Биелгээ – национальный танец. Монгольский народный танец как вид искусства Монгольский танец

Возникновение танца в Монголии относится к глубокой древности, связано с трудовой деятельностью мн. племён. Многочисл. изображения танцев сохранили наскальные рисунки древних монголов. В монг. фольклоре имеются сведения о тетеревиной и журавлиной плясках. В историко-лит. памятнике "Сокровенное сказание" (13 в.) упоминается массовый нар. охотничий танец. Пантомимич. танц. сценками сопровождались выступления нар. певцов (хурчи), сказителей (улигерчи) и др. Существовали также танцы, связанные с бытовыми обрядами (сопровождавшими свадьбы, сбор урожая и др.) и содержавшие элементы театрализации. Наибольший интерес представляет танец биэлгэ, имеющий много разновидностей, ставший нар. источником совр. балетного искусства. Получив широкое развитие у зап.-монг. народностей, он отражает в то же время особенности быта всего монг. народа. Биэлгэ называют "танцем тела", т. к. он состоит из движений всего корпуса и рук (движения ног в нём почти отсутствуют). С сер. 18 в. в Монголии получили распространение тибетские танцевально-пантомимические представления цам (возникли в древние времена в буддийских монастырях), сюжеты которых заимствованы из легенд о божествах ламаистского пантеона. Цам одновременно - театр. зрелище и религ. обряд. Танцовщики выступали в масках, изображавших головы животных, богов с лицами, искажёнными страшной гримасой, увеличенные головы людей. Исполнители ролей богов были в ярких дорогих костюмах; демоны - в масках с рогами, клыками, оскаленной пастью; владыка ада - в маске, изображавшей голову быка; духи мёртвых - в масках и одеяниях, воспроизводивших человеческий скелет. Впервые в Монголии цам был исполнен в монастыре Эрдэни-дзу. Для его постановок приглашались тибетские ламы, затем их ставили монг. ламы (следуя записям, сохранённым в тибетских монастырях). Позднее действие цам происходило на площади перед монастырём. Из танца постепенно исчезало религ. начало, он становился театр. зрелищем. Последнее представление цама в Монголии состоялось в 1928.

Современное монгольское танцевальное искусство достигло высокого развития после победы нар. революции в стране (1921). В многочисл. кружках художеств. самодеятельности, получивших повсеместное распространение, большое место заняли танц. номера. На основе традиц. танцев создавались новые. В 1930-х гг. в Монголии возник балетный театр. была заложена основа классич. балетного искусства. Монг. нац. классич. балет тесно связан с нар. истоками танц. творчества. В 1932 в Улан-Баторе был открыт Муз.-драм. театр. В 1963 на базе оперной и балетной трупп этого театра создан Гос. театр оперы и балета МНР. Большое влияние на становление искусства балета в МНР оказала сов. хореографич. школа. Все крупные деятели монг. балета учились в СССР. Значит. вклад в развитие хореографич. искусства МНР внесли танцовщики Ц. Дашидулам, Д. Булхуу, Ж. Алимаху, Ц. Томой, Т. Туул, О. Ганбатор, Н. Батор, Оуюн, балетмейстеры Д. Лхасурэн, Б. Гурбазар, Д. Балдандорж, Ц. Сэвжид, Б. Жамьяндагва, Д. Бэх-Очир. Сов. балетмейстеры часто ставят спектакли в Монголии, в муз.-хореографич. училище Улан-Батора преподают сов. педагоги. В 1978 в МНР работают Гос. театр оперы и балета и 6 аймачных (областных) театров с балетными труппами (в Чойбалсане, Кобдо, Улэгэе, Улангоме, Мурэне и др.). Вопросы хореографич. искусства освещаются в журнале "Соёл" ("Культура").

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

Танец - один из древнейших видов монгольского народного искусства. Народный танец складывался и развивался под влиянием географиических, исторических и социальных условий жизни народа. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства.

Изначально монгольский танец исполнялся в закрытом ограниченном пространстве в юрте в полусидячем положении или сидячем положении со скрещенными ногами. Движения рук и плеч во время танца имитируют разные бытовые занятия, например, уборку, вышивание, а также обычаи, традиции и духовные представления различных этнических групп.

Халха-монголы в своих танцах больше всего изображают горы, реки, хороших лошадей, смелых воинов, также отражают повседневные работы, как дойку скота, трепание шерсти, витье веревок и др. Торгуд-монголы оживляют легендарного древнего богатыря своими танцами «Агсал».

Танцы с чашами дербетов представляют собой сочетание гибких, красивых движений со способностью держать равновесие. Танцоры не расплескивают чашу с молоком на голове при таких сложных движениях, как тряска плечами. Народный танец бурят-монголов отличаются от других танцев быстрыми движениями головы и ног под дружный напев.

Одним из основных видов монгольских танцев, отражающих обычай и образ жизни кочевников, является танец «бий биелгээ». Он широко распространен в западных аймаках нашей страны. Считают, что изначально он испольнялся импровизацией. Намного позже бий биелгээ стал строго регламентирован по составу, с жёстко установленной последовательностью сцен.

Первая ритуально-торжественная часть этого вида танца - «Элхэндэг», в которой танцор, медленно раскинув руки и грациозно размахивая руками, двигает плечами. Вовторой части, называемой «Жороо морь», те есть иноходец, характер танца резко меняется. Тело танцора покачивается ритмично под музыку, и его движения усложняются, подражая походке лошади.

В настоящее время большинство носителей этой традиции - люди пожилого возраста, и их число из года в год сокращается. В 2009 году национальный танец бий биелгээ занесен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, нуждающегося в срочной охране. Тем не менее, организуются различные мероприятия в целях популяризации национальных танцев. Например, в 2013 году на главной площади страны 5204 танцоров исполнили традиционный танец бий биелгээ и установили мировой рекорд Гиннесса.

В этом мероприятии приняли участие танцоры из более чем 10 этнических групп, в том числе захчин, баяд, торгууд, бурят, өөлд, хотон, урианхай и дөрвөд и казах, которые исполнили свои импровизации танцев «Жороо морины явдал» (русс. Походки иноходца) и «Хамаг монголын уриа» (русс. Призыв Всемонголов).

Это уникальное и яркое событие объединило многовековую историю, традицию и культуру, воплощенные в искусстве танца. Самому пожилому танцору было 82 года, а самому младшему было 3 года. Стоит отметить, что бий биелгээ не только красивый вид танца, но и еще хорошая гимнастика для тела. Быстро устраняет усталость и утомление. Движение плеч и спины позволяет сохранить красивую осанку до старости.

«Мне уже 80 лет, у меня нет болезней в суставах. Даже нет ломоты в плечах. Может причина моего долголетия-бий биелгээ. Не бросайте свою национальную культуру. Передавайте ее своим детям», -сказала Х.Чулуун, передовой работник культуры Монголии. Х.Чулуун является носителем культурного наследия, которых сегодня можно пересчитать по пальцам. Как и все другие дети того времени она в семье училась народным танцам и «икэл» (один из видов моринхуура).

Действительно, сегодня в Монголии люди стали более хрупкими, многие с лишним весом. Чтобы избавиться от этого, пытаются заниматься йогой и аэробикой или ходить в различные фитнес-клубы. К сожалению, не все достигают хороших результатов. Во-первых, такие занятия стоят дорого. Во-вторых, для этого надо ездить куда-нибудь, неся с собой спецодежду. Вместо этого, просто надо танцевать национальные танцы в офисах, на улицах и дома. Элементы движения монгольских танцев весьма простые и подвижные. Тем более, сегодня очень многие страдают болезнью плечевых суставов, шеи, спины изза сидячего образа жизни.

Простой шаг к сохранению здоровья и национальной культуры -танцевать бий биелгээ под музыку морин хуура!

Биелгээ – это уникальный жанр национального традиционного танца монголов и отражает обычай и образ жизни кочевников. До сегодняшнего дня из поколения в поколение этот вид танца передавался среди родственников и семей, что и мешало развитию данного вида танца. В связи с этим правительством Монголии была принята новая программа под названием “Биелгээ”, монгольский традиционный народный танец”. Целью этой программы является сохранение, развитие уникального характера этого танца сначала на национальном уровне в частных художественных организациях, а затем вывести его на международный уровень. Исполнительным директором этой программы является глава министерства культуры, спорта и туризма Монголии.

Монгольский национальный танец “Биелгээ” исполняется разными этническими группами в провинциях /аймаках/ Ховд и Увс. Этот танец считается самым древним танцем монголов, праотцом других монгольских танцев. Танец “Биелгээ” отражает жизнь кочевников, в которой и берёт свои истоки.

Изначально танец исполнялся в закрытом ограниченном пространстве юрты в полусидящем положении или сидя со скрещёнными ногами. Движения рук и плеч во время танца имитируют разные бытовые занятия, например, уборку, вышивание, а также обычаи, традиции и духовные представления различных этнических групп. Костюмы и украшения танцоров отличаются разнообразием узоров и красок, богаты стёганными материалами, вышивкой и вязанием, кожаными изделиями различной выработки, а также золотыми и серебряными украшениями, характерных для разных народностей.

Танец играет ведущую роль в семейных и общинных праздниках – свадьбах и юбилеях и др. Каждая этническая группа вносит в танец свои элементы, сохраняя при этом общие черты и демонстрируя взаимопонимание между группами. “Биелгээ”, по традиции, передаётся молодому поколению через обучение внутри семьи, рода или общины. В настоящее время большинство носителей этой традиции - люди пожилого возраста, и их число сокращается из года в год. Под угрозой оказалась и присущее “Биелгээ” хореографическое разнообразие, поскольку всё меньше остаётся исполнителей этого танца в разных этнических группах.

“Биелгээ” или танец тела, является особенностью народа Монголии. Его танцуют под музыку монгольских национальных музыкальных инструментов, таких как морин хуур и ёочин /инструмент похожий на ксилофон/. Это описательный танец, схожий с пантомимой, показывающий сцены из повседневной жизни скотоводов, таких как дойка коров, приготовление пищи, занятие охотой и т.д.

Изначально танец “Биелгээ” был импровизацией, хотя темы были установлены. Только много позже он стал строго регламентирован по составу, с жёстко установленной последовательностью сцен. Кроме того, с течением времени, его проводили в различных местах, в том числе на фестивалях, в палатках оленеводов, на обрядах местных сановников и монастырях.

Первая ритуально-торжественная часть этого вида танца - “Элхэндэг”, в котором танцор медленно раскинув руки, грациозно размахивая руками, двигает плечами. Во-второй части, называемой “Жороо морь”, те есть иноходец, характер танца резко меняется. Тело танцора покачивается ритмично под музыку, и его движения усложняются, подражая походке лошади.

Танцы, имитирующие походку лошади, таких как Жонон и Жалам хар, вообще очень популярны среди дербетов, баятов, торгутов, хотонов, захчинов и других этнических групп западной Монголии. Каждая этническая группа, однако, выполняют их по-своему. Баяты, например, танцуют на полусогнутых ногах, а нижняя часть тела остаётся неподвижной. Захчины приседая, при этом тело танцора наклонено вперёд. Умение танцевать без использования ног одна на всех является достижением в данной области.

Ранее монгольские народные танцы особо не выделялись, а к культурной программе привлекали местное население, в редких случаях можно было увидеть на международных фестивалях или за границей. На фоне этого была поставлена задача установить рекорд в данном направлении танца и пять тысяч человек из всех 21-го провинций Монголии в течение нескольких месяцев были обучены этому танцу коллективом ансамбля “Хугсуу”.

Таким образом, более 5 тысяч танцоров монгольского традиционного танца “Биелгээ” вышли 10-го июля 2013 года на главную площадь Улан-Батора, чтобы поставить мировой рекорд и войти в “Книгу рекордов Гиннеса”. В этот день ансамбль “Хугсуу” произвёл массовое торжество, которое стало действительно запоминающимся не только для международных критиков и наблюдателей, но и для простых людей, которые любят народные танцы, а также мотивируют танцоров иных направлений на достижение большого успеха.

“Этим событием мы хотели привлечь внимание всего мира к богатому культурному наследию нашей страны”, - говорил позже директор ансамбля “Хугсуу” Ч.Амартувшин. Также под руководством артистов ансамбля 15 тысяч детей прошли курс обучения и только 999 из них были отобраны для участия в церемонии открытия национального праздника “Наадам”, который прошёл с 11 по 12 июля 2013 года на центральном стадионе столицы



Монгольский танец, балет МОНГÓЛЬСКИЙ ТÁНЕЦ, БАЛÉТ . Возникновение танца в Монголии относится к глубокой древности, связано с трудовой деятельностью мн. племён. Многочисл. изображения танцев сохранили наскальные рисунки древних монголов. В монг. фольклоре имеются сведения о тетеревиной и журавлиной плясках. В историко-лит. памятнике "Сокровенное сказание" (13 в.) упоминается массовый нар. охотничий танец. Пантомимич. танц. сценками сопровождались выступления нар. певцов (хурчи), сказителей (улигерчи) и др. Существовали также танцы, связанные с бытовыми обрядами (сопровождавшими свадьбы, сбор урожая и другие.>.) и содержавшие элементы театрализации. Наибольший интерес представляет танец биэлгэ, имеющий много разновидностей, ставший нар. источником совр. балетного иск-ва. Получив широкое развитие у зап.-монг. народностей, он отражает в то же время особенности быта всего монг. народа. Биэлгэ называют "танцем тела", т. к. он состоит из движений всего корпуса и рук (движения ног в нём почти отсутствуют). С сер. 18 в. в Монголии получили распространение тибетские танцевально-пантомимические представления цам (возникли в древние времена в буддийских монастырях), сюжеты к-рых заимствованы из легенд о божествах ламаистского пантеона. Цам одновременно – театр. зрелище и религ. обряд. Танцовщики выступали в масках, изображавших головы животных, богов с лицами, искажёнными страшной гримасой, увеличенные головы людей. Исполнители ролей богов были в ярких дорогих костюмах; демоны – в масках с рогами, клыками, оскаленной пастью; владыка ада – в маске, изображавшей голову быка; духи мёртвых – в масках и одеяниях, воспроизводивших человеческий скелет. Впервые в Монголии цам был исполнен в монастыре Эрдэни-дзу. Для его постановок приглашались тибетские ламы, затем их ставили монг. ламы (следуя записям, сохранённым в тибетских монастырях). Позднее действие цам происходило на площади перед монастырём. Из танца постепенно исчезало религ. начало, он становился театр. зрелищем. Последнее представление цама в Монголии состоялось в 1928.

Совр. монг. танц. иск-во достигло высокого развития после победы нар. революции в стране (1921). В многочисл. кружках художеств. самодеятельности, получивших повсеместное распространение, большое место заняли танц. номера. На основе традиц. танцев создавались новые.

В 1930-х гг. в Монголии возник балетный театр. была заложена основа классич. балетного иск-ва. Монг. нац. классич. балет тесно связан с нар. истоками танц. творчества. В 1932 в Улан-Баторе был открыт Муз.-драм. т-р. В 1963 на базе оперной и балетной трупп этого т-ра создан Гос. т-р оперы и балета МНР. Большое влияние на становление иск-ва балета в МНР оказала сов. хореографич. школа. Все крупные деятели монг. балета учились в СССравни Значит. вклад в развитие хореографич. иск-ва МНР внесли танцовщики Ц. Дашидулам, Д. Булхуу, Ж. Алимаху, Ц. Томой, Т. Туул, О. Ганбатор, Н. Батор, Оуюн, балетмейстеры Д. Лхасурэн, Б. Гурбазар, Д. Балдандорж, Ц. Сэвжид, Б. Жамьяндагва, Д. Бэх-Очир. Сов. балетмейстеры часто ставят спектакли в Монголии, в муз.-хореографич. уч-ще Улан-Батора преподают сов. педагоги. В 1978 в МНР работают Гос. т-р оперы и балета и 6 аймачных (областных) театров с балетными труппами (в Чойбалсане, Кобдо, Улэгэе, Улангоме, Мурэне и другие.>.). Вопросы хореографич. иск-ва освещаются в журнале "Соёл" ("Культура").

Лит.: Ринчен, Из нашего культурного наследия, Улан-Батор, 1958; Долгосурэн Г., Монгол ардын бужиг, Улаанбаазар, 1962; Дашдорж Д., Цоодол С., Ардын дуу, хэгжмийн суу билэгтнууд, L. I, Улаанбаатар, 1971.


Хорлоогийн Нацагдорж.


Балет. Энциклопеди. - М.: . Главный редактор Ю.Н.Григорович . 1981 .

Смотреть что такое "Монгольский танец, балет" в других словарях:

    СССР. Литература и искусство - Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия

    Узбекская Советская Социалистическая Республика - (Узбекистон Совет Социалистик Республикаси) Узбекистан. I. Общие сведения Узбекская ССР образована 27 октября 1924. Расположена в центральной и северной частях Средней Азии. Граничит на С. и С. З. с Казахской ССР, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

    Монгольская Народная Республика - (Бугд Найрамдах Монгол Ард Улс) МНР (БНМАУ). I. Общие сведения МНР государство в Центральной Азии. Граничит с СССР и КНР. Площадь 1565 тыс. км2. Население 1377,9 тыс. чел. (начало 1974). Столица г. Улан Батор. В … Большая советская энциклопедия

    Список нематериального культурного наследия человечества - Список нематериального культурного наследия человечества список, составляемый в рамках программы ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального культурного наследия», призван привлечь внимание к нематериальному культурному наследию. Содержание 1 … Википедия

    Чичинадзе, Алексей Виссарионович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Чичинадзе. Алексей Чичинадзе Имя при рождении: Алексей Виссарионович Чичинадзе Дата рождения: 13 (26) декабря 1917(1917 12 26) … Википедия

    Азия - (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию … Энциклопедия инвестора

    Китай - Китайская Народная Республика, КНР, гос во в Центр, и Вост. Азии. Принятое в России название Китай от этнонима кидане (они же китаи) группы монг. племен, покоривших в средние века территорию сев. областей совр. Китая и образовавших гос во Ляо (X… … Географическая энциклопедия