМЕНЯЮТСЯ СУББОТНИЕ ЗАКОНЫ?

§ Если человек в опасности, не только можно, но и должно сделать все необходимое для его спасения. Все запреты отменяются в случае серьезной болезни или в любой ситуации, угрожающей здоровью и жизни человека.

§ Врач, вызванный для оказания неотложной помощи в субботу, обязан делать все, что диктует ему профессиональный долг, невзирая на субботние ограничения. Талмуд говорит: «Нарушь одну субботу, дабы он жил и смог соблюдать много суббот» (Йома, 86а).

§ Знаменитое изречение «суббота для человека, а не человек для субботы» не может, конечно, служить оправданием для тех, кто хочет удовлетворить свои суетные желания за счет отмены или обхода субботних законов.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

На одном дыхании Вс-вышний воскликнул: «Храни и помни Шабат»!

Любить Б-га, проводить время с семьёй, быть в мире с друзьями и с самим собой - это и есть исполнение заповеди «помни» Шабат .

Но эти прекрасные повеления лишь тогда имеют силу, когда выстроены на твёрдом основании. Только в плодородной почве эти идеи, подобно ростку, могут выстоять, укорениться и зацвести.

Таким крепким фундаментом является повеление «хранить» Шабат , как мы учим в Ѓ алахе , еврейском Законе.

Но слово « הֲלָכָה » не переводится, как понятие «закон», ибо происходит от корня « הלך », что означает «ходить», «идти». Ѓ алаха - это «путь к действию», это «руководство». Не холодный список повелений и запретов, но руководство, как жить. Когда одно установление учит глубокой букве Закона, а другое - открывает красоту и изящество еврейской жизни, то Ѓ алаха из сухого указания, или ограничения, или запрета, - превращается в направление, указывающее верный путь. «Храни» в сочетании с красивым «помни» отворяет перед нами не мир ограничений, а мир безграничности с его бездонной глубиной и возможностями самоусовершенствования.

Два изречения, два установления - «храни» и «помни» - были произнесены Создателем на одном дыхании, ибо одно без другого не существует и окутывается пустотой.

Наверняка каждый из нас испытывал чувство любви и слышал хотя бы раз в жизни три магических слова: «Я тебя люблю». Но представьте, если бы эти слова остались всего лишь словами, не подкреплялись бы при этом никакими действиями и никакой заботой о любимом человеке, а все попытки «добиться» настоящей любви - остались тщетными. Разве это была бы настоящая любовь? Слова без дел - мертвы, они навечно остаются только пустыми звуками.

Если же вы желаете показать на самом деле, что Б-г для вас - это ваш Творец и Создатель, то вы должны перестать заниматься делами или работой. В противном случае, эта красивая идея так и останется пустой теорией.

Шабат - это венец творения. Абсолютно всё в нём уже завершено. Я завершён. Ты, мы, они… Шабат - это напоминание нам о полноте завершения творения мироздания. Мы должны помнить об этом, а единственный способ осуществить свое намерение - жить, подражая Творцу.

Когда Б-г говорит: «Шесть дней работай и делай всякие дела свои», Он говорит не только о тех сроках, когда мы должны закончить свою работу в офисе. Он проявляет о нас заботу, подготавливает почву, где мы готовы работать над собой.

Шабат находится там, куда нас должно тянуть: к самопознанию, природе, исключительности, полноте и совершенству. Идеи не находятся вне досягаемости; осознать их и воплотить в жизнь, - это и есть движение в верном русле. Ибо движение и путь - это и есть Закон, Ѓ алаха .

Начнём с азов. Откуда берутся все эти законы Шабата ?

Вспомните эпизод из фильма «Десять заповедей», когда еврейский народ покидает Египет и начинает странствие по пустыне. В какой-то момент Б-г поручает им построить Мишкан . Это переносной Храм, Святилище, в котором, помимо всего прочего, должны храниться скрижали с Десятью Заповедями. Еврейский народ обязуется беречь и носить Мишкан на протяжении всего своего странствования.


Наша традиция гласит, что в концепции Мишкана сокрыта идея Шабата .

Мишкан - это центр присутствия Б-га среди людей. В нём Б-жественная Шхина заполняет весь наш мир. Любая деятельность, используемая в созидании Б-жьего дома, становится как бы частью акта творения.

В Шабат мы стремимся привнести ощущение Б-жественного присутствия в наши дома и окружающий нас мир. Мы запрещаем себе трудиться ради созидания, чтобы показать воочию и подтвердить, что не мы являемся хозяевами нашей жизни , что есть Кто-то, Кто превыше нас самих.

Чтобы узнать, что считается «созиданием» или «творением», мы должны изучить принципы действий и работ, использованных для построения Мишкана . Наша традиция знакомит нас с 39 видами работ.

На эту тему существует множество книг, где подробно описываются все законы Шабата . Они охватывают почти все возможные случаи, которые могут произойти в Шабат, и поясняют нам, что нужно делать в определённых обстоятельствах, а чего делать - нельзя. (Например, такая ситуация: «Картина в рамке падает со стены. Позволяется ли в Шабат вернуть ее на стену или можно перевесить?»)

При этом, существуют общепринятые нормы и установления Закона, разъясняющие все, что можно делать в Шабат , а что делать — нельзя (если только вы не находитесь на необитаемом острове или не плывете на корабле в море).

Приготовление пищи в Шабат


Нам запрещено подвергать воздействию тепла различные вещи, которые в процессе нагревания могут изменить свои первоначальные свойства и качества. Тесто для приготовления хлеба заранее замесили и испекли для Мишкана ; таким образом, и нам нужно воздерживаться от приготовления пищи в Шабат .

Как этого достичь? Здесь речь пойдёт в основном о заблаговременном приготовлении еды с последующим поддержанием и сохранением ее теплой . Для этой цели используются как специальные жаропрочные листы на поверхности кухонной плиты, так и медленноварка. Для того, чтобы вода оставалась горячей, перед Шабатом её следует поместить в специальный термос, приспособленный для хранения тепла. Чтобы верно соблюсти этот важный элемент Шабата , требуется тщательное изучение всех деталей Закона.

Вождение автомобиля в Шабат


Нельзя разжигать или тушить огонь в Шабат . Вождение автомобиля (где применяется искровой электрический заряд) относится к этой категории.

Как этого достичь: Гуляйте! Нет большего наслаждения, чем простая прогулка . Это всеобщее «замедление», жизнь без колес, откроет вам время для размышления, даст возможность оглянуться вокруг, насладиться природой, задышать глубоко. Если бы вы только знали, чего лишали себя прежде, проводя все дни шабата за рулём автомобиля! Автомобиль, безусловно, расширяет кругозор, но сокращает наслаждение жизнью. Сделайте перерыв в стремлении бежать впереди паровоза и получите удовольствие от простого наслаждения жизнью.

Если ваша синагога далеко от вас и дойти до нее - это настоящий пеший поход, вы можете поехать туда на машине в пятницу вечером до наступления Шабата и припарковаться там до его завершения. Вечером в пятницу вы вернётесь домой только пешком. Какое же это удовольствие осуществлять пешие прогулки до синагоги!

Запланируйте посетить друзей и соседей, живущих поблизости, организуйте встречу с ними по дороге в синагогу или днём в Шабат .

Использование денежных средств в Шабат


В Шабат мы не делаем того, что обычно проходит в течение недели. Это может быть шоппинг или что-то другое, потому что деньги - это мукце . Деньги относятся к такого рода финансовым операциям, которые не имеют никакого смысла и цели в Шабат и с которыми нельзя иметь дело. Счета (которые не могут быть оплачены в день шабата ) тоже являются мукце .

Как этого достичь: Отложите все кошельки, сумочки, бумажники, кредитные карточки до наступления Шабата .

Использование телефона в Шабат


Есть определённый запрет на использование в Шабат предметов, связанных с электрическим током, или электронных приспособлений, таких, как телефоны, радио и телевизоры. Здесь мы также видим один из приятных аспектов святого дня. Островок мира, которого мы желаем достичь в Шабат , получится лишь в том случае, когда его наполнит чарующая тишина и покой без постороннего шума.

Как этого достичь: Сообщите заблаговременно родственникам и друзьям о том, что в Шабат вы будете недоступны по телефону. Понимающие люди быстро улавливают суть и создают благоприятную атмосферу для соблюдения Шабата , а потому могут подождать решения своих проблем до окончания этого дня и связаться с вами по телефону вечером. Если вы действительно хотите ощутить настоящую атмосферу Шабата , отключите телефоны, чтобы вас не беспокоили звонки.

Электричество в Шабат


Освещение внутри дома происходит за счёт генерирования электроэнергии, использование которой в Шабат запрещено.

Как этого достичь: Решите для себя, какое освещение вы можете оставить до наступления Шабата . Возможно, вам захочется использовать свет, например, в ванной комнате или в других местах, где освещение особенно важно. (Использование ванной комнаты или туалета посреди ночи часто заканчивается тем, что мы автоматически нажимаем на выключатель!)

Допускается использование таймеров для автоматического включения и выключения света во время Шабата, если их установить заранее.

Туалетная бумага


Те виды предметов, части которых могут быть скреплены, склеены, сшиты, или которые можно легко разорвать, не должны использоваться в Шабат. То, что имеет некую целостную структуру, а впоследствии разрывается или расщепляется с целью использования, определяется как «сделанное». Бумажные полотенца или туалетная бумага относятся к данной категории.

Как этого достичь: Заблаговременно, перед Шабатом, подобрать разрезанную на требуемые части туалетную бумагу или бумажные полотенца или использовать полотенца на тканной основе. Вместо бумажных полотенец, если они предварительно не разделены на части, можно использовать тканевые салфетки.

Поливка растений или сбор цветов в Шабат


Если с началом Шабата завершаются всевозможные дела, то и мы должны вести себя подобно «властелину мира», который, постоянно что-то творя или созидая, наконец-то завершил рабочую неделю, (за исключением случаев, когда нашей жизни или чьей-либо другой угрожает опасность или смерть). Как только начинается Шабат , мы не поливаем растения и не помещаем в воду срезанные цветы.

Как этого достичь: Убедитесь, что цветы уже стоят в воде перед Шабатом, а все растения заранее политы. Если кто-то ненароком вам все же подарил живые, срезанные цветы после наступления святого дня, поблагодарите этого человека и поставьте цветы в вазу без воды. С некоторыми видами цветов ничего не произойдёт во время Шабата , а после завершения субботнего дня долейте в сосуд с цветами воды.

Написание, стирание, разрывание букв в Шабат


Нам запрещено писать, рисовать, стирать и даже разрывать буквы на упаковке в Шабат . Ручки, карандаши, резинки, ластики, фломастеры и т. д. попадают под категорию мукце .

Как этого достичь: Уберите с глаз долой все карандаши, маркеры, ручки и т. д., во избежание их случайного использования. Любые упаковки, крышки от бутылок, которые должны будут использоваться в Шабат , необходимо предварительно приоткрыть или распечатать упаковки полностью, чтобы не повредить буквы случайно.

Важное примечание: когда дело касается человеческой жизни, мы должны сделать всё необходимое для её спасения и сохранения. В Шабат, если ситуация чрезвычайна, можно поехать, чтобы отвезти человека в больницу; также можно позвонить в Шабат, если кому-то срочно потребуется помощь. Законы Шабата можно нарушить во имя сохранения человеческой жизни .